Физическое, психическое и речевое развитие младенца: что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Содержание:

Развитие ребенка в 4 месяца

Развиваем органы чувств

Для развития тактильной чувствительности сшейте для своего малыша небольшие мешочки. Сделайте их из одной ткани и наполните разными крупами (фасоль, рис, горох, гречка, манка). Вкладывайте мешочки то в одну, то в другую ручку малыша. Помимо развития тактильной чувствительности, это ещё и прекрасный массаж для ручек крохи.

Продолжайте показывать малышу различные картинки, игрушки и обычные предметы. Объясняйте, что вы показываете: «Это телефон, это зеркало, это часы…»

Также и на прогулке, выньте малыша из коляски на 5-10 минут. Расскажите ему, что вас окружает, где вы гуляете, покажите птичек, дайте потрогать листик, проведите его ручкой по коре дерева, понюхайте вместе цветочек и т.д.

Играйте с малышом в прятки. Возьмите любой платочек, встаньте так, чтобы кроха видел ваше лицо. Закройте лицо платочком, п потом выгляните, приговаривая: «А где мама? Нет мамы. Ку-ку! Где же мама? Вот мама! Нашлась!». Таким же образом спрячьте малыша и эмоционально ищите его.

Развиваем моторику

Для развития крупной моторики продолжайте делать с малышом специальные упражнения (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).

Поиграйте с крохой в «топотушки». Положите малыша на спину, возьмите его за ножки и потопайте ножками по столу то медленно, то быстро, приговаривая:

Сделайте с малышом «потягушки». Положите ребенка на спинку, потяните его за ручки и скажите:

Загибайте и разгибайте пальчики малыша, делайте круговые движения по ладошке. Сопровождайте свои действия потешками и стишками:

Развиваем речь

На четвертом месяце гуление становится более длительным и певучим. Обязательно поддерживайте желание малыша пообщаться. Отвечайте своему крохе – пойте песенки, гулите в ответ.

Продолжайте читать с малышом книжки и рассматривать картинки. Во время чтения обязательно обнимайте и поглаживайте кроху. Рассматривая картинки, используйте тактильные упражнения. Например, покажите, как бежит мышка (перебирая пальцами проведите по ручке малыша снизу-вверх и обратно), как плывёт рыбка (проведите по спинке малыша ребром ладони), как катится колобок (покатайте мячик по ножке)

Очень важно использовать этот принцип, т.к. дети лучше запоминают информацию, поступающую сразу через несколько каналов восприятия: зрительный (глаза), аудиальный (уши), кинестетический (телесный)

Развиваем музыкальные способности

Покажите своему ребенка, как звучат разные музыкальные предметы, например, дудочка и барабан. Скажите: «Дудочка дудит! Ду-ду! Барабан стучит! Бом-бом!»

Привлекайте внимание малыша к различным звукам дома и на улице. Расскажите, как тикают часы, звонит телефон, едут машины

Для развития фонетического и музыкального слуха, ставьте малышу записи звуков природы. Например, как шумит ветер, журчит ручеек, идет дождик. Учите своего ребенка слушать, расскажите стихотворение разным по громкости голосом, начните читать звонко, а закончите шепотом.

Физическое развитие ребенка 4 месяц жизни

С трех до четырех месяцев мальчик должен был прибавить в весе и росте приблизительно на 560–730 грамм и 2,5 см, девочка на 490–710 г. и 2,3 см.

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка 4-х месяцев значительно возрастает: ребенок самостоятельно переворачивается на живот со спины и на спину с живота. Лежа на животе, высоко поднимается на руках, начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами (как бы крутится вокруг пупка).

Подтягивает ноги, поднимается на четвереньках, раскачивается при этом. Лежа на спине, подтягивается, схватившись за опору. Может сесть, если схватится пальцами за руки взрослого. Ищет любую возможность подняться вертикально, опереться на ножки. Малыш уверенно хватает рукой предметы.

Пищевое поведение

Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди: сосет перед сном, во время пробуждения, во время сна (дневного и ночного). В связи с этим появляется довольно точный режим кормления. Малыш начинает наблюдать за едой взрослых, интересоваться тем, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Во время кормления грудью ребенок прижимает ее деснами, начинает отвлекаться по сторонам, отворачиваться от груди, а через некоторое время снова их сосать. Это подтверждает, что отныне ребенок может самостоятельно определять стратегию своего поведения, осознает, что он и мать — отдельные лица, поведение которых отличается.

Гигиенические навыки

Малыш испытывает удовлетворение, когда его купают; чувствует облегчение, когда его моют, подмывают, радостно улыбается после того, как взрослые сняли с него мокрые штанишки, вынули грязный подгузник, переодели в сухую и удобную одежду.

Задача развития:

создавать благоприятные условия для полноценного моторного развития – умения переворачиваться, подниматься на руках, подтягиваться, становиться на четвереньки;

формировать пищевое поведение, интерес к пище взрослых, умение радоваться общению с матерью во время кормления грудью;
— стимулировать желание купаться, умывать грязные руки и лицо, радоваться воде;

воспитывать чувство комфорта от пребывания в чистой кровати, одежде;
— упражнять в умении эмоционально откликаться на одобрение взрослого, связанное с опрятным видом малыша.

Организация жизнедеятельности

Кормление остается грудным, без введения воды и любых подкармливаний.

Необходимо учить малыша ориентироваться, поворачивать на звук голову и туловище. Сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 метра торохтите игрушкой (погремушкой, колокольчиком) и ждете реакции ребенка. Хорошо, если через 10-15 секунд он повернется, ища глазами источник звука, обрадуется, когда его найдет. Желательно одобрить его достижения, повторить упражнение еще один-два раза.

Когда во время кормления грудью ребенок отвлекается, отворачивается, матери не следует на него обижаться, сердиться, убирать грудь, считая, что малыш капризничает. Таким образом он заявляет о своих возросших возможностях, о своем «я». Следует подтвердить ребенку свое расположение, продемонстрировать надежность, но показать и мимикой, что вам было больно.

Целесообразно проводить сухое обтирание тела малыша фланелевой перчаткой до незначительного покраснения кожи (7-10 раз), затем перчаткой, смоченной в воде с температурой +37 °С, постепенно снижая ее до +35 ° С. Закаливанию ребенка способствует обливание водой, температура которой на 1 °С ниже температуры воды, в которой ребенка купают. Летом будет уместным проведение обливания на свежем воздухе, если в тени не менее +20-18 °С. Эффективным средством закаливания и укрепления здоровья малыша первых месяцев жизни является плавание.

Показатели физического развития:

переворачивается со спины на живот, с живота на спину;

лежа на животе, поднимается на руках;

становится на четвереньки, раскачивается;

лежа на спине и держа взрослого за руки, подтягивается;

— прижимает грудь матери деснами;

наблюдает за едой взрослых;

охотно купается, чувствует себя в воде комфортно;

чувствует удовлетворение после переодевания в чистую одежду.

Уход за ребенком в 4 месяца

Маленькие детки обожают гимнастику, массаж, купание. Введите в правило каждое утро умывать личико и протирать глазки тампонами с чистой теплой водой. Чистите ушки и носик специальными приспособлениями — ватными жгутиками. Малыши становятся более активными, поэтому нужно аккуратно обрезать ноготки, чтобы невозможно было пораниться. Малыш не любит оставаться один, внимательно наблюдает за лицом находящегося с ним человека, реагирует на присутствие матери и близкого человека.

Если он капризничает, успокоить его можно взяв на руки – так он чувствует материнское тепло. К тому же маме нужно подготовиться морально — в четырехмесячном возрасте начинают появляться первые зубки. Нужно приобрести и давать ребенку силиконовые кольца, чтобы массировались и разминались десна. Выделяется много слюней, может появиться даже сыпь не подбородке. Для предотвращения опрелостей и раздражения оставляйте малыша на некоторое время для контакта с воздухом с открытыми попкой и ножками.

Как ухаживать за ребенком при использовании памперсов

Меняя памперс, каждый раз подмывайте малыша проточной водой, или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене памперса оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать памперс с марлевыми подгузниками. Опрелости и раздражение кожи возникает в том случае, если ребенку жарко (температура в комнате 24—25 °С). Летом в жару лучше не использовать памперсы совсем, или только в ночное время.

Но полностью отказываться от них не стоит, ведь по многочисленным исследованиям, эти отклонения возникают и при обыкновенных марлевых подгузниках. Не используйте памперсы маленького размера. Стирайте одежду только специальным детским мылом или порошком, следите чтобы узелки и швы не давили нежное тело малыша. Если опрелости все же образовались, можно промывать эти места отварами трав, или делать ванночки. Подходят ромашка, кора дуба, шалфей, лавровый лист, эвкалипт. Следите, чтобы не возникали аллергические реакции на травы.

Занятия для развития

Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику

Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Рефлексы и прочие навыки

Помимо тех «новшеств», что должен уметь ребенок (узнавания, гуления, переворачивания), к 4 месяцам у деток постепенно пропадают рефлексы, присущие новорожденным.

  • Если провести по спинке сверху вниз вдоль позвоночника (на расстоянии около сантиметра от него), малыш уже не будет изгибать спинку. Этот рефлекс называют рефлексом Таланта, и к четырем месяцам он должен полностью угаснуть.
  • Безусловный хватательный рефлекс постепенно становится целенаправленным. Малыш стремится взять в ручки предметы, которые находятся рядом и заинтересовали его. Стимулируйте такую активность, и в дальнейшем мелкая моторика будет развиваться быстрее.
  • Постепенно угасает и рефлекс Морро. Он заключается в реакции крохи на резкий хлопок по поверхности, где находится карапуз. Ранее малыш вскидывал ручки, раскрывая ладошки, а потом прижимал их к груди. Теперь эта реакция становится менее яркой.
  • Рефлекс ползания тоже постепенно угасает. Впрочем, его можно стимулировать – это может ускорить у ребенка выработку соответствующего навыка.

Важно! Если вы практически с рождения обучали кроху грудничковому плаванию, в этом возрасте можно переходить к «заплывам» в полной ванне. Следует подчеркнуть, что врожденные плавательные рефлексы к четырем месяцам угасают практически полностью, поэтому начинать такие занятия нецелесообразно – момент упущен

Стоит отметить и такие навыки, как хлопки – кроха умеет раскрывать ладошки, делает «ладушки». Движения ручек становятся более скоординированными – детки, например, знают, как «извлечь звуки» из погремушки.

В этом возрасте, если малыша поддерживать вертикально, он словно поднимается на цыпочки, отталкиваясь от поверхности. Еще одно новшество – целенаправленные попытки попробовать на зуб все, что попадается под руку (и сами ручки, кстати, тоже).

Физическое и двигательное развитие

Что касается физиологического развития четырехмесячного ребенка, здесь еще сохраняется тенденция к высокой ежемесячной прибавке веса. Поскольку карапуз двигается не так много, масса тела увеличивается в среднем на 650-750 г. Средний показатель веса – от 5 до 8 кг, а роста – 57-66 см.

  • В это время гипертонус мышц ручек должен пропасть, однако в ножных мышцах еще может сохраниться. Не паникуйте, это нормальное явление.
  • Налаживается работа ЖКТ, пропадают колики. Сон становится спокойнее.
  • Четырехмесячные карапузы уверенно держат голову и даже могут подниматься на ручках, опираясь на ладошки, а не на локти, как раньше.

Важно! Нередко ребенок уже в 4 месяца пытается сесть – если дать ему ухватиться за пальцы родителей, карапуз пытается подтягиваться на ручках, словно присаживаясь. Подобное «высаживание» можно включить в гимнастический комплекс, но помните – находиться в сидячем положении малыш должен не дольше одной-двух секунд

  • Полноценно сидеть ему еще рано, ведь мышцы спины пока слабенькие.
  • Движения ручек крохи постепенно приобретают упорядоченность, малыш учится управлять конечностями. Однако моторика развита еще слабо, поэтому долго удержать игрушку в ручке он не может.
  • В этот период детки уже активно переворачиваются со спинки на животик, а иногда и обратно. Когда ребенок начинает переворачиваться в обе стороны, родители, чтобы предотвратить падения, зачастую «переселяют» его на пол. Это позволяет крохе посмотреть на вещи по-новому и стимулирует его любознательность.

Знаете ли вы? На пятом месяце жизни можно готовить малыша к ползанию – создавать опору у пяточек, когда ребенок лежит на животе, класть неподалеку игрушку, чтобы кроха стремился достать ее.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

Поводом для беспокойства следует считать следующие отклонения в развитии:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

  • Режим дня ребенка в 4 месяца
  • Сколько должен съедать смеси или грудного молока ребенок
  • Как определить наедается ли ребенок грудным молоком или смесью
  • Как выбрать лучшую смесь для ребенка
  • Развитие ребенка по месяцам до года

Играем в развивающие игры:

Перечень этих игр отнюдь не претендует на полноту и завершенность, он лишь отмечает определенные направления для игры с малышом и дает фундамент для дальнейшего творческого взаимодействия родителя с ребенком. В общем, пользуйтесь, руководствуйтесь, но не ограничивайтесь этим.

Развивающая игра «Прятки»

С ребенком можно уже играть в прятки, закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Малыш будет радоваться, увидев ваше лицо, и ожидать его появления, если вы прячетесь.

Пальчиковая гимнастика

Наверняка вы уже наслышаны о том, что развитие руки напрямую связано с развитием речи и о том, что развитие тонких движений пальчиков руки стимулирует развитие коры головного мозга. Разминая пальчики, лучше использовать потешки, чтобы игра приносила ребенку удовольствие.Пальчики(русская народная потешка)Поочередно загибая пальчики ребенка, приговариваютЭтот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот наш малыш,Наш малыш — … (называют имя).Пять братьев(русская народная потешка)Большой палец руки соединяют поочередно с каждым пальчиком.Идут четыре братаНавстречу старшему.- Здравствуй, большак! — говорят.- Здорово, Васька-указка, Гришка-середка,Мишка-сиротка,Да крошка Тимошка.

Развивающие игры «Смотрелки»

Разглядывать новые игрушки, новые лица, картинки и многое другое — одно удовольствие для малыша. Предоставьте ему такую возможность. Особенно это касается тех родителей, детки у которых спокойные и могут пролежать в кроватке целый день. «Ручные» дети получают гораздо больше зрительной информации, поэтому быстрее развиваются.

Любимый мотив

Пойте любимую песенку, заменяя все слова одним слогом, например, «па» Песенка «Я на солнышке лежу» будет звучать примерно так: «Па-па-па-па-па-па-па» и т.п.

Развивающие игры с покачиваниями и танцевальными движениями

Покачивания доставляют детям немало удовольствия. Кроме того, они играют существенную роль, помогая малышам учиться удерживать равновесие, необходимое для хождения.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

Не забываем закаляться

Чтобы ребенок как можно меньше болел, не стоит его сильно кутать. Следует поддерживать температуру в комнате малыша не выше 22 °С. При более высокой кроха начинает потеть, появляется потничка.

Необходимо часто проветривать помещение. Так в комнате уничтожаются бактерии и вирусы, и поступает кислород.

Гулять с малышом можно при температуре не ниже –10 °С и отсутствии сильного ветра. Летом лучше гулять в утренние и вечерние часы, избегая полуденного зноя.

Полезны влажные обтирания (постепенно следует уменьшать температуру воды на 1 °С, дойдя до 25 °С). Массаж и гимнастку мама может и должна проводить самостоятельно. Если есть показания к профессиональной помощи, врач выпишет соответствующее направление.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Этот возраст — веселое время в развитии карапуза, потому что считается началом того, когда личность малыша начнет проявлять себя. Ребенок в 4 месяца сможет выразить свои чувства — когда он расстроен, ему скучно, он устал или просто голодный. И поскольку теперь он понимает причину и следствие, он поймет, что выражение этих новых эмоций вызывает у родителей отклик! Приготовьтесь к множеству забавных детских трюков (манипуляций), пока ваш малыш учится экспериментировать с окружающим миром.

С изучением постоянства объекта кроха теперь понимает, что вещи, которые находятся вне поля зрения, к примеру, мама, одеяло или игрушка, на самом деле не исчезают, даже если он не видит их.

Как вы можете теперь заметить, вашему чаду может потребоваться больше развлечений и активности в этом месяце, поэтому попробуйте поэкспериментировать с этими новыми занятиями для повседневной рутины и игр:

  • Пусть играет с висящими игрушками или мобильной каруселью над кроваткой.
  • Посадите грудничка в надувное сиденье или шезлонг (если такие имеются) с подвесными игрушками, с которыми он с удовольствием сможет взаимодействовать.
  • Прогуливаясь в коляске приподнимите спинку, чтобы ваш ребенок мог видеть происходящее вокруг. Также комментируйте, что встречается на пути.
  • Играйте в прятки (мама прячется за своими ладошками) или спрячьте игрушку под одеялом. Наблюдайте, испытывает ли интерес крошка, чтобы раскрыть мамины ладони или одеяло, посмотрев, что там скрыто.
  • Положите крохе в ручку любимые игрушки или предметы.
  • Читайте вместе — ваш ребенок еще совсем маленький, но красочные настольные книги не оставят его равнодушным и будут стимулировать умственное развитие малыша. некоторые малыши пытаются запоминать и произносить новые звуки, складывая их в слоги.
  • Положите малютку на пол или на развивающий коврик. Затем разложите несколько игрушек перед ним, чтобы бросить ему вызов достать свои игрушки ручкой.

Стимулировать развитие ребенка, а именно учить самостоятельному сидению малютки можно с помощью специального сидения, подушки для кормления или собственных коленей. Все в пределах дозволенного в 4 месячном возрасте. И конечно же, никогда не оставляйте своего крошку без присмотра рядом с подушкой. В этот период у него развиваются мышцы, необходимые для поддержания себя, поэтому велика вероятность, что вначале будет происходить опрокидывание!

Эмоциональная и социальная сфера ребенка в 4 месяца

Характерной чертой ребенка в 4 месяца является интенсивность развития эмоционального состояния. Радость при виде мамы всегда выражается улыбкой и даже смехом. Также, малыш становится более любопытным и общительным, поэтому многим мамам приходится носить кроху с собой по всей квартире, готовить и убирать на руках с малышом.

Малыш в 4 месяца уже активно участвует в общении и вступает в контакт, помогает «по дому» и любит присутствовать на семейных ужинах

Уже ребенок не ждет, пока с ним заговорят или возьмут на ручки, и старается эмоциями, гулением и различными движениями привлечь к себе внимание или выразить пожелание, имитирует звуки, которые услышал

  • Улыбкой, смехом и различными эмоциями кроха реагирует на новые вещи, игрушки, голоса родных и пр. Таким образом, малыш контактирует с внешним миром, а также проявляет желание и готовность к общению.
  • Если кроху взять на руки, то он оживляется, ему уже интересно познавать все новое, знакомиться с предметами и проводить больше времени в вертикальном положении. Многие родители переживают, что малыш станет «ручным» и привыкнет сидеть только на руках, но это заблуждение. Когда у него будет возможность передвигаться самостоятельно, его потребность быть на руках снизится.
  • К тому же, в 4 месяца кроха может «гулять» и самостоятельно, например, лежа на животике или в кроватке, рассматривая игрушки или собственные руки.


С мамой

Но в общении с чужими и незнакомыми людьми малышу нужно время, чтобы привыкнуть, ни в коем случае не стоит давать кроху в руки малознакомым для него людям. Даже если это бабушка, которую малыш видит раз в полгода, т.к. у него еще слабо развита долгосрочная память, для крохи это малознакомый человек, и он может сильно испугаться. Стоит сразу предупредить гостей, что малышу надо время, чтобы лишний раз не подвергать кроху стрессам.

С чужими людьми малыши ведут себя в основном настороженно, могут испугаться или, наоборот, внимательно рассматривать и изучать. Даже если мама наденет шляпу и очки, вполне возможно, что ребенок ее не узнает, и даже если снять такую маскировку, кроха не сможет понять, что именно произошло.

Из-за грудного кормления, у малыша хорошо развит сосательный рефлекс и соответственно мышцы губ. Поэтому ему проще выговаривать губные звуки: м, б, п. Чаще всего малыши говорят «мама», что и считают первым словом.

Умение пользоваться своими руками и телом становится более совершенным, координация хватания становится четче и малыш уже может распознавать, что ему хочется брать, а что нет.

Ребенок в 4 месяца старается пощупать что-то новое, может проводить пальчиком по краю дивана, при этом получает массу удовольствия, и ищет что-то новое и неизвестное. Для малыша в таком возрасте подойдут различные погремушки с мелкими деталями, что позволит развивать моторику рук и познать новые ощущения. Желание познавать что-то новое, проявляет его способность вести себя более целеустремленно и осознанно

Поэтому очень важно дать возможность крохе развивать интерес и любопытство

Ребенок в 4 месяца активно реагирует на появление предметов, так же и на их исчезновение.  Кроха наблюдает за передвижением объекта, а после старается запомнить место, где оставили данный предмет, если игрушку убрать, то он начнет вспоминать траекторию ее передвижения, это тренирует память у малыша.

У ребенка такого возраста слух становится намного лучше, поэтому он поворачивает головку, когда к нему обращается мама, или реагирует на звон погремушки. Также кроха будет поворачиваться к любому источнику шума или неизвестного для него звука.

  • Мышление ребенка в 4 месяца также заметно становится лучше. Например, если крохе показать грудь, он замрет и будет ждать начала кормления. С любопытством рассматривает свое тело, играет с волосами, руками и даже рассматривает себя в зеркале.
  • Благодаря такому повышенному любопытству малыша к окружающему миру и к неопознанным для него предметам, он развивается не по дням, а по часам. А для того, чтобы этот интерес не угас, и ребенок развивался как положено и своевременно, родители должны помогать крохе, обучать его и стимулировать желание развиваться.


Учится

Этот период характерен оживлением, бурными эмоциями, которые как никогда радуют его родных. Малыш, и родители постепенно адаптируются к новым условиям жизни, правилам и графику, но, к сожалению, это ненадолго. Ближе к 5 месяцу у детей начинают резаться зубки, это приносит коррективы в спокойную и рутинную жизнь семьи. На 4 месяце, можно столкнуться с проблемой колик, особенно у мальчиков. Поэтому если кроха плохо спит или беспокойно себя ведет, стоит предпринять меры.

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Четырехмесячный ребенок — уже полноценный собеседник. Он активно проявляет интерес к знакомым людям и живо ищет общения. Малыш уже испытывает определенные эмоции и при появлении в его поле зрения мамы, начинает улыбаться. Для полноценного развития ребенку требуется не только уход, но и общение, когда окружающие его взрослые поют песенки, рассказывают потешки, показывают игрушки. Это способствует психическому и интеллектуальному развитию.

Очень важен тактильный контакт. Не бойтесь заласкать ребенка, выросший в любви и нежности малыш намного счастливее ребенка, росшего у строгих родителей.

Играя, развиваемся

Игра для ребенка – это эффективные упражнения для его активного психологического и физического развития. Во время игры с ребенком 4 месяцев старайтесь, чтобы все вызывало у него положительные эмоции. Иначе желание повторить какой-нибудь игровой элемент может вызвать неприятие или даже плач.

В этом возрасте самая основная игрушка – он сам. Малыш тщательно изучает свои ручки, ножки, играет с ними. Для развития хватательных навыков и звукового восприятия предлагайте ребенку совместную игру с яркими игрушками, издающими звуки, – погремушками, колокольчиками и другими. Самое главное, чтобы они были безопасными для маленького члена вашей семьи, потому что при изучении игрушек в ход пойдут и вкусовые рецепторы.

Любимая игра для четырехмесячного малыша – это «потягушки», когда крепко схватившись за пальцы взрослого, он потягивается и старается самостоятельно сесть.

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Ваш 3-х месячный малыш повзрослел на месяц. Младенческие колики к четвертому месяцу жизни остаются позади, и грудничок большую часть времени пребывает в хорошем настроении. Самостоятельно передвигаться еще не может, поэтому в моменты бодрствования рассматривает всё вокруг и пытается дотянуться ручками до близлежащих предметов. Очень радуется общению со взрослыми, начинает гулить, радостно шевелить ручками и ножками, заметив, что к нему обращается мама или папа.

Настало время ближе знакомиться с чадом, ведь теперь он выражает множество эмоций. Именно в этом возрасте кроха начинает забавно смеяться, а не только одаривать окружающих своей улыбкой. Чем активнее происходит общение грудничка с окружающими, тем больше с каждым днем в его речи появляются различные звуки лепета.

Что умеет четырехмесячный ребенок

Вот перечень основных навыков:

  • лежа на животике голова держится вполне уверенно несколько минут, и в этот момент крошка старается рассмотреть все вокруг. Более того, он уже способен кратковременно приподнимать свою верхнюю часть тела вместе с головой и опираться на локти;
  • перевороты на животик уже вполне освоены с положения «лежа на спине». Некоторые непоседы делают первые попытки ползания на животе, помогая себе при этом ножками. Еще немного, и ваше чадо действительно поползет! Оставлять его одного сейчас можно лишь в кроватке с бортами или манеже, но ни в коем случае не на диване или кровати – переворачиваясь, маленький уже вполне может свалиться с него;
  • в положении лежа на спине учится приподнимать вверх голову вместе с лопатками – так выглядят первые попытки садиться. Этот момент можно стимулировать, предлагая крошке взять игрушку из ваших рук. Он будет тянуться к ней вверх, приподнимая весь плечевой пояс;
  • к этому возрасту вполне уверенно управляет своими маленькими ручками, тренируя будущий навык – пинцетный захват. Карапузу нравится ко всему прикасаться, он начинает познавать мир через кончики пальцев. Это заметно в моменты кормлений – чадо может обхватывать мамину грудь или бутылочку, удерживая её. Лежа в кроватке, младенец уже не просто рассматривает предметы, а пытается ухватить их, если позволяет расстояние до них (игрушки с подвесной мобильной карусели и т.д.);
  • в периоды игр и общения строит гримасы, выражая удивление, радость или тревогу, при этом озвучивая все свои чувства разными интонациями. В возрасте 4 – 4,5 месяцев грудничок становится эмоциональным, он может испытывать весь спектр эмоций – от заливистого смеха до слёз;
  • гуление, имитирование звуков в моменты бодрствования могут длиться долго. Иногда своеобразные «беседы» он может вести сам с собой и ночью, внезапно проснувшись. Часто можно услышать ясный звук «а-а-а», «о-о-о», «е-е-е», при этом кроха будет сам прислушиваться к ним. Некоторые детки могут произносить даже цепочки ритмичных слогов «да-да-да», «гу-гу», но никакой смысловой нагрузки они пока, конечно же, не несут.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие в четыре месяца малышей мужского и женского пола, можно утверждать, что мальчики зачастую опережают своих сверстниц по физическим параметрам. Так, рост маленьких карапузов в этот период может входить в диапазон 61 – 66 см, тогда как у девочек длина увеличилась в пределах 60 – 65 см. С весом подобная ситуация – у мальчиков он может достигать в пределах нормы 7700 г, а у девочек в четыре месяца вес редко доходит до отметки в 7100 г.

В остальном, различия между здоровыми детьми обоих полов носят незначительный характер и зависят от особенностей вскармливания, конституции родителей, национальной принадлежности и даже места проживания. Поэтому приведенные выше данные различий между мальчиками и девочками грудного возраста можно считать весьма условными.

Таблица показателей средних величин физического развития

Поскольку к четырём месяцам ребёнок ещё не обладает какими-то неординарными навыками, наиболее простой способ оценить нормы развития — посмотреть на физические показатели.

Двигательная активность 4-месячного ребёнка пока небольшая, благодаря чему малыш неплохо прибавляет в весе и росте. Получается, что рост и вес — одни из самых надёжных показателей того, насколько правильно и в соответствии с нормами развивается ребёнок.

Малыш в среднем поправляется на 750 г и подрастает на 2,5 см. Когда малютка начнёт двигаться активнее, его вес будет расти не столь стремительно, хотя кушать он начнёт больше.

Параметры грудной клетки на 4–5 месяце остаются одинаковыми, но к концу пятого месяца обхват груди ребёнка будет больше, чем обхват его головки.

Подробные параметры указаны в таблице.

Показатель Средние значения Мальчики в 4–5 месяцев Девочки в 4–5 месяцев
Вес 6400–7000 г 5600–8700 г 5000–8200 г
Рост 62,1–63,9 см 59,7–68,0 см 57,8–66,4 см
Окружность головы 40,6–41,6 см 39,2–44,0 см 38,1–43,1 см
Окружность грудной клетки 41,0–41,6 см 38,6–44,6 см 38,9–43,0 см

Если какой-то параметр изменился в обратную сторону, желательно обратить на это внимание педиатра. Возможно, он посоветует, как это исправить, или сможет диагностировать заболевание на ранних стадиях

Развитие ребенка в 4 месяца

Младенец уже умеет хорошо держать голову. Когда он лежит на спине, то все время поднимает ее, чтобы рассмотреть себя хорошенько и все вокруг. Во время, когда ребенок играет, чаще выкладывайте его на животик, пускай укрепляются спина и шея. Грудничок уже уверенно держит головку и на животе, но пускай учится так же уверенно и легко поворачивать голову из стороны в сторону. Лежа на животике, малыш успевает рассматривать все вокруг себя, а также старается ручкой схватить игрушку или что-то другое, интересное ему, при этом удерживая себя с приподнятой головкой, опираясь только на одну ручку. Также ребенок пытается повернуться на бочок или даже перевернуться со спинки на животик. Он быстрее научится это делать, если вы будете ему помогать. Как правильно делать перевороты, описано в статье ниже. К тому же стимулировать его перевороты можно и при помощи ярких игрушек. Положите возле малыша игрушку так, чтобы он смог ее взять, перевернувшись на бочок.

Ребенок продолжает исследовать себя – он поднимает вверх ручки и следит за ними. Движения ручек и глаз скоординированные. Также он может удерживать небольшие предметы в руках.

Малыш уже узнает своих родных, когда с ним заговорят, обязательно ответит улыбкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector