Поздравление с 4 месяцами мальчика

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес ( волосы ),
  • Тут поляна ( лоб ),
  • Тут бугор ( нос ),
  • Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучились в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Психоэмоциональное развитие

Если говорить о преобразованиях, которые происходят во время психоэмоциональных изменений, то для 4-месячных деток характерно:

  • Лёгкое и быстрое стимулирование “комплекса оживления”. Увидев близких людей, девочка или будущий сорванец начинает улыбаться, гулить, активно двигать ногами и руками, выражая свою радость.
  • Узнавание мамы. Малыш может легко выделить её среди других.
  • Лепетание. Ребёнок в таком возрасте издаёт отдельные звуки, но иногда можно услышать слоги, например, ма, па и т.д.
  • Выражение разных эмоций. Малютка может не только радоваться и грустить, но и обижаться, сердиться и бояться чего-то.
  • Появление дифференцированного поведения. Например, если сынишке или дочурке понравилась игра, то он будет радоваться, а в случае её остановки — капризничать. 
  • Быстрое определение звукового источника. Кроха поворачивает голову в том направлении, откуда доносится голос. Он может воспринимать музыку.
  • Сосредоточение и прислушивание при произношении имени карапуза.
  • Наблюдение за перемещающимися предметами.
  • Проявление радости при виде своего отражения.
  • Знакомство со своим телом, ощущение его в пространстве. В 4-месячном возрасте дети могут рассматривать свои ладошки или щупать ножки.

https://youtube.com/watch?v=T7ztDoGUYbU

Уход за ребенком в 4 месяца

Маленькие детки обожают гимнастику, массаж, купание. Введите в правило каждое утро умывать личико и протирать глазки тампонами с чистой теплой водой. Чистите ушки и носик специальными приспособлениями — ватными жгутиками. Малыши становятся более активными, поэтому нужно аккуратно обрезать ноготки, чтобы невозможно было пораниться. Малыш не любит оставаться один, внимательно наблюдает за лицом находящегося с ним человека, реагирует на присутствие матери и близкого человека.

Если он капризничает, успокоить его можно взяв на руки – так он чувствует материнское тепло. К тому же маме нужно подготовиться морально — в четырехмесячном возрасте начинают появляться первые зубки. Нужно приобрести и давать ребенку силиконовые кольца, чтобы массировались и разминались десна. Выделяется много слюней, может появиться даже сыпь не подбородке. Для предотвращения опрелостей и раздражения оставляйте малыша на некоторое время для контакта с воздухом с открытыми попкой и ножками.

Как ухаживать за ребенком при использовании памперсов

Меняя памперс, каждый раз подмывайте малыша проточной водой, или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене памперса оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать памперс с марлевыми подгузниками. Опрелости и раздражение кожи возникает в том случае, если ребенку жарко (температура в комнате 24—25 °С). Летом в жару лучше не использовать памперсы совсем, или только в ночное время.

Но полностью отказываться от них не стоит, ведь по многочисленным исследованиям, эти отклонения возникают и при обыкновенных марлевых подгузниках. Не используйте памперсы маленького размера. Стирайте одежду только специальным детским мылом или порошком, следите чтобы узелки и швы не давили нежное тело малыша. Если опрелости все же образовались, можно промывать эти места отварами трав, или делать ванночки. Подходят ромашка, кора дуба, шалфей, лавровый лист, эвкалипт. Следите, чтобы не возникали аллергические реакции на травы.

Ножками потопали, ручками похлопали…

Как же заниматься с четырёхмесячным младенцем для того, чтобы помочь его развитию?

  • играйте не более 3-5 минут  и только тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие;
  • играйте не раз в день, а почаще;
  • повторяя в  игре  одни  и те  же движения и действия, вы  способствуете укреплению нейронных связей головного мозга, развивая малыша не только физически, но  и умственно;
  • для развития речи больше общайтесь с крохой;
  • «переселите» грудничка с кровати на пол на постоянное пребывание не только из соображений безопасности (с пола никуда нельзя упасть), но и для его правильного физического и интеллектуального развития. Так, при лежании на полу на животике, у ребенка:
  1. формируется опора на руки, необходимая при освоении ползания на четвереньках;
  2. укрепляется мышечный корсет;
  3. развивается зрение, поскольку  обзор на полу намного шире, чем в кроватке;
  4. накапливается больше впечатлений, ведь на полу так много интересного и неизведанного…
  5. легко отходят газы, и он не  мучается от вздутия в кишечнике.

При этом важно, чтобы на полу не было мелких предметов, которые ребенок может проглотить или вдохнуть. Безопасными можно считать игрушки и предметы, диаметром не менее 4 см

Но, если малыш, лежа на животе, сильно запрокидывает голову назад и выгибается —  выкладывания надо прекратить до получения консультации педиатра! Возможно, у ребенка  сильный физиологический гипертонус спины и задней поверхности шеи.

Упражнения для развития малютки

Итак, предлагаю вам несколько упражнений, которые могут дополнить комплексы из прошлой статьи или заменить уже наскучившие или хорошо освоенные приёмы:

  1. Во время массажа прикладывайте к телу малыша материалы разной текстуры, показывайте ему свои ножки, предлагайте ухватиться за них. В положении лёжа на животе кладите впереди игрушку, предлагая дотянуться до неё. Подставляя руки под согнутые ножки помогайте проползти вперёд.
  2. В играх используйте игрушки разных форм, размеров, из разных материалов, издающие разные звуки. Показывайте манипуляции с ними, учите повторять их.
  3. Делая зарядку, массаж, гигиенические процедуры повторяйте одни и те же стишки, потешки. Называйте действия, произносите звуки, означающие движения или манипуляции. (“Тут-тук”, “ш-ш-ш”, “топ-топ-топ” и др.)
  4. Играйте в игру “Сорока-белобока”, которая будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения, поскольку  на ладони есть центры, стимулирующие работу кишечника.
  5. Произносите звуки животных, звуки транспорта и т.д., одновременно показывая их изображение на картинке.
  6. Играйте в прятки. Прятаться могут игрушки, члены семьи, вы сами или малыш.
  7. Играйте в мыльные пузыри: их медленный полёт завораживает крошек.
  8. Купите носочки со зверушками, колокольчиками, бусинами на пальчиках. Покажите как можно достать и снять носок, а потом поиграть с ним. Когда ребёнок сможет это сделать сам, хвалите его и радуйтесь.
  9. Играйте в “ладушки” ручками крохи.
  10. Поиграйте в “Червячка” с цветными шнурками.
  11. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.
  12. Проводите с малышом  экскурсии по квартире: подходя к какой-либо  вещи,  громко и отчетливо несколько раз называйте этот предмет.
  13. Ставьте ему для прослушивания красивую музыку, пойте колыбельные

Занятия лучше проводить днём или утром. Уделяйте этому не более 7 минут за один раз.

Развитие ребенка в 4 месяца

Развиваем органы чувств

Для развития тактильной чувствительности сшейте для своего малыша небольшие мешочки. Сделайте их из одной ткани и наполните разными крупами (фасоль, рис, горох, гречка, манка). Вкладывайте мешочки то в одну, то в другую ручку малыша. Помимо развития тактильной чувствительности, это ещё и прекрасный массаж для ручек крохи.

Продолжайте показывать малышу различные картинки, игрушки и обычные предметы. Объясняйте, что вы показываете: «Это телефон, это зеркало, это часы…»

Также и на прогулке, выньте малыша из коляски на 5-10 минут. Расскажите ему, что вас окружает, где вы гуляете, покажите птичек, дайте потрогать листик, проведите его ручкой по коре дерева, понюхайте вместе цветочек и т.д.

Играйте с малышом в прятки. Возьмите любой платочек, встаньте так, чтобы кроха видел ваше лицо. Закройте лицо платочком, п потом выгляните, приговаривая: «А где мама? Нет мамы. Ку-ку! Где же мама? Вот мама! Нашлась!». Таким же образом спрячьте малыша и эмоционально ищите его.

Развиваем моторику

Для развития крупной моторики продолжайте делать с малышом специальные упражнения (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).

Поиграйте с крохой в «топотушки». Положите малыша на спину, возьмите его за ножки и потопайте ножками по столу то медленно, то быстро, приговаривая:

Сделайте с малышом «потягушки». Положите ребенка на спинку, потяните его за ручки и скажите:

Загибайте и разгибайте пальчики малыша, делайте круговые движения по ладошке. Сопровождайте свои действия потешками и стишками:

Развиваем речь

На четвертом месяце гуление становится более длительным и певучим. Обязательно поддерживайте желание малыша пообщаться. Отвечайте своему крохе – пойте песенки, гулите в ответ.

Продолжайте читать с малышом книжки и рассматривать картинки. Во время чтения обязательно обнимайте и поглаживайте кроху. Рассматривая картинки, используйте тактильные упражнения. Например, покажите, как бежит мышка (перебирая пальцами проведите по ручке малыша снизу-вверх и обратно), как плывёт рыбка (проведите по спинке малыша ребром ладони), как катится колобок (покатайте мячик по ножке)

Очень важно использовать этот принцип, т.к. дети лучше запоминают информацию, поступающую сразу через несколько каналов восприятия: зрительный (глаза), аудиальный (уши), кинестетический (телесный)

Развиваем музыкальные способности

Покажите своему ребенка, как звучат разные музыкальные предметы, например, дудочка и барабан. Скажите: «Дудочка дудит! Ду-ду! Барабан стучит! Бом-бом!»

Привлекайте внимание малыша к различным звукам дома и на улице. Расскажите, как тикают часы, звонит телефон, едут машины

Для развития фонетического и музыкального слуха, ставьте малышу записи звуков природы. Например, как шумит ветер, журчит ручеек, идет дождик. Учите своего ребенка слушать, расскажите стихотворение разным по громкости голосом, начните читать звонко, а закончите шепотом.

Развитие психики малыша в четыре месяца

Психическое состояние крохи еще несовершенно. Оно регулярно меняется из-за быстрого развития. Для крохи в этом возрасте – мама главный человек, хоть малыш и узнает уже всех родных людей. Посторонние люди, настораживают малыша. Он не всегда соглашается идти к незнакомцу на руки. Так кроха показывает свой характер.

При виде ванночки с водой, он уже понимает, что сейчас будут водные процедуры, когда видит бутылочку – знает что пора кушать. Если малышу дать игрушку, которую сразу забрать – он о ней быстро забудет, когда предмет покажут вновь – он у него проявится в памяти. В четырехмесячном возрасте, маленький человечек издает новые звуки, проскакивают буквы: д, б, т, м. Чаще всего слышны звуки гласных букв.

Рефлексы, эмоции и «речь»

В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:

    • Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
    • Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.

Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;

Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;

Рефлекс ползанья по Бауэру.

Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.

Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.

В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:

    1. Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей, которые за ним ухаживают.

Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.

    1. Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность.

Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.

    1. У ребенка активно развивается речь.

Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.

  1. Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление.
  2. Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
  3. Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду.

В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – 5 месяцам грудничков на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Время Продукт
6.00 молочная смесь (180 г)
9.30 молочная смесь (180 г)
13.00 овощное пюре (100 г), молочная смесь (50 г), фруктовый сок (20 мл)
16.30 молочная смесь (140 г), фруктовое пюре (40 г)
20.00 молочная смесь (180 г)

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

Трапеза Перечень блюд
Завтрак Каша на молоке, печенье, молоко.
Обед Суп, гречневая каша и овощной салат, морс.
Полдник Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
Ужин Овощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

4 месяца поздравление мальчику

Стала ты сегодня старше,Принимай любви букет!Мы целуем нашу внучку,Поздравляем я и дед.
Для тебя, Ты наша прелесть!Пусть случится звездопад.Видишь, звёзды разгорелись!В твою честь этот парад!
Звёздный свет пусть освещаетПуть-дорогу много лет.Пусть душа горя не знает!Поздравляем Я и Дед.
Малыш, всего 2 месяца тебе!Но ты так значим, и судьбеСпасибо мы все говорим!Ты – чудо, всеми ты любим!
Дней 60? Да, так, немного вроде?А пролетит за годом годикИ станешь сильным, взрослым, смелым,Займешься благородным делом
Ты улыбаешься, малыш?Ты так забавно нам сопишь!Сказать нам хочешь, мол, друзья:2 месяца мне, это я!

Развивающие занятия

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные методики раннего развития детей.

Интересная и очень информативная статья психолога, в которой подробно описываются самые первые игрушки малыша — погремушки.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Мальчик 4 месяца ежедневный уход.

Вся процедура ухода за половыми органами мальчиков заключается в ежедневном мытье (снаружи) теплой водой, с использованием средств гигиены для детей соответствующего возраста.

Половой орган малышей с рождения имеет свою собственную защиту до определенного времени. И насильственное проникновение под крайнюю кожицу органа ведет к травмам, болезням и нарушениям работы в дальнейшем. Занимаясь ненужным промыванием, родители напрочь уничтожают ценную смазку, которая также играет защитную роль для органа мальчиков.

Также не следует издеваться над малышом и мыть его после каждого мочеиспускания. Хватает наружной обработки специальными гигиеническими салфетками, а вечером (перед сном) устроить водные процедуры.

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Полезно: Как организовать режим ребенка в 4 месяца

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

интересуется тем, что происходит вокруг него;
особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
лепечет и гулит;
реагирует на собственное имя;
отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Полезно: Логопедические упражнения для постановки звуков у детей 4 и 5 лет


Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Развитие ребенка в 4 месяца

Если сравнить трехмесячного кроху с четырехмесячным, то отличия будут поразительными. Дети в раннем возрасте очень быстро развиваются физически и эмоционально. Стоит отметить, что умения ребенка в 4 месяца практически не зависят от того, мальчик это или девочка. Пол может влиять только на вес и рост младенца, но не всегда. У детей в это время уже укрепились мышцы спины, поэтому они пытаются ползать и учатся переворачиваться. Как правило, малыш уже уверенно держит головку.

Гипертонус ручек в этом возрасте уже пропал, а в ножках еще немного сохраняется. Кроха пытается самостоятельно сесть, но пока не может справиться с этой задачей и помогать им, сооружая опоры из подушек, не рекомендуется. Зрение способно различать цвета. Особенно нравится малышу в 4 месяца желтый, синий, зеленый и красный. Мышцы глаз укрепляются и младенческие дефекты (небольшое косоглазие и прочее) проходят.

Слух тоже активно развивается и четырехмесячные крохи способны различать, откуда идет звук, поворачивать головку в нужном направлении. Ребенок уже не спутает голоса родителей с речью посторонних людей. Если включить малышу музыку, можно заметить, как он покачивается в такт. При этом ритмичные мелодии с низкими тонами гораздо больше нравятся малышам и малышкам, чем высокие тона.

У ребенка в 4 месяца быстро растут ногти и волосы. Пищеварительная система окрепла к этому времени и не реагирует коликами или вздутием на прикормы. Организм хорошо переваривает не только грудное молоко, но и некоторые другие продукты. Родители могут заметить сильное слюноотделение. Это связано с постоянным нахождением во рту крохи посторонних предметов, которые он таким способом изучает. Эмоции в 4 месяца ребенок демонстрирует уже более ярко и осознанно.

Как помочь крохе правильно развиваться?

Родителям следует помогать ребенку развиваться в физическом, умственном, психоэмоциональном планах. Лучше проводить это в игровой форме. Упор нужно делать на совершенствование моторики, слуха, зрения, эмоций

Важно укреплять мышцы малыша

Для этого выполняют специальный комплекс упражнений. Благотворно влияет на физическое состояние занятия на фитболе. Если у крохи присутствует гипертонус, тогда может помочь расслабляющий массаж.

Также мануальное воздействие улучшает кровообращение. Для совершенствования моторики полезно выполнять массаж пальцев. Это также способствует развитию речи.

Можно попробовать научить грудничка произносить первые гласные звуки. Для этого следует больше общаться с малышом

Важно использовать в своей речи простые слова. Необходимо организовать для крохи домашний кукольный театр

В качестве актеров стоит использовать игрушечные фигурки зверей и пупсов. Во время спектакля нужно постараться демонстрировать разные эмоции: огорчение, удивление, радость, страх. Малыша следует научить выражать разные чувства.

Комаровский Евгений Олегович, рекомендует регулярно выкладывать ребенка на живот

Для развития тактильной чувствительности полезно давать малышу трогать предметы разной текстуры и формы. Стоит заняться совершенствованием зрения. Для этого крохе следует показывать игрушки разных цветов. Нужно стимулировать ребенка наблюдать за движущимися яркими предметами.

Для развития слуха надо, приобрести музыкальные игрушки: колокольчики, карусели, пищалки, погремушки.

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.

1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.

2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.

3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.

4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик

Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка

5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.

6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.

Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.

7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.

Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.

Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.

Полезные ссылки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector