Что должен уметь ребенок в 4 года
Содержание:
- Речевое развитие
- Развитие моторики и игры для детей 4 лет
- Мелкая моторика
- Что должен уметь ребенок?
- Что должен знать ребенок в 4 года
- Спортивные навыки
- Когда мне следует беспокоиться о развитии языка моего ребенка
- Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)
- Физиологическое развитие ребенка в 4 года
- Физическое развитие ребенка в 4 года
- Развитие малыша
- Речевое развитие
- Рост и вес
- Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
- Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
- Развитие речи.
- Мышление.
- Рацион питания и таблица введения прикорма
- 4-летний малыш и физическая активность
Речевое развитие
Речевое развитие в дошкольном возрасте наиболее актуально. Основная его цель – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми, получение информации, выстраивание социальных связей.
К 3-4 годам ребенок:
- Составляет предложения.
- Отвечает на вопросы, выполняет просьбы и инструкции, соответствующие возрасту.
- Рассказывает о событиях, впечатлениях за день.
- Ведет рассказ от первого лица, используя слово «Я».
- Старается использовать верные падежные окончания.
- Описывает то, что изображено на картине или иллюстрации.
- Знает своё имя и возраст.
- Знает имена родителей и близких людей.
- Воспроизводит сказанные взрослым сложные предложения, строчки из песен, стихотворений.
- Знает песни и стихотворения, которые часто слышал.
- Изменяет громкость голоса по просьбе взрослого.
- Активно общается со знакомыми людьми, испытывает дискомфорт и стеснение при общении с незнакомыми.
- Прислушивается к своей речи, старается сам исправить ошибки или по просьбе взрослых.
- Побуждает взрослых играть с ним с сюжетно-ролевые игры, распределяет роли.
- Словотворчество.
Развитие моторики и игры для детей 4 лет
Если вы еще не отдели малыша на спортивные занятия, то для развития крупной моторики очень важны домашние занятия гимнастикой, а также подвижные уличные игры – прыжки, бег и многое другое. А для развития мелкой моторики хороши рисование и лепка. Обычно к 4 годам дети уже умеют рисовать подобие человечков, а также копировать простые рисунки.
На улице и в саду детишки уже знают, как играть вместе, они очень интересуются сюжетно-ролевыми играми, например:
- в детский сад;
- в дочки-матери;
- врачей и больных;
- водителей и пассажиров;
- магазин и многое другое.
Как правило, и мальчики и девочки интересуются играми в «семью»: используют кукол как членов семьи, укладывают их «спать», возят на «прогулку» и готовят «еду». В данном возрасте детишки уже знают некоторые отличия между мальчиками и девочками, появляются характерные увлечения, девочки больше любят наряжаться и стоять перед зеркалом, а мальчики больше интересуются домашними инструментами, устройством разных предметов техники.
Мелкая моторика
Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:
- ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
- нанизывает бусины средней величины на нитку;
- завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
- учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
- проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
- обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
- из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.
Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в 4-4,5 года умеют:
- Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
- Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
- Прыгать вперед на обеих ногах.
- Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
- Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
- Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
- Кататься на велосипеде.
- Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
- Играть с другими детками в группе или в паре.
- Правильно называть множественное число существительных.
- Верно употреблять предлоги.
- Не реагировать на разочарование или обиду.
- Заботиться о животном.
- Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
- Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
- Помогать родителям в уборке.
- Сдержанно вести себя на людях.
- Знать некоторые буквы.
- Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
- Отличать живое и неживое.
- Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
- Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
- Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
- Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
- Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
- Соединять точки линией.
- Нанизывать пуговицы и бусинки.
- Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
- Определять пропавший предмет.
- Пересказывать сказку.
- Находить различия между двумя изображениями.
- Складывать пазлы из 2-4 элементов.
- Обобщать предметы в группы.
- Находить одинаковые пары предметов.
- Определять лишние предметы.
- Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
- Пользоваться ножницами.
Что должен знать ребенок в 4 года
Ребенок в 4 года знает свое имя и фамилию, возраст, как зовут его родителей, свой адрес, по именам может назвать детей в своей группе в детском саду. Также способен сосчитать от одного до десяти и назвать несколько букв, несколько сложных геометрических фигур, цвета, может рассказать пару стихов, считалок, спеть одну или две песни.
Малыш определяет, где располагаются предметы: справа, посередине или слева, впереди или сзади; имеет представление о времени суток; может отличить фрукты, ягоды и овощи, диких и домашних животных; знает строение тела.
В 4 года можно начать обучение ребенка иностранному языку, при условии, что малышу это будет не в тягость. Память у четырехлетнего малыша превосходная, каждый день он быстро запоминает огромное количество информации и буквально схватывает все на лету.
Спортивные навыки
Что должны уметь дети 4 лет? В год ребенок начинает ходить, в два – прыгать и бегать, не падая… Можно было бы ожидать, что к четырем он научится летать – но нет.
Физически он давно сформировался, осталось лишь совершенствовать эти навыки. Поэтому в возрасте 4 лет крох отдают в разномастные спортивные секции, мечтая вырастить хоккеистов, фигуристов и пловцов.
Ребенок становится более гибким. Он легко выполняет упражнения из гимнастики, встает на мостик, тянется, скручивается. Преуспевает в играх с мячом и прыжках во всех направлениях.
Малыш живет активно, его редко увидишь сидящим на месте. Предложите ему личный транспорт – самокат, велосипед, ролики.
Когда мне следует беспокоиться о развитии языка моего ребенка
Все дети разные, а некоторые развиваются быстрее других. Тем не менее, легко беспокоиться, если ваш ребенок, кажется, медленнее разговаривает или понимает, что вы говорите, по сравнению с его братьями и сестрами. Иногда речь, когда 4 годика мальчику (4 года мальчику), может быть медленнее, чем девочка 4 года.
Нужно побеспокоиться, если:
- в возрасте до одного года ваш ребенок не произносит двойные слоги, такие как «да да» или «ма ма»
- к 18 месяцам она использует менее шести слов или не проявляет никаких признаков понимания того, что вы говорите.
- к двум с половиной годам она не может говорить двумя-тремя словами
При необходимости ваш лечащий врач или медицинский работник направит вашего ребенка к логопеду . Иногда также может быть рекомендован тест на слух , так как необнаруженные проблемы со слухом могут быть связаны с трудностями в обучении говорить .
Если у вашего малыша есть проблемы с речью, то чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше вероятность, что она догонит своих сверстников . Во многих случаях все, что нужно, – это дополнительная поддержка или заверение вашего посетителя .
Развитие ребенка в 4 года:
Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)
В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.
Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.
Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.
Физиологическое развитие ребенка в 4 года
Мальчики и девочки отличаются с рождения, в связи с этим, их развитие протекает по-разному. Однако, к четырем годам разница в развитии мальчиков и девочек незначительна и едва заметна. Норма ВОЗ роста у мальчиков и девочек в этом возрасте находится в пределах от 104 см до 112 см, норма веса – с 16 кг до 20 кг.
Нормативы ВОЗ – это приблизительные значения, поэтому родителям не стоит волноваться, если вес или рост ребенка немного отклоняются от нормы. Педиатры также небольшие отклонения от выше указанных значений не считают какой-либо патологией.
Здоровый сон, правильное и полноценное питание, занятия спортом необходимы для своевременного физиологического развития ребенка.
Физическое развитие ребенка в 4 года
До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:
- Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
- Быстро бегают, не меняя направления;
- Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
- Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
- Катаются на велосипеде и самокате;
- Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.
Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.
Advertisement
Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.
Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:
- Нанизывает на леску бисер,
- Застёгивает пуговицы,
- Завязывает шнурки,
- Умеет рисовать кистью и карандашом,
- Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
- Лепит из пластилина фигурки,
- С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
- Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
- Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.
В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.
Развитие малыша
Большинство четырехлетних деток уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.
Физическое
Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:
- уверенно бегать и прыгать;
- ходить вперед и назад;
- спускаться и подниматься по ступенькам;
- лазать по вертикальной лестнице;
- крутить педали на велосипеде;
- стоять на одной ноге около девяти секунд;
- ловить мяч двумя руками;
- повторять последовательность упражнений в танце.
- рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
- строить башню из кубиков;
- рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
- лепить мелкие детали из пластилина и теста;
- показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
- нанизывать бусинки на нитку;
- раскрашивать раскраски;
- резать детскими ножницами.
Психическое
В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:
- может определить, где много предметов, а где — мало;
- отличает большой предмет от маленького;
- знает не менее восьми цветов;
- считает от нуля до девяти;
- знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
- складывает конструктор и пазл;
- ориентируется в профессиях;
- знает домашних животных и названия их детенышей;
- знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
- знает времена года и их отличия, очередность;
- может группировать предметы по определенному признаку;
- может определить лишний предмет в логической цепочке;
- может назвать свои имя и фамилию;
- знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
- знает название родного города и страны.
Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают разговаривать позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков — правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.
«р»
- составлять сложные предложения;
- строить фразы из семи-восьми слов;
- рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
- отвечать предложением на вопрос;
- подбирать антонимы.
Навыки и умения
В плане самообслуживания четырехлетний ребенок — это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:
- одеваться и раздеваться;
- аккуратно складывать свои вещи;
- самостоятельно умываться, чистить зубы, купаться с мочалкой;
- застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
- развязывать шнурки;
- пользоваться расческой;
- пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений
Речевое развитие
В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.
Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Показатель |
Среднее значение в 4 года |
Границы нормы для мальчиков 4 лет |
Границы нормы для девочек 4 лет |
Вес |
16100-16300 г |
12700-21200 г |
12300-21500 г |
Рост |
95,1-103,3 см |
94,9-111,7 см |
94,1-111,3 см |
Окружность головы |
49,3-50,2 см |
47,3-53,1 см |
46,5-52,2 см |
Окружность грудной клетки |
53-54 см |
52-57 см |
49,6-56 см |
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Калькулятор роста и веса
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.
Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:
- Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
- Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
- Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
- Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
- Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
- Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
- Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
- Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
- При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.
Бытовые навыки:
- Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
- Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
- Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
- Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
- Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
- Использовать при необходимости носовой платок;
- Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
- Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
- Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
- После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
- Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.
Интеллектуальные навыки и знания:
- Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
- Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
- Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
- Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
- Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
- Считать до 5 и выше;
- Различать цвета спектра и их основные оттенки;
- Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
- Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
- Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
- Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
- Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.
Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.
Развитие речи.
- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
- Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
- Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
- Употреблять предложения с однородными членами.
- Отвечать на простейшие вопросы.
Мышление.
- Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
- Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
- Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
- Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
- Находить пару каждому предмету.
- Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
- Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
- Решать простые логические задачи.
- Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Рацион питания и таблица введения прикорма
Развитие и питание ребенка в 4 месяца имеет определенные особенности. Детей-искусственников в этом возрасте многие родители начинают знакомить со взрослой пищей. Оптимальный возраст прикорма – 4,5 месяца. При этом адаптированные смеси продолжают оставаться в рационе крохи.
Их дети получают 2-3 раза в день. Суточный объем молочной смеси составляет 500-700 мл. Количество продуктов прикорма находится на уровне 300 мл.
Знакомить со взрослой пищей ребенка следует осторожно, с минимальных доз (половина чайной ложки), постепенно повышая порцию при условии хорошей переносимости продукта.
Таблица введения прикорма для детей-искусственников:
Категория продукта
Перечень
Примечания
Каши
Гречневая, рисовая, кукурузная.
Важно отдавать предпочтение безглютеновым крупам. Каши варят на воде либо адаптированной смеси
Цельное молоко добавлять в блюдо запрещено.
Фрукты
Яблоки, груши, персики, сливы, абрикосы.
Их предлагают крохе в виде пюре.
Овощи
Брокколи, кабачок, картофель, цветная капуста, морковь.
Даются малышу в пюреобразном виде.
Масло
Растительное: подсолнечное, оливковое.
В количестве 1 капели добавляется в каши и пюре.
Вводить новую пищу в рацион искусственника следует поочередно: один продукт раз в 1-2 недели. Из хорошо знакомых малышу ингредиентов можно составлять многокомпонентные блюда. При разработке меню нужно учитывать особенности пищеварительной системы ребенка.
При склонности к запорам можно давать перетертый чернослив. Если у малыша жидкий стул, тогда стоит включить в рацион яблочное пюре.
При развитии аллергической реакции продукт важно исключить из меню и попробовать его ввести спустя 1-2 месяца. Малышам, которые питаются грудным молоком, вводить прикорм пока рано
Такой тип вскармливания удовлетворяет все потребности организма в полезных веществах.
Молоко матери обеспечивает полноценное развитие младенца до полугодовалого возраста. Кормят грудничков 5-6 раз в сутки, каждые 3-4 часа.
4-летний малыш и физическая активность
Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть, он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.
Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.
4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.
Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:
- энергия направляется в нужное русло;
- вырабатывается привычка регулярно двигаться;
- формируются новые навыки и привычки;
- воспитывается характер.
Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.
Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:
- прыгать и кувыркаться;
- стоять короткое время на одной ножке;
- самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
- крутить педали детского велосипеда;
- рисовать фигуры, человека или простых животных;
- самостоятельно есть вилкой и ложкой;
- строить башню;
- чистить зубы, самостоятельно одеваться и раздеваться.
Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:
- футболом для мальчиков;
- гимнастикой для девочек;
- лыжами;
- плаванием и т.д.