Когда новорождённый ребёнок начинает слышать и видеть маму

Содержание:

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Эти несложные упражнения необходимо выполнять ежедневно по несколько раз. Дети очень любят разглядывать лица. Когда новорожденный начинает видеть маму, выражение его лица становится более заинтересованным, он часто улыбается в ответ. Лицо отца для малыша представляет не меньшую заинтересованность. Скорее всего, это происходит из-за бороды или усов, возможно, потому что у мужчин черты лица крупнее и малышу их легче рассмотреть. Эта способность проявляется у деток уже к двум месяцам.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Начинайте разговаривать с малышом еще до его рождения

С давних времен люди предполагали, что новорожденные дети имеют неразвитый слух и совсем не различают звуки на протяжении всего месяца после рождения. В действительности это совсем не так! Малыш начинает слышать, находясь в материнской утробе. Время, когда новорожденные начинают слышать, начинается с 17-й недели беременности. Именно в этот прекрасный период развития у плода начинают формироваться ушки и слуховая система в целом.
Начинать активно разговаривать с ребенком можно уже с двадцатой недели его зачатия

На этом этапе развития малыш учится различать голоса и настроение, поэтому очень важно на протяжении каждого разговора с ним находиться в хорошем настроении

Голоса родителей, звуки музыки и другие шумы ребенок учится распознавать, пребывая в животе мамы уже на шестом месяце беременности. Начиная с этого момента времени будущим мамам рекомендуется ограничивать себя в просмотре телевизора или прослушивании музыкальных произведений с громко включенным звуком. Намного приятнее и комфортнее малышу будет тогда, когда он будет слышать приятные разговоры родителей или же спокойные музыкальные композиции.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд

Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Когда новорожденный начинает видеть

https://youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развитие слуха

  • Также науке известен интересный феномен «запоминания» музыки или стихов, которые малыш услышал, будучи в животике у мамы. Этот феномен проявляется оживлением движений ребенка на знакомые звуки. Несмотря на то, что слух развит с рождения, этот процесс требует адаптации в новой среде.
  • В первый месяц жизни ребенок реагирует только на громкие звуки. Тихие шумы, например, шепот или работающий телевизор малыш, конечно же, слышит, однако не реагирует. Но это не значит, что можно громко разговаривать или громко включать телевизор, потому что сон у ребенка будет поверхностным. А постоянная напряженная работа слухового анализатора может привести к переутомлению. Попросите первые месяцы жизни ребенка всех домашних вести себя чуть тише, чем обычно.
  • К третьему месяцу ребенок может осознано слушать и реагировать на слуховой раздражитель.
  • Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, можете легонько хлопать в ладоши возле ушка. Вы увидите, что ребенок оживился: он активно двигает ручками и ножками, пытается найти источник звука, двигая глазами и даже головой. Малыш изменяет выражение лица, может вздрагивать или замирать.
  • Также младенцы реагируют плачем, например, если звук напугал их, или они услышали незнакомый голос. Это нормальная реакция, просто у ребенка еще обостренное восприятие звука. Со временем это пройдет.

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном

Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии. Специально для — Ксения Бойко

Специально для — Ксения Бойко

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Методы проверки слуха у младенца

Еще один волнующий вопрос, как проверить слух у новорожденного? В домашних условиях для звуковых игр с месячным ребенком подойдут погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, металлические и деревянные ложки, шуршащие бумажки, любые трещащие коробочки и так далее. Само собой, сразу «оркестр» излишен. Новые «инструменты» нужно вводить постепенно по мере привыкания малыша к «пройденному материалу». Медленно перемещайте яркие и звучащие игрушки во всех направлениях (влево-вправо, вниз-вверх, ближе-дальше, а также в разном темпе).

Если ребенок отвлекается, займитесь чем-нибудь другим, а потом вновь вернитесь к занятиям, подбирая темп в зависимости от реакции малыша. Помните, что когда ребенок начинает слышать голоса, он непрерывно познает окружающее его пространство. Желательно, чтобы этот бесконечный процесс познания был, по возможности, всегда окрашен положительными эмоциями.

Полноценное психическое развитие малыша невозможно без глубокого развития музыкального слуха. Новорожденные карапузы охотно слушают музыку, предпочитая мелодичную и спокойную: это может быть инструментальная или вокальная, классическая или современная музыка, народные песни, и, конечно же, особое место в этом ряду занимают детские песенки – потешки, песни из мультфильмов и колыбельные. Когда малыш бодрствует, в его комнате может звучать негромкая и ненавязчивая музыка.

Почему новорожденный плохо слышит звуки и голоса, что может привести к потере слуха?

Согласно статистике, численность детей с нарушениями слуха увеличивается. Причин тому огромное число:

  • Плохая генетика. Если отец и мать, или другие родственники крохи страдали нарушением слуха, то в 50 % – это наследует малыш и начинает слышать звуки очень плохо.
  • Курение, распитие алкогольных напитков во время беременности. Даже небольшие дозы алкоголя могут привести до потери слуха у ребенка. То же самое касается и сигарет.
  • Употребление лекарственных препаратов.
  • Быстрые или напротив, продолжительные роды, использование гинекологических щипцов.

Смотреть видео по теме публикации:

Когда новорожденный здоров, то он в состоянии не только научиться слышать звуки, но и начинает различать, делить их на любимые и нет. Помимо этого, увлекшись любимой игрушкой, малыш может не услышать ничего вокруг. Это естественно и бояться этого не надо.

Привет, друзья!

Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?

Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.

Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!

Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.

Этапы развития зрения у младенцев

С рождения новорожденный видит лишь периферически, но быстро обучается новому. Как развивается зрение младенца:

  1. В первые несколько недель малыш может задерживать взгляд на каком-либо предмете на 5 секунд максимум, реагирует на наличие или отсутствие света.
  2. С месяца новорожденный начинает видеть лучше. Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на чем-нибудь ярком, в основном скользит взглядом по поверхности предметов. Чуть позже он уже пытается следить за перемещениями в комнате.
  3. Приблизительно с 3 месяцев новорожденный уже видит лучше, чуть дольше удерживает взгляд. В этом возрасте он уже узнает маму и других людей, которые проводят с ним время, когда он бодрствует.
  4. Примерно до полугода ребенок будет периодически скашивать глазки. К 6 месяцам он научится пользоваться одновременно двумя глазами.
  5. По мере взросления малыша развивается сетчатка, поэтому он различает все более сложные и интересные предметы и игрушки.

Когда ребенок начинает узнавать маму

Радоваться появлению рядом близкого человека новорожденный способен примерно с 3 месяцев, иногда чуть позже. Он видит очертания мамы, слышит ее голос и осознает, кто перед ним находится. С 5 месяцев кроха угадывает даже ее настроение по выражению лица. Уже к полугоду грудной ребенок начинает определять и других людей, которые проводят с ним много времени.

Когда младенец начинает фиксировать взгляд

Сфокусировать глаза на том или ином предмете ребенок умеет с 4 месяцев, но не на каждом. Наибольший интерес для него представляют лица родителей, особенно папы (из-за более крупных черт). Еще малышам очень нравится рассматривать черно-белые узоры, фотографии. Когда новорожденный начинает фокусировать взгляд, его лучше держать в вертикальном положении, так ему будет проще сосредоточиться.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка

Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума

Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро. Подробнее о нем и других рефлексах новорожденного>>>

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку

Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко

Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаются к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

А что малыш видит

Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.

В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.

Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.

Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.

В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, — лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Возможные проблемы

До обследования у специалиста не стоит делать окончательных выводов о том, что у грудничка есть нарушения слуха или зрения. Но необходимо насторожиться в следующих случаях:

  • ребенок не реагирует на громкие звуки, не изменяет мимику, если слышит знакомый голос;
  • малыш в возрасте 4 месяца не интересуется музыкальными игрушками или разговаривающими неподалеку от его кроватки людьми.

Заболевания органов чувств способны передаваться по наследству. Если у ближайших родственников диагностировалась глаукома, глухота, катаракта или врожденная дистрофия сетчатки глаз, отклонения могут быть выявлены и у младенца. Проблемы со слухом и зрением часто появляются у детей, резус-фактор крови которых конфликтует с материнским. Также риск обнаружения патологий повышен, если женщина во время беременности страдала от следующих заболеваний:

  • корь, краснуха;
  • алкоголизм, наркомания;
  • токсоплазмоз, токсемия, токсокароз;
  • болезни, лечение которых требовало приема антибиотиков.

Чтобы не пропустить развивающиеся патологии, необходимо в обязательном порядке посещать все плановые медосмотры. Первое обследование, позволяющее убедиться, что грудничок начинает видеть и слышать, проводится, когда ребенку исполняется 1 месяц. Специалист оценивает органы чувств визуально, проверяет наличие у ребенка рефлексов. Второй осмотр можно пройти в полгода, а недоношенных детей показывают врачу в три месяца. Третье обследование проводится в годовалом возрасте.

Видео: мнение доктора Комаровского о нормах зрения и слуха ребенка, что должна знать мама:

Зная, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, можно вовремя заметить возможные отклонения в развитии. При подозрении на наличие проблем с органами чувств, стоит обратиться к отоларингологу и офтальмологу.

Читайте далее:

Как развить музыкальный слух у ребёнка?

Как развить фонематический слух у ребёнка?

Сон новорождённого в 2 недели

Влияние музыки на внутриутробное развитие ребенка

Музыкотерапия при беременности положительно сказывается на развитии мозга и нервной системы плода. Музыкальные звуки способствуют развитию синапсов в клетках мозга. Иными словами, прослушивание музыки влияет на формирование соединений между клетками головного мозга.

Сформированность нейронных синапсов влияет на уровень физического и интеллектуального развития мозга. По мнению ученых, классическая музыка, регулярно прослушиваемая будущей матерью, благоприятно влияет на:

сон малыша после рождения;
внимание;
запоминание новой информации;
языковые навыки;
координацию;
моторику;
когнитивное развитие.

Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга плода, тем самым развивая его интеллектуальные способности уже в утробе матери. Такое развитие способствует формированию задатков логического и творческого мышления.

Помимо классической музыки специалисты рекомендуют слушать умиротворенные звуки природы: пение птиц, шум морских волн, звуки дождя. Они также оказывают положительный эффект на общее развитие малыша.

Когда ребенок в животе у матери начинает слышать?

Отделы головного мозга начинают закладываться у эмбриона уже на 6 неделе беременности. В этот период у ребенка возникают самые первые ощущения, но реагировать на них он еще не может. Постепенно способность плода воспринимать окружающий мир совершенствуется, поскольку с каждым днем формируется и развивается его нервная система.

Примерно к 16 неделе гестации плод начинает воспринимать звуковые вибрации и реагировать на них. Малыш уже узнает мамин голос и начинает двигать ножками, когда слышит знакомую сказку или песенку.

К 6 месяцу беременности ребенок уже может отличить голос мамы от чужого, различает звуки льющейся воды и даже может злиться, когда слышит слишком громкие звуки и музыку. У малыша уже есть любимые песни и сказки, слушая которые он с умилением засыпает. Есть даже видео, где ребенок в утробе матери двигается в такт музыке, потирает глазки кулачками и зевает.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector