Когда ребенок начинает говорить?

Содержание:

Речь ребенка на третьем году жизни

На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.

Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как –р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).

К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.

Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.

Когда ребенок скажет «мама» и «папа»

Обычно ребенок произносит свои первые «МАМА» или «ПАПА» примерно в 11 – 20 месяцев. В этот же период появляются аналогичные слова, вроде «БАБА», «ДЯДЯ» и другие. Есть определенные упражнения, которые помогают укрепить мышцы ротовой полости и стимулировать развитие речи малыша:

Дующие, свистящие движения. Любое действие, связанное с напряжением ротовой полости, дает хорошие результаты. Полезными могут быть мыльные пузыри и различные свистки.
Сосательные движения. Стоит чаще давать малышу пить соки, компоты из соломинки, чтобы он мог сильно втянуть щеки.
Имитация звуков

Родители должны предлагать малышу сымитировать звуки животных, автомобильный сигнал или шум от пылесоса несколько раз в день.
Во время прогулки с ребенком важно говорить обо всем, что он видит. В парке или саду стоит объяснить, как прекрасна окружающая обстановка

При виде магазина или школы нужно рассказать, что это и зачем нужно.
Познакомите ребенка с музыкой, читайте книги, рассказы, учите стихи, поют песни. Они формируют такие хорошие качества, как честность, доброта, забота о других, а также знакомят с национальной культурой.
Попросите ребенка рассказать дедушке или бабушке любимую поэму или сказку. Так начинает развиваться монологовая речь.

Нельзя игнорировать вопросы ребенка, следует отвечать подробно. Когда его знакомят с названиями незнакомых объектов, произносить правильное название следует медленно и отчетливо

Важно объяснить, для чего их используют, охарактеризовать, подчеркнуть свойства. Так ребенок учится наблюдать и находить сходства и различия

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, здесь будет много интересного!

Когда ребенок должен начать говорить предложениями?

В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев жизни малыш начинает произносить первые слова. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. В среднем, в возрасте 2-х лет ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.

Конечно же, каждый ребенок развивается строго индивидуально, и вполне могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые еще не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента или наследственности. Но если вы наблюдаете, что ваш ребенок довольно долго не говорит предложениями, или у него были пропущены предыдущие стадии формирования речи — это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Задержка психоречевого развития

Причин развития ЗПРР довольно много, среди наиболее распространенных:

  • Болезни матери во время беременности или тяжелые роды;
  • Внутриутробная гипоксия плода, травмы ребенка при родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
  • Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
  • Психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
  • Неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).

Кроме того, что ваш ребенок старше 2-х лет не говорит предложениями, симптомами попутно указывающими на наличие задержки речевого развития являются:

  • ограниченный словарный запас ( до 3-х лет ребенок в норме должен знать 1200-1500 слов);
  • неохота идти на речевой контакт, даже с родными;
  • ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, глотая окончания слов;
  • не может повторить за взрослым фразу;

К 5-летнему возрасту у ребенка окончательно созревает речевой аппарат, губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, и возраст ребенка выдает только его звонкий голос

Поэтому, если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР,крайне важно чем скорее обратится к невропатологу за консультацией. В этом случае чем раньше вы начнете лечение — тем лучшего результата вы достигните

Почему сейчас дети поздно осваивают навык

Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:

Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста.

Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом.

Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом

И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.

Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.

То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

Причины задержки развития речи

Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.

Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.

Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина – раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.

Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова

  • Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
  • Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
  • Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
  • Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
  • Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
  • Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала – лучший стимул для развития;
  • Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
  • Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
  • С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
  • Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите здесь.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

1-1,6 года

В этом возрасте запас ребенка пополняется 40-50 словами, дополнительно, для выражения эмоций и пожеланий активно используется мимика, жесты.

Что умеет говорить малыш до 1,6 лет

Основные достижения речевого развития выглядят следующим образом:

  • В 7 месяцев появляется способность выговаривать отдельные слоги, например, «ПА», «МА», «БА» и другие аналогичные.
  • В 8 месяцев речевые навыки улучшаются до использования звуков «п — б», «м», «г — к», «э» и другие.
  • В 10 месяцев ребенок выговаривает слова «ПАПА», «МАМА», «ЛЯЛЯ», «БАБА».
  • В первый год малыш вполне умеет выговаривать примерно 5 слов, состоящих из двух слогов.

Данный нормы являются средними показателями, родители должны помнить, что каждый ребенок индивидуален и имеет свои собственные особенности и отличия.

Малыш может составлять короткие предложения («дай ба», «би бух»)

Родителям важно в этот период разговаривать с ребенком, чтобы увеличивался лексикон и слух

Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить

То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
  2. Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
  3. Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
  4. Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
  5. Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
  6. Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.

Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его

Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект

Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: “Многие не разговаривают до 3-х лет” или “Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался”. Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте – дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер – главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.


Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На 3 году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение

Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»

Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития. Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?

Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.

Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.

Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:

  1. Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
  2. Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.

В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык»

Многие малыши посредством капризов и упрямства пытаются выказывать свою независимость, а также прощупать пределы своих способностей, терпение родителей и окружающих. Таким образом, ребенок самоутверждается и развивает уверенность в свои силах, целеустремленность, решительность и настойчивость. Однако довольно часто родители принимают такое поведение как непослушание.

Рекомендации Комаровского: как помочь ребенку начать говорить

Медиа — доктор дает несколько рекомендаций для родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок заговорил как можно раньше.

Начинайте общаться малышом за три месяца до его рождения. У плода в этом возрасте уже достаточно хорошо развит слух, поэтому стоит разговаривать с малышом вслух, петь песни, комментировать свои действия и не ругайтесь со своей второй половиной.
Необходимо активно общаться с младенцем сразу после его появления на свет

Педиатр советует отказаться от радионяни и чаще подходить к манежу новорожденного, чтобы оказать малышу внимание и поговорить с ним.
Комаровский считает, что возраст, с которого начинает говорить ребенок, не является наследственным фактором, а целиком и полностью зависит от воспитания малыша и количества уделенного ему родителями времени.
Формирование речи – процесс индивидуальный. У одних и тех же родителей при равных условиях развития, речь детей может развиваться по-разному.
Читайте книжки

Когда взрослый рассказывает сказку малышу, он постоянно употребляет одни и те же словоформы, которые есть в его активном словаре. Во время чтения книжек родителями, малыш слышит новые слова, которые еще не встречались ему во время общения с родителями. Сопровождайте чтение демонстрацией, показывайте картинки. Используйте пение.
Никогда не искажайте слова «сюсюканьем». В противном случае ребенок обязательно будет иметь проблемы с правильным произношением слов.
Самое главное в вопросе развития речи у малышей – это желание родителей отыскать силы и время для того, чтобы заниматься со своим ребенком. Постоянное общение – главный стимул к желанию заговорить для малыша.

Варианты первых слов

Когда ребенок начинает сидеть

Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.


На «детском» языке младенец пытается назвать все, что ему интересно

Интересно. Артикуляционный аппарат младенца развивается постепенно. Сначала он произносит только звуки (так называемое «гуление»), потом к ним добавляются согласные «м», «н», «л», как самые удобные для произношения. Возможно, именно поэтому слово «мама» звучит похоже во всех языках мира – звуки «м» и «а» младенцу легче всего выговорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector