Виды диагностики слуха у детей (научное описание)

Содержание:

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд

    на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку

    до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики

    (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.

  5. Проявлять оживление

    при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту

    . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей,

    то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы

    , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении

    с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает

    , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения

    . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью

    спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей

    , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса
    появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние.
    Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание.
    Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя

. Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко

.

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться

, показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга

и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов

.

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд

. Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Что провоцирует / Причины Нейросенсорной тугоухости у детей:

Причины возникновения нейросенсорной тугости разнообразны:

  • Врожденная – генетические изменения в организме. Учеными были обнаружены гены, которые влияют на снижение слуха. При выявлении таких генов диагностируется врожденная тугоухость, имеющая наследственный характер. При доминатности таких генов, болезнь можно проследить у нескольких поколений одной семьи. К врожденным факторам, которые влияют на появление тугоухости, относятся: синдром Альпорта, синдром Пендреда, синдром Ледпарода, синдром Клайпеля-Фейла.
  • Пагубное влияние на плод во время беременности – формирование внутреннего уха и слуховых нервов ребенка происходит на 3-4 месяцах беременности женщины. Если в этот период будущая мать переносит инфекционные и другие тяжелые заболевания, такие как краснуха, сифилис, хламидиоз, менингит, ветряная оспа, то ребенок подвержен развитию нейросенсорной тугоухости ещё в утробе матери.
  • Преждевременные роды – повышают риск снижения слуха у ребенка. Хотя к моменту рождения слуховой центр ребенка сформирован, во время гипоксии орган слуха все ещё раним и может повредиться.
  • Наркоз во время беременности или родовая травма – ведут к появлению тугоухости.
  • Соматические болезни матери – это заболевания, которые поражают сосуды – нефрит, сердечно-сосудистая паюлогия, сахарный диабет, тиреотоксикоз и другие.
  • Ведение нездорового образа жизни родителями: наркомания, алкоголизм, курение.
  • Гемолитическая болезнь новорожденных – это несовместимость крови матери и ребенка, в результате чего возникает резус-конфликт, который ведет к тугоухости.
  • Приобретенная – данная форма может появиться в течение жизни. Она имеет постепенное или быстрое (острое) развитие. Чаще всего приобретенная тугоухость развивается в возрасте от 20-36 лет. Приобретенная форма возникает из-за звуковой травмы (воздействие звуков свыше 90 дБ). Ещё одной причиной является механическое повреждение, при котором нарушаются структуры внутреннего уха, слуховой зоны коры головного мозга, а также слухового нерва (повреждение можно получить при травмировании, во время операции на органах слуха). Но чаще всего приобретенная форма развивается по причине воздействия вредных агентов, к которым относятся: медикаменты, имеющие ототоксические свойства, – антибиотики, диуретики и другие.
  • Осложнения после перенесенных различных заболеваний – такие последствия могут спровоцировать следующие заболевания: эпидемический паротит, краснуха, гриппозная инфекция, корь, герпес, скарлатина, сифилис. Первым признаком осложнений являются вестибулярные расстройства.
  • Поражение соседних участков – гнойные воспалительные процессы в близлежащих участках, таких как гнойный лабиринтит и воспаление среднего уха могут переходить на зону внутреннего уха, и привести к слуховым нарушениям.

Особенности проверки слуха у недоношенных малышей

Процедура проведения обследования слухового анализатора доношенных и недоношенных малышей не имеет существенных отличий. Различия заключаются лишь в сроках проведения аудиоскрининга.

Из-за морфофизиологической незрелости систем обследование у малышей, родившихся раньше положенного срока, проводится несколько позже. Дети, появившиеся на свет до 32 недели включительно, проходят обследование на 2-6 неделе жизни, в зависимости от общего состояния здоровья.

Для малышей, которые родились между 33 и 37 неделями беременности, скрининг проводится на второй или первой неделе жизни. А вот повторный скрининг слуха недоношенного малыша назначается в те же сроки.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка). Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень. Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки

Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой

Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит

Вам также будет интересно узнать, как уложить новорожденного спать.

Развитие ребенка 1 месяца жизни

Первый месяц отличителен тем, что малыш уже пытается отрывать голову от поверхности, находясь в положении, лежа на животе. В это время подняты только шея и голова.

В качестве обращения к взрослым малыш использует крик, благодаря которому можно понять, что ему некомфортно, и что-либо доставляет неприятные ощущения. Уже в это время появляются интонации, по которым можно распознать, что именно заставляет кроху кричать.

К самым основным причинам крика ребенка относятся:

  • голод;
  • холод;
  • мокрые пеленки или переполненный памперс, доставляющий дискомфорт;
  • потребность во внимании взрослых.

Что помогает малышу в первый месяц жизни знакомиться с новым и таким незнакомым миром? Это безусловные рефлексы.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

В первый месяц ребенок активно адаптируется к жизни вне утробы матери. В этом ему помогают врожденные рефлексы. Некоторые из них постепенно исчезают, другие (чихание, вздрагивание, зевота, моргание) переходят в приобретенные навыки и остаются с человеком надолго или даже на всю жизнь.

На первом месяце жизни у малыша выделяют 7 основных рефлексов:

  • хватательный – возникает при поглаживании ладошки;
  • поисковый – при поглаживании щечки малыш поворачивает голову;
  • рефлекс Мора – при внезапном резком звуке малыш разводит или сводит ноги, руки;
  • рефлекс Бабинского – проявляется при касании внешнего края стопы, при нем она поворачивается, пальчики расходятся в разные стороны;
  • рефлекс ходьбы – ребенком производится имитация ходьбы при поддерживании его над поверхностью, касающейся стоп;
  • рефлекс Бабкина – надавив на ладошку, можно наблюдать, как кроха открывает ротик и разворачивает голову;
  • плавательный – в положении, лежа на животе, малыш выполняет движения, подобные плаванию в воде.

Поисковый рефлекс месячного ребенка

Важно! Наиболее ответственным периодом в адаптации ребенка к окружающему миру являются первые 5 дней. В это время он привыкает к условиям внешней среды

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками). Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Касается каждого

Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.

Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.

Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.

А что малыш видит

Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.

В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.

Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.

Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.

В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, — лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.

Почему после слухопротезирования и кохлеарной имплантации необходима помощь сурдопедагога?

Появление в семье ребёнка это долгожданное событие для всех родителей. Многие родители ещё до рождения ребёнка строят планы, мечтают. Но  иногда бывают  случаи, когда  в семье появляется особенный ребёнок, в нашем случае с нарушение слуха.  Как только выявили нарушение слуха, ребёнка направляют к врачу-сурдологу, который назначает лечение и в случае неэффективности медицинской терапии, проводит слухопротезирование или направляет на кохлеарную  имплантацию.  Кроме посещения врача-сурдолога родителям уже на этом этапе необходима помощь сурдопедагога, который научит правильно общаться, покажет как правильно заниматься с ребёнком не только по развитию слуха, речи, но и  развитию всех сторон личности.

Стоит сказать, что  после того как ребёнок начал носить слуховые аппараты или подключили  процессор кохлеарного имплантанта, некоторые  родители полагают, что слух и речь теперь будут развиваться дальше если не самостоятельно, то с незначительной помощью логопеда, сурдопедагога.  Однако это далеко не так. Несмотря на то, что современный слуховые аппараты и кохлеарные имплантанты  позволяют компенсировать большие потери слуха, ребёнок нуждается в интенсивной коррекционной помощи.

Это связано с тем, что развитие слуха у нормально слышащих детей происходит в первые два года жизни. Уже начиная с первых недель жизни ребёнок начинает изучать мир с помощью слуха: реагирует на громкие звуки, на голоса, учится определять источник звука, характеристики звука (длительность, громкость, количество звуковых сигналов); учится определять интонацию. Уже начиная со второго полугодья  жизни у ребёнка начинает развиваться более сложные процессы — развитие фонематического (речевого) слуха , в дальнейшем он только совершенствуется. И именно в первые два года мозг учится правильно воспринимать, анализировать слуховые ощущения, в том числе и речь.

Кроме развития непосредственно  слуха идёт параллельно развитие связей с другими системами (зрительной, тактильной, двигательной).

Например, если мы услышим слово кошка (киса) мы можем представить как она выглядит, какая мягкая шёрстка у ней, мы знаем какие движения речевыми органами необходимо сделать, чтобы назвать слово «кошка».

Запомните, мы слышим  и понимаем — не ухом, а мозгом. То, что в первые два года развивается быстрыми темпами, в последующем развивается с большими трудностями, так как силы организма  «перебрасываются» на развитие других более сложных функций.

Наши дети, с нарушенным слухом,  часто упускают  большую часть этого драгоценного периода, и их мозг не тренируется,  не накапливает слуховой опыт. Поэтому, как только у  ребёнка определи нарушение слуха, необходима квалифицированная  систематическая помощь сурдопедагога.  У детей  с нарушениями слуха отмечаются сложности в восприятии материала: не всегда слышат безударные слоги, окончания, приставки, предлоги, интонационную окраску речи, часто путают звуки, близкие по звучанию. Всё это отразится и на самостоятельной речи ребёнка.

Именно сурдопедагог поможет вам  и вашему ребёнку открыть мир звуков: научит выделять из потока звуки, определять характеристики звуковых сигналов, различать и не путать звуки, слова. Поможет накопить тот слуховой «архив» (звуки, слова, фразы), который необходим для понимания речи, а следовательно, и для развития речи как таковой.  Научит ребёнка правильно воспринимать и употреблять в речи  слова в соответствии с их родом и падежом, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять предлоги и т.д. Это очень долгий и трудоёмкий труд, который требует усилий  сурдопедагога, родителя и в первую очередь  ребёнка.

Желательно посещать занятия сурдопедагога не реже 3 раз в неделю. В остальное время близкие ребёнка занимаются с ним самостоятельно, следуя рекомендациям сурдопедагога.

Тестируем самостоятельно

Можно использовать простые тесты, которые легко провести в бытовых условиях, что нужно сделать.

Таблица 1. Как самостоятельно проверить слух ребенка

Обратить внимание на взгляд малыша.
Если он смотрит на губы, пытается понять артикуляцию, то велика вероятность, что у него есть нарушения слуха.
Звонок по телефону может разъяснить ситуацию.
Если в процессе, сын или дочь прислушиваются сильно, перекладывают телефон от одного уха к другому, то велика вероятность наличия проблем

Но предварительно стоит проверить аппарат на исправность.
Дети с подобными нарушениями, часто погружаются в нереальный мир.
Они увлекаются музыкой или мультиками, но в силу нарушений слуховой функции, стараются не упустить ничего важного
Садятся прямо перед динамиком телевизора или около колонки компьютера и внимательно сгущают.. Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года

Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников

Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года. Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников.

Простые способы проверки слуха:

Нет реакции на громкий звук, отсутствует характерное вздрагивание.
При громком включении музыки или телевизора, малыш продолжает играть, не обращая внимание на происходящие события.
Не может повторить или воспроизвести звуковой ряд или делает это ненадлежащим образом, оставляет просьбы без внимания.
Малышей с такими проблемами не интересуют музыкальные игрушки, они не реагируют на них или выдают слабую реакцию, на долго не задерживая внимание.
Еще стоит оценить речь, если в момент общения сын или дочь издает громкие звуки, часто кричит, когда этого не требует ситуация – стоит обратиться к отоларингологу за помощью.

Банальное включение телевизора в комнате, отсутствие на это событие реакции, можно расценивать как наличие определенных проблем. Пожалуй, это самый простой тест, который применяют к детям.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, когда ребёнок начинает видеть и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют звуки животных для детей. О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Как проверить, слышит ли новорожденный

В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.

Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.

В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.

Зрение у новорожденных


Только появившись на свет, маленький человечек не может воспринимать окружающий мир в полной мере. До месяца весь мир будет разделен для него на темную и светлую часть. Да и видит младенец сначала все очень расплывчато, поскольку яркий свет для него – это новое мироощущение и организм должен приспособиться к изменившимся условиям. Полноценное зрение появится лишь со временем, а в первые месяцы своей жизни каждый новорожденный испытывает с этим определенные трудности:

  • До месяца младенец не способен осознанно концентрировать взгляд на предметах дольше 5 сек.

  • Грудные дети не могут смотреть обоими глазами одновременно (не хватает силенок), поэтому кажется что они все время косят. Однако, для такого периода, это – нормально.

  • Начиная со второго месяца, ребенок уже в состоянии ненадолго задерживать взгляд на ярких предметах неподалеку. В это время рекомендуется подвешивать возле кроватки всевозможные погремушки на небольшом расстоянии (около 30см.).

Как сказал когда-то Корней Чуковский: «Дети – это величайшие труженики на свете!». Поэтому каждая мама должна помнить, чтобы малыш как можно быстрее прошел свой первый сложный этап в жизни, она должна всячески помогать ему. Для этого взрослым, вместе с ребенком, необходимо делать следующие несложные упражнения:

  1. Помогать малышу поворачивать головку в разные стороны. При этом желательно делать упражнение, держа в руках какую-нибудь яркую игрушку, лучше красного цвета. Здесь ребенок учится фокусироваться на предмете. Ну и, конечно же, не забывать разговаривать с ним и улыбаться.

  1. До месяца дети лучше воспринимают окружающую обстановку, пребывая в вертикальном положении. Поэтому, чтобы младенец быстрее свыкся с окружением, нужно почаще носить его. Таким образом, у него появляется возможность не торопясь изучать все яркие предметы вокруг.

  1. Использовать разноцветные игрушки. Безусловно, в это время ребенок еще не может их четко различать, однако, играя, можно определить момент, когда младенец начнет реагировать на цвет. Менять цвета лучше через день. Начинать стоит с ярких игрушек, например красных или оранжевых – их дети замечают быстрее.

  1. После четырех недель месяца малыш уже в состоянии различать яркие предметы на удалении до одного метра. В это время можно прикрепить игрушки над колыбелью, периодически меняя расстояние, тем самым помогая младенцу тренировать зрение.

Кроме того, детям нравится разглядывать лица взрослых. Поэтому чем чаще он будет видеть лицо мамы или папы (особенно малышей интересуют усы и борода), тем быстрее он пройдет этап развития и начнет узнавать своих родителей.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Как и когда проверить слух

Знаете ли Вы, с какого времени ребенок может реагировать на звуки? По словам специалистов, уже с 5 дня от роду. Убедиться в этом можно, просто хлопнув в ладоши возле его ушка. Главное, не делать слишком резких движений и не создавать чрезмерно громких звуков, чтобы не испугать малыша.

Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.

При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.

В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Тугоухость у новорожденного: причины и последствия

Степени нарушения слуха у младенцев зависят от провоцирующего фактора. Существует четыре степени сложности патологии, характеризующиеся следующими симптомами:

  • первая – кроха может слышать звуки и речь вблизи от себя, а на удаленный шум у него полностью отсутствует реакция;
  • вторая – малыш способен различить разговоры взрослых с расстояния не более 4 метров, а шепот не более 1 метра;
  • тугоухость у новорожденных 3-й степени сопровождается безразличием к речи шёпотом и различением громких звуков только с расстояния двух метров;
  • при четвертой степени малыш не способен различать разговоры даже вблизи. Эта стадия считается самой сложной.

Лечить тугоухость у новорожденного стоит только по показаниям. Самостоятельные действия приведут к осложнениям.

Когда у младенца нарушен слух, и он не различает звуки, превышающие по силе порог 91 дБ, медики смело ставят диагноз – полная глухота. Каждая из этих стадий появляется, если у матери во время беременности были приобретенные инфекции (герпес, опоясывающий лишай, токсоплазмоз); имеют место наследственные проблемы (то есть, когда один из родителей имеет подобную патологию); в случае получения родовых травм ребенком или других осложнений: желтушка у новорожденного тяжелой формы, поражения головного мозга (менингит, энцефалит); влияние имеют прием медикаментов и вредные привычки при беременности.

В этом видеоролике рассматривается, как проводится аудиологический скрининг новорожденного, чтобы выявить раннее нарушение слуха.

На приеме у врача

Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:

  • тимпанометрию;
  • специальные методы детской аудиометрии;
  • регистрацию отоакустической эмиссии;
  • аудиограмму и т. д.

Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.

Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector