Как помочь ребенку поползти?

Упражнения для ребенка

В большинстве случаев нет причин для беспокойства, если к концу 12 месяцев ребенок начинает ползать , а другие занятия соответствуют его возрасту. Простые упражнения как научить малыша ползать и как научить ребенка вставать на четвереньки помогут:

  • вытягивание ног
  • поддержка в сидячем положении
  • легкое подталкивание ребенка, когда он стоит на четвереньках
  • обеспечение свернутого одеяла или валика под животом, когда он стоит на четвереньках, помогает как научить ребенка вставать на четвереньки
  • побуждение их двигаться к объектам, которые вызывают их любопытство

Важно отметить, что есть младенцы, которые просто не ползают и не встают. Не беспокоиться! Это просто личность вашего малыша! Но есть причины для задержки фазы сканирования, с которыми вы можете помочь

Но если к 12 месяцам у вашего ребенка не наблюдается каких-либо движений или проявляются признаки слабости или плохого контроля на одной стороне тела, поговорите со своим педиатром.

И помните: вы всегда должны консультироваться со своим педиатром, если что-то не так. Если есть проблема, раннее вмешательство может помочь вашему ребенку вернуться в нормальное русло.

Игры с малышами

Или как учить ребенка ползать дома

Поощряйте скалолазание

Бросьте подушки на пол и создайте полосу препятствий, по которой вашему ребенку придется преодолевать эти подушки, чтобы добраться до желаемого места. Работайте с ним над тем, чтобы подниматься по лестнице – я знаю, я знаю… не туда, куда вы хотите, чтобы она пошла, но для ребенка практически невозможно подняться по лестнице, не опираясь на руки и колени!

Работа над пересечением линии

Поощряйте ребенка пересекать линию с помощью упражнений в сидячем положении или боковом сидении с опорой, что способствует переносу веса через слабые руки, что может затруднить отталкивание четвероногих. Пересечение линии позволяет работать над вращением туловища при переходах из положения сидя в положение 4 точки / стоя на коленях. Чтобы потренироваться, поместите игрушку с одной стороны тела ребенка, вне досягаемости, а вы сидите с другой стороны. Попросите ее взять игрушку и передать ее вам.

Задвиньте корзину для белья

Дайте ребенку информацию через его руки / локти / плечи и отличное укрепление тела, заставив его толкать корзину с несколькими игрушками по полу. Возможно, вам придется помочь, но радость на его лице, когда он начнет перемещать корзину, будет бесценной! Кроме того, для него будет практически невозможно перемещать эту корзину, не стоя на коленях (или ногах).

Поощряйте игры

Младенцы любят радовать своих родителей и узнают гордость на вашем лице, когда они что-то делают хорошо! Иногда само пребывание в позе четвероногих может подтолкнуть вашего малыша к этому! Поиграйте в игру в прятки в этой позе или попробуйте ползать, чтобы получить свою любимую игрушку.

Вопрос-Ответ

Почему дети начинают ползать намного позже, чем другие?

1. Тип телосложения играет роль: более стройные и подтянутые дети быстрее ползают

Трудно перетащить свое тело, если у вас много лишнего веса! Таким образом, более стройные дети, у которых соотношение мышечной массы и жира в организме более благоприятное, имеют преимущество на раннем этапе.

2. Кроме того, младенцы ползают раньше, когда у них много «времени лежали на животе»

Исследования подтверждают, что ползание связано с количеством времени бодрствования, которое младенцы проводят лежа на животе. Младенцы, которые проводят много времени на «животике» и занимаются спортом, как правило, начинают ползать в более раннем возрасте.

3. Мотивация тоже имеет значение

Как уже отмечалось, ползание на животе – изнурительная работа, а ползание на четвереньках требует тщательного контроля равновесия. Некоторые дети могут решить, что это не стоит того, и сосредоточиться на изучении других способов передвижения.

Как скоро после ползания дети начинают ходить?

Это бывает по-разному.

Время между началом ползания и началом ходьбы составляло примерно 4 месяца. А в некоторых случаях дети, которые перестают ползать, на самом деле начинают ходить и раньше.

Куда жаловаться, если у соседей тараканы?

Вы своими глазами видели, как из соседней квартиры к вам лезут тараканы, но соседи категорически отказываются травить насекомых у себя дома. Как быть? 

Обратитесь в:

  • прокуратуру, подготовив коллективное заявление от нескольких жильцов;
  • городскую администрацию и попросите защитить ваши интересы;
  • СЭС и ждите выездную проверку по вашему адресу. По результатам проверки будет составлено заключение об обследовании

Сотрудник СЭС обследует соседскую квартиру, документально подтвердит факт присутствия насекомых и выдаст заключение о проведенной диагностике.

Вы можете пожаловаться на соседей в ТСЖ, ЖЭК или управляющую компанию

Важно, чтобы у вас дома был порядок, не подтекали трубы, было чисто. В противном случае, СЭС может выдвинуть претензии к вам в виде иска

Когда соседи травят насекомых, они обязаны вас предупредить. Иначе уцелевшие особи проникнут в вашу квартиру и обживутся в ней. При проведении дезинсекции необходимо оповестить соседей, чтобы они предприняли соответствующие меры:

  • зашпаклевали щели и трещины;
  • починили неисправную сантехнику;
  • убрали продукты и воду;
  • расставили ловушки;
  • нанесли «защитную» разметку мелком «Машенька»;
  • помыли пол с нашатырным спиртом

Российские медицинские нормы

В соответствии с этими нормами малыш должен освоить технику ползания в шесть-семь месяцев, т. е. в этот период он пытается делать первые передвижения. Предшествует этому этапу умение переворачиваться на животик и держать голову. Первоначально кроха пытается ползать на животике, так как еще не знает, как двигать ножками. Вся нагрузка приходится на мышечный аппарат верхних конечностей. Далее он начинает понимать, что можно использовать и ножки – оттолкнуться ими или подтянуть.

В этот период некоторые крохи и начинают ползать по-разному. Через небольшой промежуток времени карапуз уже уверенно себя ощущает и свободно передвигается. Иногда он делает это задом наперед, и встревоженные мамочки спрашивают у медиков, что делать, если ребенок ползает назад? Большинство детей через какое-то время начинают ползать в правильном направлении и никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. В случае гипо- или гипертонуса поможет специальная гимнастика, с помощью которой укрепляется мускулатура.

Положительные и отрицательные стороны навыка

Перед тем, как приступить к переучиванию младенца, необходимо оценить позитивные моменты таких физических упражнений:

  • Научить ребенка ползти назад намного сложнее, чем вперед. Если ему это дается так просто, нужно воспользоваться ситуацией. В процессе такого передвижения работают некоторые группы мышц, не подключающиеся при стандартном подходе.
  • Нагрузка на мышечные волокна увеличивается постепенно. Передвигаться за счет отталкиваний намного проще, чем подтягивать тело или поднимать и переставлять конечности. Развитие всех отделов позвоночника и разработка суставов пройдут без сложностей и неприятных для ребенка ощущений.
  • Ученые утверждают, что отработанное ползание назад тренирует вестибулярный аппарат. В будущем, по мере взросления, малыш не будет страдать от недостатка ловкости и не вырастет неуклюжим.

Есть правда в такой особенности и негативные моменты:

  1. Если через пару месяцев грудничок не начнет предпринимать попыток ползти нормально, стоит провести оценку его мышечной силы. Случается, что подобный способ передвижения оказывается результатом незначительного гипотонуса или гипертонуса мышц.
  2. Ползание в одну сторону не позволяет равноценно развиваться всем группам мышц. В этом случае нужно либо научить грудничка новому методу передвижения, либо обеспечить его достаточными физическими нагрузками.

Получается, что, если малыш в 6-7 месяцев ползает назад – это не проблема. Но в случае зацикленности ребенка на таком способе передвижения в течение 3-4 месяцев стоит задуматься о введении в его режим корректирующей гимнастики.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Упражнения для развития ребенка

Всем детям необходимо помогать развиваться правильно, независимо от того, насколько активен малыш.

Для это существуют простые упражнения, которые понравятся любому крохе:

  1. Следует протянуть руки ребенку и позволить ему ухватиться за них. Он будет пытаться приподняться или сесть. В приподнятом положении он будет находиться некоторое время, после чего нужно опустить ребенка обратно, чтобы мышцы спины и пресса расслабились. Данное упражнение повторяется несколько раз. Необходимо придерживать пальцами кисти рук младенца – не каждый может достаточно крепко ухватиться и держать свое тело в приподнятом положении (руки могут разжаться и ребенок упадет).
  2. Для этого упражнения необходимо перевернуть ребенка на живот и приподнять, удерживая его тело под грудью. Он начнет упираться руками в поверхность стола или пола, мышцы спины и ягодиц будут напрягаться, а голова приподнимется (малыш старается смотреть вперед). Повторять такую зарядку следует несколько раз.

Данные упражнения проводятся только на твердой поверхности. Каждая фиксация положения должна длиться несколько секунд, нельзя позволять ребенку перенапрягаться. После такой зарядки можно сделать массаж, чтобы натруженные мышцы расслабились. Данные упражнения рассчитаны на укрепление мышц спины и брюшного пресса, что позволит малышу вовремя набраться сил и научиться сидеть.

Существуют также общие рекомендации, которые помогут избежать возможных трудностей с освоением нового для малыша навыка.

При попытках ребенка садиться или встать на четвереньки, необходимо поддерживать его, иначе он может завалиться на бок. Это грозит формированием психологического барьера – ребенок долгое время будет отказываться присаживаться.
Следует хвалить его за любые начинания, улыбаться и веселить. В таком случае малыш будет воспринимать процесс обучения, как нечто позитивное, и станет гораздо охотнее тренироваться.
Необходимо показывать ребенку местонахождение различных вещей в доме, комментировать свои действия, нося его на руках

Любой кроха любознателен и в этом возрасте очень важно, чтобы он тянулся к вещам, узнавал, какие они наощупь, а также наблюдал за действиями взрослых.
Следует одевать ребенка в удобную одежду, которая не будет сползать с него и не станет ограничивать его движений.

Полезные упражнения

Движение стимулирует развитие нервной системы, психики и интеллекта, в частности ползание помогает развиваться подкорковым структурам мозга. Кроме того, передвижение на четвереньках укрепляет опорно-двигательную систему, мышцы рук и ног. Доказано, что дети, получившие возможность вдоволь ползать, физически более крепкие, у них лучше развита мелкая моторика, они раньше начинают исследовать окружающий мир. Ползание также помогает развивать координацию рук и ног, правой и левой половины тела, а значит, налаживает взаимосвязь правого и левого полушария. Ползая, малыш учится управлять своими движениями, понимать свое тело и ориентироваться в пространстве. А еще «ходьба» на четвереньках, как и любое движение, улучшает кровообращение, укрепляет связки суставов. И, наконец, из этого положения ребенку легче научиться садиться.

Поэтапно: как грудной ребенок учится ползать

Нормой, когда ребенок умеет ползать именно на четырех конечностях, в среднем считается восьмимесячный возраст. Предыдущие стадии чадо проходит еще до этого. Условно можно разделить поэтапный прогресс на несколько периодов развития:

  • лежание (1-2 месяца). Новорожденный ребенок еще не окреп и не предпринимает попыток самостоятельного передвижения. В этот период у грудного ребенка крепнут мышцы спины, шеи, он обучается держать головку. Мозг готовится к дальнейшей двигательной активности. Двухмесячный малыш совершает спонтанные медленные движения руками и ногами;
  • переворачивание (3-4 месяц). Важнейший этап, когда малыш уже будет физически подготовлен совершить свой первый переворот со спины на живот и обратно. Его мышцы достаточно окрепнут для этого;
  • передвижение на животе (период 4-5 мес.). Первый способ, который ребенок пробует для передвижения. Задействованы руки и мышцы шеи и плеч;
  • «по-пластунски» (период 6-8 мес.). Ребенок совершает более активные действия с вовлечением ног и продвигается гораздо быстрее;
  • четвереньки (период 7-9 мес.). Поначалу малыш в попытках ползти будет выполнять раскачивания. Нередко ребенок будет падать или двигаться в обратную сторону, движения конечностей сразу не будут синхронными. Ему можно помочь быстрее и правильно освоить эту синхронность, передвигая его ручки и ножки своими руками или показать пример наглядно. А чтобы малыш пошел вперед, а не назад, просто нужно закрыть ему путь к пространству сзади, поставив спиной к стене или мебели.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым —  важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение  для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять. Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия

Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки

Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия

Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки. Второе

Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия

Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений.  Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе ( Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно  и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую  руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то  движение, которое  жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития.  Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Почему ребенок ползает назад?

Делать это он может:

  • Осознанно. Например, видел, как мама моет полы и двигается назад или подсмотрел у играющих более старших деток.
  • Вынужденно – пытался ползти вперед, но ручки оказались слабенькими, он упал и ударился.
  • Интуитивно – детский организм понимает, что некоторые мышцы надо поберечь, а на другие – можно положиться. Ползая назад, кроха тратит меньше энергии.

По мнению педиатров, это не опасно и никакой патологии у малыша нет. Однако, если грудничок через два или три месяца не предпринимает попыток ползать вперед, то рекомендуется оценить его мышечную силу. В некоторых случаях причина кроется в гипертонусе или гипотонусе мышц.

Итак, если кроха в течение длительного времени ползает назад, то необходима корректирующая гимнастика, так как передвижение в одну сторону не дает возможности развиваться всем группам мышц.

Откуда в квартире появляются тараканы ?

Тараканы могут оказаться у вас дома по разным причинам:

Если насекомые идут из соседней квартиры, они могут появиться из:

  • воздуховода вытяжки на кухне;
  • вентиляционной шахты;
  • окна;
  • щели между подоконником и окном;
  • щели в стене, потолке;
  • зазора между панелями;
  • розетки;
  • канализации

Вредитель способен проникнуть через любое отверстие. В захламленной квартире он питается мусором, остатками пищи и крошками. Все, к чему прикасаются его лапки потенциально может стать источником инфекции. Курсируя между обеденным столом и помойным ведром, таракан подвергает опасности здоровье всех членов семьи, как бы тщательно они не мыли руки. 

Если ребенок не хочет ползти

Есть дети, которые очень расстраивают своих родителей тем, что категорически не хотят ползать. Они могут перемещаться альтернативными способами — например, подпрыгивая из положения на четвереньках, или перекатываться с боку на бок, пока не «докатятся» до цели. В первую очередь у родителей могут появиться мысли о возможных патологиях развития.

Не стоит паниковать. Понаблюдайте за своим чадом более внимательно. Если он в своих перемещениях использует в равной мере конечности с правой и левой стороны, если во время движения даже без ползания ребенок одинаково координирует движения правой и левой руки и обеих ножек в равной мере, то волноваться, скорее всего, не о чем.

Нужно ли учить ребенка ползать? Если отсутствие соответствующего навыка мешает именно родителям жить спокойной жизнью, то можно воспользоваться комплексом специальных упражнений при проведении ежедневной гимнастики. Главное не давить на малыша, не заставлять его что-либо делать насильно. Попытки обучить ползанию не должны превратиться в навязчивую идею, в конце концов есть дети, которые минуют этап ползания – садятся, а потом поднимаются на две ноги.

Другая крайность — постоянные попытки ползти. Некоторые родители жалуются, что малыша совершенно невозможно переодеть, поскольку он даже минуту не может полежать в покое и так и норовит уползти. Иногда ребенок и вовсе демонстрирует странное поведение — просыпается ночью и сразу начинает ползти по кроватке, пока не упрется в ограждение. Это связано с перевозбуждением нервной системы. Такому малышу смогут помочь расслабляющий релаксационный массаж перед сном, купание в прохладной ванне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector