Как помочь ребенку научиться жевать?
Содержание:
- Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?
- Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
- Что делать, если малыш не может есть твердые кусочки?
- Рекомендации по уходу за больным с нарушением глотания
- Почему ребенок не хочет жевать
- Частые ошибки
- Способы приучения ребёнка к жеванию
- Помощь грудничку
- Для чего нужно учиться жевать до года
- Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу
- Чем может подавиться грудничок
- Причины проблем с жеванием у детей
- Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно
- Почему дети не умеют жевать?
- Как приучать ребенка к правильному режиму питания
- Особенности кормления детей, родившихся с дефектами
Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?
Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.
На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:
- Правильного прикуса.
Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.
- Речи.
Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.
- Ферментной системы.
В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.
Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.
Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.
Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.
Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.
Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным
Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.
Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.
Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Что делать, если малыш не может есть твердые кусочки?
Если годовалый ребенок не пережевывает пищу, давится даже самыми небольшими кусочками, родителям необходимо действовать осторожно, но настойчиво
Первый шаг – приготовить ребенку более густое пюре, при взбивании блендером оставить несколько мелких, но не измельченных полностью фрагментов.
Далее следует попробовать измельчить овощи при помощи вилки – кусочки получатся более крупными, у ребенка продолжит формироваться умение глотать.
Для детей нет ничего лучше примера взрослых, поэтому можно предложить ему некоторые элементы меню родителя, например кусочки из его тарелки.
Наибольшего эффекта можно достичь, если включать в рацион продукты, вкус которых нравится ребенку
Это могут быть небольшие кусочки яблока или детского печенья.
Важно украшать пищу, делая ее внешне привлекательной и интересной. Поможет и игра со столовыми приборами – например, можно во время трапезы знакомить малыша с различными видами декоративных ложек.
Поможет продумывание игрового сюжета
Например, съесть ложечку пюре моркови с кусочками – помочь зайцу вернуться домой. Ребенку будет интересно, это поможет сделать работу более продуктивной.
Если же все усилия оказываются тщетными, необходимо посетить врача, он поможет понять, с чем могут быть связаны неудачи.
Обучение малыша употреблению твердой пищи – занятие непростое, от родителей требуется сосредоточенность и терпение, ведь на их плечи ложится задача формирования важнейшего жизненного навыка.
Рекомендации по уходу за больным с нарушением глотания
- трудности в проглатывании жидкости;
- cлюнотечение или частое сплёвывание слюны;
- прилипание пищи в горле или глотке;
- удушье или кашель при приеме пищи и жидкости, проглатывании слюны;
- ослабление (или отсутствие) произвольного или непроизвольного кашля;
- влажный или булькающий голос;
- дискомфорт в глотке и рецидивирующие бронхолегочные инфекции;
- необходимость повторных глотков, чтобы освободить глотку;
- потеря веса, изменения трофологического статуса.
- кормление проводят только в положении сидя (с опорой под спину);
- наклон головы вперед;
- поворот в здоровую сторону в момент проглатывания.
- пища должна выглядеть аппетитной;
- пища должна быть достаточно теплой, так как пациентам с нарушением глотания требуется длительное время для ее приема. Если больной не чувствует теплую пищу во рту, кормить нужно едой комнатной температуры;
- предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. В этом случае жидкость не будет проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью;
- полужидкая пища переносится лучше всего: запеканки, густой йогурт, протертые овощи и фрукты, жидковатые каши;
- необходим подбор консистенции пищи (мягкая пища, густое пюре, жидкое пюре) и жидкости (консистенция мусса, йогурта, густого киселя, сиропа, воды). Следует помнить, что чем более жидкие пища и питье, тем труднее сделать безопасный глоток;
- исключить из рациона продуты, которые при вдохе могут попасть в дыхательные пути: жидкость обычной консистенции (вода, соки, чай), хлеб, печенье, орехи и прочее;
- при кормлении пищу закладывают с не пораженной стороны небольшими порциями;
- контроль над необходимостью использования зубных протезов;
- тщательная ревизия полости рта после окончания кормления;
- после кормления больной остается в вертикальном положении в течение 45-60 мин.
- одномоментно можно давать только небольшое количество пищи;
- не давать питье вместе с пищей. Напитки должны даваться до или после нее;
- нельзя кормить лежащего человека;
- нельзя запрокидывать голову пациента во время кормления;
- зубы и протезы необходимо чистить как минимум два раза в день находящемуся в полном сознании, а на ночь вынимать их и тщательно мыть.
Почему ребенок не хочет жевать
Основная причина, по которой малыш отказывается пережевывать твердую пищу, это слишком длительное кормление его едой, которая по возрасту для него уже не подходит. Вина в этом случае лежит исключительно на родителях. Сначала малыша кормят грудным молоком или подходящей для его возраста смесью. В возрасте 4-5 месяцев приходит пора пробовать новые блюда. И тут у мамы малыша есть выбор. Либо затратить время на самостоятельное приготовление детского питания, либо же пойти в магазин и купить баночку готового пюре.
Большинство мамочек выбирают второй вариант. Купить готовое питание может и дороже, но зато не нужно тратить время на стояние за плитой. К тому же, самостоятельное приготовление детского питания, по мнению взрослых, абсолютно не оправдывает затраченного на это времени и усилий. Поскольку вполне может случиться так, что малыш съест всего лишь несколько ложечек. Гораздо проще ли пойти в ближайший супермаркет и купить для малыша готовую еду.
Частые ошибки
Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.
Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.
Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.
Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.
Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).
Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.
Ребенка кормят, как взрослого. Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже).
Способы приучения ребёнка к жеванию
Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде
Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.
Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».
- При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
- Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
- Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
- В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
- Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.
Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.
- Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;
Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.
- Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
- Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
- Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
- Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.
Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.
Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.
Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
- Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
- Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.
- Ребенок плохо ест прикорм
- Педагогический прикорм
- Мясо для первого прикорма
Помощь грудничку
Как оказывать помощь, зависит от возраста ребенка. Если грудной кроха поперхнулся маминым молоком или смесью при кормлении, то он может начать кашлять и громко вдыхать и вдыхать воздух. Его необходимо положить на свою руку так, чтобы он смотрел вниз, а голова располагалась немного ниже попы. Если карапуз уже слишком тяжелый и удержать его на одной руке сложно, то следует таким же образом расположить его поперек колен. Затем аккуратно похлопать по спинке, это поможет жидкости выйти из дыхательных путей. Часто подобная ситуация возникает, когда малыш слишком голоден и жадно набрасывается на еду, у матери обильно прибывает молоко или слишком широкое отверстие у бутылочки. Также бывает из-за неправильного прикладывания к груди.
Полезно: Как распознать и как лечить лишай у детей?
Для чего нужно учиться жевать до года
Умение жевать твердую пищу ребенку совершенно необходимо:
для крепких зубов
Неумение и нежелание малыша прожевывать твердые кусочки пищи ведет к нарушению формирования прикуса, а впоследствии — и овала лица. Молочные зубы не испытывают достаточной нагрузки и могут преждевременно выпадать.
для нормальной работы ЖКТ
Употребление продуктов преимущественно в пюреобразном состоянии негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта: провоцирует появление аллергий, расстройств кишечника, вздутий, запоров. Так как пища, которую нужно просто проглотить, недостаточно хорошо смешивается со слюной, у малыша слабо вырабатываются пищеварительные ферменты. Желудочно-кишечный тракт становится «ленивым», получая только нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. В итоге проблемы нарастают как снежный ком: неразвитость ферментного аппарата, лишний вес, повышенная чувствительность кишечника.
для четкой артикуляции
«Неумение жевать не является непосредственной причиной задержки речи или ее отсутствия, — говорит логопед Тамара Новикова. — Вместе с тем это показатель негативных изменений в артикуляционном тонусе. Вполне вероятно, что ребенку будет неудобно, некомфортно проговаривать какие-то звуки, ведь для этого тоже нужно прилагать усилия».
для нормального психического развития
«До 1,5 года мы ели только протертую пищу, так как кусочками давились. Совершенно не напрягало: 15 секунд в блендере — и готово. Если честно, мне так даже удобнее было, потому что накормить было быстрее и легче. Вот только сейчас отказывается мясо кушать» — подобную историю можно встретить на любом родительском форуме. Многие мамы жалеют своих малышей (и себя), давая им протертую пищу. Но возраст 1–2 года — довольно опасный с точки зрения манипулирования ребенком родительским мнением. Приложите все усилия к тому, чтобы карапуз не смог шантажировать вас своим нежеланием жевать и глотать твердые кусочки, ведь в будущем это может обернуться куда большими проблемами.
Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу
Пережеванная пища лучше усваивается;
Когда еда пережевана, из-за чего происходит слюноотделение, процесс пищеварения проходит правильнее и быстрее.
Когда малыш жует, он чувствует вкус еды, это способствует его интересу к пище и формирует вкусовые привычки.
Вместе с жеванием приходит навык глотания
Это важно для того, чтобы ребенок научился определять, сколько еды он может съесть за один раз.
Жевание можно рассматривать как упражнения для развития челюстно-лицевых мышц, а это способствует развитию речи. Как ни странно, чем больше малыш будет жевать, тем лучше он будет выговаривать слова.
Чем может подавиться грудничок
Еще в роддоме женщину учат класть новорожденного на бок, а не на спину. Это делается для того, чтобы избежать захлебывания ребенка, если он срыгнет. Подавиться грудничок может не только таким образом. Во время сосания даже материнской груди могут случаться неприятные ситуации.
Молоко
Счастье для матери, если у нее обильная выработка молока, при которой малыш наедается. Но в таких случаях нужно знать, что делать, если новорожденный подавился во время сосания груди. Чаще всего младенцы давятся молоком в первые два месяца, когда мамина грудь еще не подстроилась под нужные объемы, а вовсе не потому, что младенец не может контролировать дыхание и глотание, как об этом часто пишут мамы на форумах. Глотание – это рефлекс, ему не нужно учиться. С первой секунды после рождения, когда малыш взял сосок или бутылочку, он умеет и дышать, и глотать, благодаря надгортаннику. Но, если струя чрезмерно обильная, ребенок не успевает проглотить порцию, вслед за которой уже поступила вторая, почему ребенок и давится.
Внимание! То же касается и воды, которой допаивают детей. Соска на бутылке должна иметь маркировку, соответствующую возрасту ребенку в месяцах. Соска для 3 месячного малыша
Соска для 3 месячного малыша
Слюна
В возрасте примерно 3 месяцев у малышей начинают активно работать слюнные железы. Это не связано с прорезыванием зубов, хотя может совпасть с этим событием. Слюна постоянно течет по подбородку, ребенок познает свои кисти, помещая кулак в рот. Если со ртом, полным слюны, ребенок чему-то удивился (папиной гримасе, яркой игрушке), машинально в момент удивления или радостного смеха он сделает резкий и глубокий вдох, что позволит слюне попасть в дыхательные пути.
Срыгивания
После кормления ребенка нужно подержать «солдатиком», то есть в вертикальном положении, чтобы воздух, случайно попавший в желудок, вышел. Как правило, он выходит трижды. Неопытные или торопящиеся мамы, услышав одну отрыжку у ребенка, кладут его на спину, после чего он срыгивает молоком. Это значит, что оставшиеся две порции воздуха не успели освободиться из ЖКТ и вытолкнули с собой молоко. Если мама спешит заняться своими делами, покормила ребенка и тут же положила его на спину, велика вероятность того, что он срыгнет, когда будет уже не под присмотром и захлебнется вышедшим количеством молока. Это очень опасная ситуация, особенно потому, что большинство молодых мам не представляет что делать, если грудной ребенок подавился.
Голова на бок в положении на спине
Интересно. Дети, находясь в утробе матери на последних сроках беременности, пребывают в настолько стесненных условиях, что у большинства череп остается примятым с одной стороны затылка еще некоторое время после родов. Из-за чего малыши от 1 месяца, лежа на спине, голову все равно кладут на бок, на тот, который примялся. В большинстве случаев это и спасает жизнь грудничка, если он растет в семье, где детям уделяется мало внимания, и некому держать его солдатиком.
Инородное тело
Кормя грудничка молоком, на шестом месяце его жизни родственникам очень хочется разнообразить его рацион чем-то очень вкусным. Если в этом возрасте уже вылезли два нижних зуба, большинство взрослых полагает, что можно давать малышу печение, яблоки или морковку, не догадываясь о том, что это самое настоящее родительское преступление. Если взрослый человек хоть раз попробовал бы прожевать сухую пищу, имея только два нижних и даже еще два верхних зуба, он бы понял, что это невозможно.
Вместо этого, дав грудничку первое яблоко, все радуются, что он откусил от него кусочек, что не удивительно – двумя резцами сделать это несложно. Но вот что будет дальше с этим куском? Его малыш попробует проглотить, весь сразу целиком. Размеры кусочка яблока часто больше щели пищевода. Попав в глотку, яблоко может элементарно застрять, перекрыв просвет, что не даст воздуху поступать в бронхи, то есть ребенок начнет задыхаться, для этого вовсе не обязательно бегать с набитым ртом и хохотать – обычное глотание слишком большого куска опасно для жизни. Поэтому, пока у малыша не появились зубы, предназначенные для жевания (а они в ряду располагаются после клыков) давать сухую и твердую пищу нельзя.
Грудничок и яблоко
Причины проблем с жеванием у детей
Каждый ребенок развивается в индивидуальном порядке. Тем не менее, существуют общепринятые нормы, на которые можно ориентироваться в определенных вопросах. Жевание сюда тоже включено. Обычно малыши осваивают жевательные навыки к 5-6 месяцам. Этот процесс сопряжен с появлением первых зубок. Ближе к году большинство детей уже переходят «на общий стол» и знакомы со «взрослой» пищей. Причин, по которым малыш испытывает проблемы с пережевыванием пищи может быть много. Например:
- Препятствование естественному развитию навыка. Родители, нарочито вынимающие изо рта малыша прорезыватели, крупные игрушки и даже пальцы, на самом деле вредят. Детки со временем начинают побаиваться твердой пищи.
- Личные мотивы. Не все дети любят преодолевать трудности. Переживание кусочков – процесс, требующий от крохи определенных усилий. «Ленивые» малыши могут отказываться от твердой пищи именно поэтому.
- Физиология. У малышей пережевывание пищи зачастую вызывает болевые ощущения. В конечном итоге еда выплевывается. Подобные явления наблюдаются при различных заболеваниях рта, гортани и ЖКТ.
Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно
Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.
Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма
Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:
- влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
- содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
- способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).
Почему дети не умеют жевать?
Некоторые мамы, боясь, что ребенок подавится, слишком долго кормят его перетертой, пюреобразной пищей. Это, несомненно, нарушает процессы развития челюстно-лицевого аппарата ребенка
Чаще всего в неумении малыша жевать твердые продукты виноваты его родители:
Иногда мамы из-за опасения, что любимое чадо может подавиться, слишком долго кормят его протертой пищей, детским питанием из баночек
Излишняя осторожность не научит малыша жевать. Хотя с появлением первых зубов нет нужды в тщательном измельчении продуктов, следует оставлять мелкие кусочки
Более того, специалисты рекомендуют знакомить дитя с твердыми продуктами даже до появления зубов. Например, под контролем мамы можно давать малышу в руку очищенную морковь, а в рот он ее сам потянет. Если с рождения у младенца развит сосательный рефлекс, то уже к 8 месяцам появляется рефлекс жевательный – ребенок берет в рот, кусает игрушки и любой попавший в руку предмет.
Считая, что грудное молоко – самое полезное питание для малыша, мама не вводит своевременно прикорм, игнорируя рекомендации специалистов о том, что в 6 месяцев маминого молока для правильного развития крохи уже недостаточно.
Жевательным движениям десен учит и использование малышом прорезывателей зубов (резиновые кольца для массажа десен). Если родители не считают нужным купить в аптеке такое кольцо, это тоже затормозит обучение жеванию.
Занятость или отсутствие терпения у мамы, так как приучать к «взрослой» пище малыша труднее, чем быстро накормить его привычным питанием
Один раз получив после капризов желаемую пищу, ребенок не будет стремиться научиться жевать, а будет и дальше рассчитывать на уступчивость родителей и пользоваться ею.
Гиперактивность ребенка, который постоянно отвлекается, ест как бы на ходу, не сосредотачивая внимание на приеме пищи, с плачем требует продукты, которые не нужно жевать, легче съесть.
Конечно же, переводить ребенка на питание твердыми или неизмельченными продуктами следует постепенно, руководствуясь советами специалистов. Резкий переход будет стрессом для малыша, капризы только усилятся.
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
Установите правило – есть за столом на кухне
Еда в машине и за телевизором – только в крайних случаях. Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие. Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо
Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам. Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства общности у детей.
Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам. Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства общности у детей.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 13
Особенности кормления детей, родившихся с дефектами
Значительно труднее научить жевать детей с выраженными особенностями развития – с ДЦП, болезнью Дауна, умственной отсталостью и т. д. Поможет родителям консультация соответствующего специалиста и такие советы:
- Зацикливаться на основном заболевании и считать, что такого ребенка нельзя научить, родителям не следует. Обучить навыку жевания можно, просто для этого придется приложить больше усилий и настойчивости.
- Терпение потребуется на более продолжительный период обучения. Ребенку нужно будет и рассказывать, и наглядно демонстрировать с комментариями, как откусывать, жевать и глотать пищу.
- Необходимо обеспечить удобство для ребенка во время приема пищи, использовать для этого соответствующую мебель и посуду.
- Разрешать малышу рассматривать продукты, трогать их. Следует поощрять проявление интереса (к пище, к посуде или столовым приборам), любопытства, инициативы. Показывать, как пользоваться, например, понравившейся ложечкой, придется неоднократно, к этому родителям нужно быть готовыми.
- Обучение следует начинать с продуктов мягких, которые легче жевать (банан, мармелад и др.). Переход к другой, более твердой пище должен быть постепенным.