Как научить ребёнка жевать?
Содержание:
- Методы обучения
- Как рассчитать оптимальное количество мяса
- Жевательный рефлекс ребенка — что это такое
- Еще советы как кушать самостоятельно
- Как приучать ребенка к правильному режиму питания
- Способствуйте развитию мышц челюсти
- Как и когда вводить свинину в питание?
- В каких случаях необходимо вызывать скорую помощь?
- Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?
- Почему важно научить
- Как правильно учить ребенка жевать?
- Что делать, когда время уже упущено?
Методы обучения
Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.
Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.
Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.
Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.
Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?
Как рассчитать оптимальное количество мяса
Сколько можно мяса ребенку? Норма зависит не только от его возраста и веса, но также от других индивидуальных особенностей. Разумеется, малышу в 9 месяцев нужно меньше мяса, чем ребенку старше года
Однако важно правильно рассчитывать порции. Как уже говорилось выше, передозировка белков не менее вредна, чем их дефицит
Средние показатели выглядят следующим образом:
Возраст ребенка (месяц) |
Порция (в граммах) |
6 |
5–30 |
7 |
40–50 |
8 |
60–70 |
От 9 до 12 |
80–100 |
Но лучшим решением станет консультация у специалиста. Педиатр поможет рассчитать точную дозировку нового рациона и расскажет, во сколько месяцев и какие продукты следует давать ребенку.
Жевательный рефлекс ребенка — что это такое
Жевательный рефлекс представляет собой процесс откусывания, дробления, перетирания пищи в полости рта. Зубы и верхняя челюсть играют в этом деле пассивную роль. Чтобы жевать еду, мы пользуемся мускулатурой нижней челюсти. Эти мышцы очень сильные. Например, у мужчин давление коренных зубов — от 30 до 90 кг.
Сокращение жевательных мышц обеспечивается рефлекторным путем. После попадания еды в рот вкусовые, температурные, тактильные рецепторы раздражаются и посылают импульсы в мозг. Регулировка движения челюстей, силы сдавления осуществляется центральной нервной системой. Считается, что рефлекс, благодаря которому мы может жевать, обеспечивается в рефлекторном центре продолговатого мозга, а высший центр жевания находится в коре.
Чтобы качественно измельчать твердую пищу, мы совершаем множество скоординированных между собой движений, часть которых регулируется условными рефлексами. Как известно, эти рефлексы не появляются при отсутствии потребности в них. То есть, если всегда кормить ребенка перетертой едой, потребности начать жевать у него не возникнет.
Если регулярно давать здоровому малышу кусочки еды, он обязательно рано или поздно научится ее жевать. Даже самые упрямые дети максимум к 5 годам переходят на взрослый рацион. Для чего же тогда приучать ребенка к твердой пище уже на первом году жизни? Почему по нормам малыш в 1,5-2 года должен жевать и глотать так же, как и взрослый человек? Дело в том, что процесс жевания напрямую связан с развитием челюсти и системы пищеварения.
Если годами давать ребенку только измельченную еду, его развитие нарушается:
- Когда ребенок начинает жевать еду, кровоснабжение его десен увеличивается, а значит, растущие зубы получают больше питания, становятся более крепкими и здоровыми. Ограничение нагрузки на челюсть ухудшает состояние зубов, препятствует формированию правильного прикуса и может привести малыша в кабинет стоматолога.
- С ростом ребенка развиваются и его органы пищеварения. Для переваривания твердой пищи нужно больше слюны и ферментов. Есть риск, что позднее начало жевания приведет к сбоям процессов пищеварения во взрослой жизни.
- При помощи мышц челюсти мы может не только жевать еду, но и разговаривать. Измельчение пищи зубами, передвижение ее кусочков по рту при помощи языка готовит малыша к четкому произнесению звуков. Как правило, дети, которые отказываются жевать еду, имеют и логопедические проблемы.
Прочитайте еще: с какого возраста ребенку можно спать на подушке. Раннее использование подушки может привести к проблемам.
Еще советы как кушать самостоятельно
Чтобы помочь ребенку научиться кушать самостоятельно, можно организовать игры с водой и ложкой. Вместо воды можно использовать небольшое количество риса, песка или даже макарон, что улучшит мелкую моторику и, следовательно, окажет положительное влияние на самостоятельный прием пищи. Также следует поощрять символические игры, позволяющие ребенку имитировать процесс подачи пищи.
Что касается детской посуды, то стоит отдать предпочтение пластиковым столовым приборам, они более мягкие на ощупь, чем из нержавеющей стали. Тарелки также лучше брать пластиковые, с присосками, чтобы тарелка прочно стояла на столе.
Единственная вещь, которую стоит запретить во время приема пищи – это экран. Недавние исследования показали опасность мультфильмов для мозга ребенка до 3 лет, но во время еды они являются источником отвлечения. Кроме того, согласно исследованию, проведенному в 2013 году Французским союзом детского питания (SFAE), дети, которые едят перед экраном, более склонны к ожирению, поскольку поглощены картинками, тем самым они употребляют большее количество пищи.
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
Установите правило — есть за столом на кухне
Еда в машине и за телевизором — только в крайних случаях. Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие
Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом — одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство — шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам. Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” — незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства общности у детей.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 16
Способствуйте развитию мышц челюсти
Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).
Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка
Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.
Какая еда способствует жеванию малыша
Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.
Разновидности еды
Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:
- сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
- сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
- размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
- форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
- мягкая текстура, которая легко разминается во рту
- консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
- часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
- количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.
Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.
Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует
У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.
Как и когда вводить свинину в питание?
Свинина появляется в детском питании только после того как малыш освоит кролика, индюшатину и телятину. Впервые со свининой малыша можно познакомить уже в 9–10 месяцев.
На заметку! Если вы идете по схеме естественного прикорма, то возможно, предложите малышу свинину и раньше. Но делаем это в очень маленьком количестве и в идеале, мясо должно быть в виде фарша, не кусковое.
Вводить данный вид мяса нужно осторожно, начинайте с небольшого количества. Если это микродоза, то ограничьтесь 3 микродозами за 1 прием пищи
Если даете свинину в баночном варианте, в виде пюре, то на кончике чайной ложки.
Подробнее о введении прикорма ребенку до года, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>
Угостив малыша данным продуктом в первой половине дня, обязательно внимательно наблюдайте за его состоянием. Если заметили, что появились у ребенка любые недомогания и признаки аллергии, сразу введение мяса в рацион нужно прекратить. Подробнее об аллергии на прикорм у грудничка>>>
Если же малыш перенес знакомство с мясом хорошо, то постепенно порцию можно увеличить до положенной нормы по возрасту в день. Небольшими порциями ребенок должен получать мясо 4–5 раз в неделю.
В сутки малыш от 1 до 1,5 лет должен употреблять около 60 грамм мяса, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет – 80 грамм, после 2,5 лет — 120 грамм.
Свинину можно использовать 1–2 раза в неделю. В остальные дни готовьте блюда из других видов мяса.
Важно! Для детских блюд нужно выбирать только молодую тушку и только ее нежирные кусочки. Один из вариантов употребления маленьким ребенком свинины (здесь подразумеваем ребенка, только начинающего знакомиться с прикормом — возраст до 7.5–8 месяцев) — это готовые специальные консервы, предназначенные для детского питания
Один из вариантов употребления маленьким ребенком свинины (здесь подразумеваем ребенка, только начинающего знакомиться с прикормом — возраст до 7.5–8 месяцев) — это готовые специальные консервы, предназначенные для детского питания.
Такой продукт имеет ряд преимуществ:
- Мясо проверенно на качество;
- Пюре измельчено до гомогенного состояния
- Его не нужно готовить.
Если вы решили приготовить пюре сами, то должны быть уверены в качестве и свежести мяса, из которого будете готовить еду.
В каких случаях необходимо вызывать скорую помощь?
Немедленно позвоните врачу, если у ребенка есть какие-либо из симптомов:
- Возраст малыша не превышает трех месяцев, и у него появилась диарея или рвота
- Боль в животе сопровождается запором или рвотой
- При болях в животе случилась рвота кровью или обнаружилась кровь в стуле
- Явная резкая боль в правой части живота
- Острая боль, ограниченная одной частью живота
- Боль или болезненность усиливаются при нажатии на живот
- Вздутый живот или живот, который является жестким на ощупь
- Боль в паху, сопровождающаяся болезненностью и отеком яичка
- Боль в животе, сопровождающаяся повышением температуры
- Вам точно известно, что у ребенка была травма живота
Самое важное: если вы подозреваете, что у ребенка болит живот – не занимайтесь самолечением, не тяните. Острые состояния у детей очень быстро развиваются, иногда – практически молниеносно
Чем дольше ребенок терпел боль, тем сложнее бывает врачу его осмотреть, поставить диагноз. Боль – это грозный сигнал о том, что действительно с организмом – беда. Опасна не боль как таковая, а осложнения тех заболеваний, которые стали ее причиной. К сожалению, именно они несут большую опасность для жизни ребенка. Гораздо легче поставить вовремя диагноз «аппендицит» и устранить его, чем лечить одно из его тяжелых осложнений — перитонит. Лучше вызвать врача и убедиться, что все в порядке, чем помедлить, понадеяться что «само пройдет», и подвергнуть ребенка большому риску.
Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?
- Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
- Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
- Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
- Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
- Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.
Почему важно научить
Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.
Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.
Положительные стороны жевания
Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551983268139015′,params:{pp:’bgdw’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);
Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.
Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу
- Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
-
Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
- Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
- Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
- Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.
Как правильно учить ребенка жевать?
Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер
Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.
На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:
- Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
- Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.
Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.
Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.
Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:
- Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
- Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
- Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
- Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
- Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
- С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
- Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
- Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.
Что делать, когда время уже упущено?
Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре – с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.
Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.