Что делать если ребенок не ест новые продукты?
Содержание:
- Иные особенности введения прикорма
- Первые каши
- Что делать, если ребенок не ест овощи?
- До 6 месяцев запор — редкость
- Почему ребёнок плохо ест прикорм?
- Как подобрать «свои» каши?
- Когда начинать давать ребенку фрукты
- Особый запор
- Когда вводим прикорм?
- Когда лучше начинать прикорм?
- Витамины
- Как приучить есть овощи
- Почему ребёнок не ест кашу?
- Подведем итоги
Иные особенности введения прикорма
В течение дня ребёнок может попробовать не более 5 различных продуктов. Это допустимо в том случае, если данный прикорм предлагается не в первый раз. При этом жареное, копчёное, острое, сладкое, солёное и специи давать малышу категорически запрещено.
При введении любого нового продукта необходимо следить за аллергическими реакциями. Поэтому в день, когда предложена новинка, иных незнакомых ребёнку блюд быть не должно.
Если дитя совсем отказывается от прикорма, не нужно нервничать, расстраиваться и настаивать. Заставлять ребёнка кушать нельзя. Нужно переждать несколько дней и возобновить попытки, причём предлагать необходимо ту еду, которая раньше нравилась малышу.
Очень важно сразу найти контакт с чадом. В противном случае введение прикорма станет настоящей пыткой и для родителей, и для ребёнка
Не стоит отчаиваться, если дитя плохо кушает. Не каждое блюдо нравится сразу, с первой попытки. Это нормально. Со временем ситуация наладится, и малыш уже сам будет просить то, что ему нравится.
Первые каши
Если вес ребенка существенно меньше нормы, ВОЗ рекомендует начать прикорм с немолочных каш. Для грудничков каши готовят только немолочными, несолеными, полужидкими, абсолютно однородными по консистенции. Первые каши готовятся из крупяной муки (перебранную и промытую крупу тщательно перемалывают и измельчают).
Предлагается следующая последовательность введения круп: гречневая, рис, кукурузная, овсяная, манная. Манную кашу рекомендуется готовить только один раз в неделю, потому что в ней практически нет полезных веществ, зато богата клейковиной, способной стать причиной проблем в работе кишечника. Пропорция для приготовления первой каши: 5г крупяной муки на 100 мл воды. Слегка остудив готовую кашу, еще раз измельчите. В готовую кашу можно добавить 1-2 капли растительного масла или немного сцеженного грудного молока.
С 9 месяцев система питания грудничка предполагает многокомпонентные каши, из уже хорошо известных ребенку продуктов. В кашки уже можно добавлять знакомые малышу овощи и фрукты. В 9 месяцев разрешается готовить для грудничка перловую и пшенную каши. А к 10-11 месяцам каши на воде будут прекрасным дополнением к мясным и рыбным тефтелькам и паровым котлеткам.
Что делать, если ребенок не ест овощи?
Заставлять ребенка кушать овощи – занятие неблагодарное и даже недопустимое, это может стать причиной еще большего обострения ситуации и приведет категорическому отказу ребенка от всех овощей, даже которые кушал до этого. Для того чтобы ребенок начал кушать овощи, достаточно всего лишь проявить смекалку.
- В первую очередь, необходимо выяснить, в чем причина отказа? Невкусно, некрасиво. Например, если ребенок отказывается от лука в любом виде, необходимо его перетирать в пюре, если ребенок не видит его – нет проблем.
- Стоит помнить, что для детей важны не только вкусовые качества, но и внешний вид блюда. Постарайтесь оформить блюда празднично, красиво, например, выложить овощи в виде мордочки животных.
- Дети годовалого возраста и старше стараются подражать во всем взрослым, и если при ребенке родители будут часто кушать овощи и говорить о том, что они очень вкусные, постепенно ребенок заинтересуется и распробует овощи.
- Дети часто «кусочничают», и в качестве перекусов предпочитают использовать сладости, печенья, даже бутерброды. Овощи станут отличной альтернативой.
- Для детей старшего возраста можно воспользоваться особой хитростью – пусть ребенок помогает в приготовлении блюд, составлении овощных композиций и нарезок. Доверьте ребенку оформить блюдо и ненавязчиво предлагайте овощи. Например, к картофельному пюре с гуляшом добавьте зеленый горошек.
- Кроме свежих овощей, ребенку необходимо предлагать и термически обработанные овощи, например, тушеные или в отварном виде. Если от картофельного пюре дети отказываются редко, то вот от кабачков могут отказываться. Можно пойти на некоторую хитрость, и смешивать овощи, создавая многокомпонентные пюре.
- Лучшим сочетанием продуктов будут овощи и мясо, причем в фарш можно добавить морковь, кабачки, лук, чеснок, капусту и даже картофель и далеко не обязательно, чтобы в котлетах был наибольший процент именно мяса.
- Овощи можно добавлять и в различные соусы, например, смешивать их со сметаной, добавлять в томатные соусы. Дети редко отказываются от макарон с подливкой. Добавьте в соус помидоры, морковь, лук, любые другие овощи. И если ребенок отказывается от этих овощей, просто перетрите их мелко, или пропустите через пресс или мясорубку.
- Все овощи в супах можно перетирать и создавать супы-пюре. Добавляйте небольшие порции пюре в супы, вторые блюда, постепенно их увеличивая.
- Дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Можно придумать сказку об особенно проблемном овоще, о его пользе, придумать какую-нибудь героическую историю или рассказать о том, что любимый мульт-герой такой отважный и сильный, кушает овощи.
- Нельзя исключать и зрительную заинтересованность, можно посмотреть кулинарные каналы, полистать книги по кулинарии различных народов и традиций.
Универсальной рекомендацией будет лишить ребенка перекусов, наладить и сохранить режим питания. С самого раннего детства прививать культуру питания и научить придерживаться правильного рациона. Овощи – это один из основных источников витаминов и клетчатки для всего организма. Достаточное присутствие в рационе этих продуктов окажется полезным для работы и развития всей пищеварительной системы и организма в целом. Получая необходимое количество питательных веществ, ребенок будет правильно и полноценно развиваться.
Фото — фотобанк Лори
До 6 месяцев запор — редкость
Обычно родителей малышей первых месяцев жизни настораживает состояние противоположное запору, — слишком частое испражнение. Но у младенца, независимо от того, питается он грудным молоком или смесью, кишечник должен работать именно так — в режиме, который для детей постарше и взрослых считается поносом.
Другого варианта, по крайней мере, до введения прикорма в 4–6 месяцев, быть не должно. Ведь кроха получает в основном жидкую пищу, отходы которой имеют ту же консистенцию и покидают кишечник, не встречая на пути никаких препятствий, — малыш пока не научился управлять сфинктером, сдерживающим выделение кала.
Кишечник крохи еще только начал «знакомиться» с микроорганизмами, которые поступают из молока мамы, с ее кожи (малыш облизывает сосок), из окружающей среды. Принимаются далеко не все новые «партнеры»: есть отвергнутые, не прижившиеся и так далее. Проверка и отбраковка сопровождаются жидким нестабильным стулом.
Слишком частое очищение кишечника не нуждается в коррекции и лечении, если ребенок прибавляет в весе и правильно развивается. Нормальные аппетит и сон, газы, отсутствие температуры и других признаков болезни указывают на то, что родителям не о чем беспокоиться. Если мама младенца, устав менять подгузники по 10 раз за одни сутки, захочет изменить ситуацию и попросит врача назначить крохе закрепляющие лекарства, то, сама того не желая, обречет своего малыша на хронический запор.
Почему ребёнок плохо ест прикорм?
Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:
- чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
- если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
- малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
- при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
- если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
- ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.
Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.
Как подобрать «свои» каши?
Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.
К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.
Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».
Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.
Фото — фотобанк Лори
Когда начинать давать ребенку фрукты
Раньше считалось, что прикорм следует начинать с фруктов. Затем мнения специалистов сместились в пользу овощей, как менее сладких. А в наши дни прикорм вообще вводят по индивидуальным предпочтениям, и это мудро. Главным остается правило дорожной безопасности: не спешить!
До 2-3 лет дети лучше усваивают витамины с молочным белком, а другие продукты остаются в ранге знакомства со вкусами и консистенцией. И если дитя упорно отвергает фрукты, в этом нет трагедии, кроме пошатывания нервной системы чувствительных мам. Что касается витаминов, то ими богаты фрукты с ветки – с дачной яблони, груши, сливы. Витамины нестойки, особенно витамин С, не терпящий кислорода, света и температурной обработки. Не стоит преувеличивать пользу магазинных фруктов, большинство из которых дозревали не в природе, а принудительно, теряя при этом витаминный запас.
В норме ребенок от года до трех лет должен получать 50-100 г фруктов в день, школьники – 200 г. Обычно дети раннего возраста питаются здоровой пищей без избытка соли и химических заменителей. Когда ваш школьник объявит ультиматум домашней еде, расписывая, столько чипсов разрешают съесть его друзьям их замечательные родители, вы с умилением вспомните, как он в 3 года отталкивал банан.
Настоящие проблемы иногда случаются в более старшем возрасте. Причина — сбитый вкус. Ребенок до года просто не знает других вкусов, он знакомится с ними через прикорм. Детсадовцы и школьники уже распробовали вредности и острые, переслащенные блюда, добиться здорового питания сложнее.
Особый запор
Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.
Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».
Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.
Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.
Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.
Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.
Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.
Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.
Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.
Когда вводим прикорм?
Оптимальным для введения прикорма считается возраст 6 месяцев.
И это неслучайно.
Приблизительно к этому времени у малыша появляются признаки готовности приему твёрдой пищи
Важно как можно раньше начать обращать на них внимание:
- ребёнок проявляет интерес к тому, что кушают взрослые;
- тянет ручки к новым продуктам;
- пытается схватить, откусить или просит дать ему попробовать их.
- Пищеварительная система становится всё более зрелой и подготовленной для усвоения еды более сложной консистенции по сравнению с грудным молоком;
- Сам растущий организм подаёт сигналы к тому, что нуждается в новых питательных веществах и расширении рациона;
- Также в возрасте полугода у ребенка ослабевает и постепенно уходит совсем рефлекс выталкивания пищи языком.
Всё это и есть признаки готовности к прикорму, которые заметны невооружённым глазом и указывают на то, что уже пора знакомить ребёнка с новыми продуктами.
Подробнее читайте в статье Признаки готовности к прикорму>>>.
Даже, если процесс приобщения к твёрдой пище проходит тяжело и не так позитивно, как вы ожидали, нельзя сводить его на нет, откладывать в долгий ящик и пускать всё на самотёк.
Нередко ребёнок в 7-8 месяцев и позже ещё плохо ест прикорм, но это поправимо. Главное – действовать аккуратно и с пониманием.
Когда лучше начинать прикорм?
Во-первых, учитывайте возраст. Кто-то начинает давать малышу новую пищу и с 3 месяца. Однако, раньше полугода лучше этого не делать.
Во-вторых, обратите внимание на вес вашего малыша. Он должен быть в 2 раза больше, чем при рождении (6,5 – 8,5 кг)
В-третьих, ребенок должен обладать и некоторыми умениями, свидетельствующими о своевременном физическом развитии. Он должен уметь держать голову и поворачивать ее в стороны, сидеть, вытягивать вперед нижнюю губу, выталкивать языком пищу изо рта, активно ползать и переворачиваться.
Понаблюдайте и за тем, проявляет ли он интерес к той пище, которую едят другие члены семьи. Если вы сели кушать, а малыш тянется к вашей тарелке – это тоже один из признаков того, что можно начинать.
Введение прикорма – это адаптация малыша ко взрослой пище. Процесс этот должен быть постепенным, поэтому начинать пробовать новые вкусы нужно маленькими порциями.
Витамины
Каждая овощная культура по-своему полезна и уникальна, так как содержит определённые группы витаминов:
- витамин А содержится в горохе, картошке, морковке, фасоли;
- витамин В – в свёкле, картофеле, белокочанной капусте, салате, горохе;
- витамин С – в зелёных салатных листьях, болгарском перце, капусте;
- витамин D – в моркови, капусте, картошке;
- витамин Е – в брокколи, спаржевой фасоли, салате, помидорах, горохе.
При выборе овощей детям нужно быть внимательным, поскольку многие из них аллергенны.
Самой низкой аллергенной активностью обладают кабачок, лук, капуста, огурец, картофель.
Как приучить есть овощи
Никакие уговоры и споры не заставят ребенка кушать овощи. Поэтому каждая мама должна разработать свою собственную стратегию и план, которые помогут справиться с проблемой, как приучить ребенка есть овощи.
В помощь родителям, которые ломают голову над правильным составлением рациона, предлагаю несколько принципов, проверенных многими мамами:
Поиск причины отказа.
Выше мы уже разобрали несколько частых причин отказа от овощей. Проанализируйте их, посмотрите, не присутствуют ли эти ошибки в питании вашего ребенка и начните с их устранения.
Читайте интересную статью У ребенка плохой аппетит, что делать>>>
Личный пример родителей.
Если вы хотите, чтобы ребенок ел овощи, то они должны присутствовать и в вашем взрослом меню. Чем чаще и разнообразнее – тем лучше. Ребенок очень хочет походить на взрослых и как только овощи станут нормой жизни вашей семьи, ребенок начнет их кушать.
Пример сказочных персонажей.
Малышу следует показать, что кушать овощи полезно.
Для этого следует выбирать самые доступные и понятные примеры малышу, например, сказку, где герои с удовольствием поедают морковку или петрушку. Можно подобрать историю, где после поедания шпината мальчик приобретает дополнительную супер-силу.
Овощи без сортировки.
Дети любят есть овощи отдельно друг от друга, и не смешивать их в виде салата.
Приготовьте овощную тарелку, где расположите кусочки отварной моркови, соцветий брокколи, нарежьте огурец и помидорку. Поставьте тарелку в зоне досягаемости ребенка, и вы увидите, что постепенно порции овощей будут исчезать.
Внимание! Учитывайте возраст ребенка и его навык еды кусочками. Безопасность ребенка – это ваша ответственность. Оригинальная сортировка
Оригинальная сортировка
Если ребенок плохо ест овощи, можно предоставить еду из них в интересном, игровом видео.
Это не имеет отношения к еде с играми и шутками. Скорее мы создаем такой вид овощей, который ребенку становится интересно кушать.
Если мама постарается придумать оригинальное оформление блюда из овощей, то малыш с большим удовольствием будет кушать.
Например, помидор может превратиться в оригинального жучка с усиками из огурца и лапками из морковки. В такой форме ребенок намного быстрее съест овощи, чем дать их в форме традиционного салата.
На заметку! Можно придумать очень много овощных блюд, которые будут интересны ребенку. Традиционное рагу можно заменить красивым ярким овощным суфле или другим интересным вариантом.
Самостоятельность за столом.
Иногда достаточно позволить ребёнку самому орудовать за столом вилкой или ложкой, чтобы его аппетит усилился в разы. Когда вы кормите ребенка, он оказывается в пассивной позиции и ему неинтересно есть не только овощи, но и любую другую пищу.
Читайте важную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
Почему ребёнок не ест кашу?
Если ребёнок до года не хочет есть кашу, то причина может быть в следующем:
- Слишком рано ввели кашу в прикорм;
- Например, до исполнения ребёнку полугода, когда его организм ещё не готов к новой пище (читайте статью Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>);
- Или ошибка может быть в том, что консистенция каши не подходит малышу, например, она слишком твёрдая для него. Выручить здесь могут коробочные варианты;
- Ситуация, когда ребёнок в 6 месяцев не ест кашу, довольно распространённая. Вам стоит дождаться истинного пищевого интереса ребенка к прикорму и только после этого предлагать малышу кашку.
- Ребёнка кормят насильно. Принуждение к чему-либо всегда вызывает желание защищаться и выражать сопротивление;
- Дают слишком большие объёмы каши. Малыш пугается того, что не сможет съесть всё, что ему предлагают.
- Ребёнка кормят отдельно от родителей, таким образом, отсутствует пример для подражания, ориентир того, как надо есть (читайте статью по теме: Как правильно кормить ребенка?>>>).
Важно! Если существуют проблемы с введением в рацион новой пищи, в том числе каш, то нельзя оставлять их без внимания, поскольку это влияет на формирование правильного пищевого поведения и отношения к продуктам. Чем раньше вы приобщите ребёнка к полезной еде, тем, в определённой степени, снизите вероятность возникновения проблем со здоровьем
Чем раньше вы приобщите ребёнка к полезной еде, тем, в определённой степени, снизите вероятность возникновения проблем со здоровьем.
Ребенок старше года не ест каши: почему?
Если ребёнку уже больше года и он отказывается от каш, то причиной тому может быть:
Позднее знакомство с этим блюдом;
Если родители постоянно откладывали введение каши в прикорм и никак не реагировали на отказы ребёнка, то с каждым месяцем всё труднее будет приучить его к новому продукту.
Увлечение сладостями и перекусы;
Если ребёнка уже успели познакомить с различными «вкусностями» в виде конфет, печенья и т. д. и он регулярно кушает их между приёмами пищи и перед едой, то это приводит к тому, что малыш отказывается от менее приятной еды, например, от каши.
Кстати, по этому вопросу на сайте есть полезная статья, изучите ее: Ребенок ест много сладкого>>>.
Малышу невкусно;
Обычно это проявляется в том, что он отказывается кушать какую-то конкретную кашу (например, пшённую или манную) или, например, ребёнок не ест кашу на воде.
Некоторые дети не любят каши из коробок, а другие сложно привыкают к твёрдой консистенции злаков. Здесь вопрос предпочтений.
Кормление с развлечениями;
Здесь речь идёт о том, что малыша стараются всячески отвлечь (мультфильмами, игрушками и т. д.) и в это время накормить
Внимание ребёнка переключается на другие раздражители и он поглощает пищу неосознанно
К сожалению, к такому способу еды дети привыкают и в дальнейшем, без развлечений, кушать отказываются.
Конечно, если ребёнок в 2 года вообще не ест кашу, то это – повод задуматься и пересмотреть способы кормления, установить более чёткие правила и режим питания.
Вы подробно узнаете о том, как вернуть ребёнку аппетит и приобщить его к здоровому питанию, на курсе Едим с удовольствием>>> .
Подведем итоги
К сожалению, не все в нашей жизни идет по плану. Четкое планирование графика и меню прикормов часто приводят молодых мам к разочарованиям. Даже если долгое время годовалый ребенок отказывается от еды кроме грудного молока, не стоит паниковать. Со временем он обязательно начнет есть «взрослую» пищу, хотя бы потому, что ни один здоровый человек в мире не может жить без еды
Важно прислушиваться к своему ребенку, предлагать ненавязчиво, действовать последовательно. Тогда маму и малыша обязательно ждет успех!
Мамочка делится своим опытом: