Что делать если ребенок 9 лет не слушается
Содержание:
- Вопросы и комментарии психолога
- Способы, помогающие добиться послушания
- Почему ребенок перестал слушаться
- Что делать, если ребенок перестал доверять
- Как справиться с детским кризисом?
- Чего делать не стоит
- Желание власти
- Ребенок не слушается родителей – видео от доктора Комаровского
- Правила и особенности воспитания
- Педагогические проблемы глазами медика
- Симптомы и причины кризиса
- Советы психолога по преодолению кризиса
- Когда следует обратиться за помощью?
- Распорядок дня
- Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?
- Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю
- Типичные проблемы
- Понятие
- Вы позволяете грубо с собой обращаться
- Советы психолога
- Как вести себя если ребенок не слушается
- Заключение
- Выводы и рекомендации
Вопросы и комментарии психолога
“Здравствуйте! Я мама двоих детей. Старшему сыну 5 лет и 2 месяца, а дочке 10 месяцев.
Сын очень ревниво относится к сестре, при этом проявляет сильную агрессию в ее сторону.
В 3 года у него появились нервные тики, когда он нервничает.
При приступах агрессии к сестренке тики становятся еще сильнее. Что делать, как помочь ребенку?”
Комментарий психолога:
“Подобная ситуация прямым образом указывает на наличие проблемы.
Как правило, мать после рождения второго ребенка начинает больше времени тратить на новорожденного, немного забывая про первенца, так как он уже кажется большим и самостоятельным.
Но, конечно, и пятилетний ребенок нуждается во внимании и заботе родителей.
Таким негативным поведением ваш сын всего лишь пытается добиться любви и ласки и для себя.
Решением подобной ситуации будет больше времени уделять старшему сынишке.
Старайтесь каждую свободную минуту тратить на него.
Выделяйте ежедневно время полчаса-час, которое вы можете провести вместе только вдвоем.
Пусть даже это будет 20 минут. Займитесь тем, что ему нравится: сходите на прогулку, поиграйте, пообщайтесь.
Не проводите при сыне таких сравнений: сын уже взрослый, большой, а дочка маленькая. Это может настроить его еще больше против сестры.
Запишитесь на прием к неврологу и проконсультируйтесь насчет лечения тиков.”
“Добрый день! Моей дочке почти 5 лет, в последнее время она стала просто неуправляемой.
Совсем отбилась от рук, постоянно истерики устраивает. Да еще и ногти стала грызть.
Подскажите, как с этим справиться?”
Комментарий психолога:
“Дети грызут ногти, когда попадают в условия, вызывающие тревогу, либо эмоциональное напряжение.
Ваша задача – выяснить от чего это происходит? Какие именно факторы вызывают стресс.
В этой ситуации, как никогда необходимо поддерживать дома комфортную для дочери обстановку.
Не ругайте, не ведите себя агрессивно в ответ. Не запугивайте, что что-то станет с пальцами, если не перестать грызть ногти.
Это может вызвать обратный эффект и все усугубить. Увлеките дочку интересными занятиями: рисование, танцы, плавание.
“Здравствуйте, возникли проблемы с сыном в возрасте 5 лет. Хотя до этого он был очень послушным и адекватным мальчиком.
Но сейчас полная катастрофа, настроение меняется по 20 раз за день, ежедневные истерики, никому не дает продохнуть.”
Комментарий психолога:
“Это типичные проявления кризиса 5 лет. Поэтому и рекомендации будут стандартные: проводите с сыном больше времени, не отчитывайте его за плохое поведение, относитесь с пониманием.
Поручите несложные домашние дела, чтобы он почувствовал себя “большим”. Покажите на себе пример поведения и не срывайтесь в ответ на истерики.”
Итак, у вас есть полное руководство, что делать, когда наступает кризис 5 лет у детей.
Используйте приведенные выше советы и у вас обязательно получится сгладить острые углы этого времени.
Если же вы хотите положиться в этом деле на профессионала, то записывайтесь на консультацию психолога онлайн. Тогда вы будете обречены на успех в решении этого вопроса.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Способы, помогающие добиться послушания
Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.
Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.
Крайнее выражение непослушания – уход из дома
Главные правила, позволяющие добиться послушания:
Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями
При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко
Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”. Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.
Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать
Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям
В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.
Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.
В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя
Почему ребенок перестал слушаться
Вначале представим, на каком этапе развития находится 2-х-летний дитя. Позади остался кризис одного года (который, фактически, длился с 8-10 месяцев жизни и закончился, примерно, в годик). Следующим периодом станет кризис 3 лет.
Дитя уже умеет самостоятельно ходить, играть, преодолевать препятствия, начинает говорить примитивные фразы, общается на языке жестов. Скачок в развитии вчерашнего младенца в этот период просто огромен.
Чувствуя свои силы, чадо отправляется покорять мир. Ему еще не ведомы опасности и страхи, мало смыслит в устройстве окружающего пространства. Его желания – получить все и сразу.
К быстрой реализации своих потребностей он привык: ранее взрослые прибегали по первому зову и, не откладывая, помогали справиться с любой бедой.
Теперь непоседа, исследуя предметы, часто слышит «нельзя». Заботящиеся взрослые постоянно устанавливают разумные ограничения, связанные с соблюдением режима дня, обучением правилам поведения или защитой в опасности. Но для двухлетки это выглядит иначе: он считает, что родитель идет в противовес детским интересам и поэтому отказывает.
Мальчик в данный момент хочет играть в машинки, а его уговаривают одеться и пойти на улицу. Девочка прямо сейчас хочет получить сладкое, но ее сажают за тарелку с супом.
Для неокрепшей психики протест в выполнении детского желания является большим горем, которое ничто не исправит. Поэтому скоро дитя выбирает единственно верную, на его взгляд, стратегию – начинает от всего отказываться.
Топает ногами, мотает головой, кричит «Нет», «Не хочу», «Не буду», иногда даже не выслушав то, что хочет донести родитель.
Явление это абсолютно нормальное, способствующее гармоничному процессу становления личности.
В психологии есть термин – «кризис негативизма»: все отрицающий тоддлер плавно отделяется от родителей и учится быть самостоятельным человеком, заявляя о воле, потребностях и желаниях.
Что делать, если ребенок перестал доверять
Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.
Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом “кнута” должно быть намного меньше, чем “пряника”, так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.
Как справиться с детским кризисом?
Кризис семи лет имеет и свои особенности. Ребенок начинает отказываться от детских игр и развлечений. Ранее любимые игрушки перестают быть интересными. Начинается осознанное непослушание и желание высказать свою позицию, появляется упрямство и начинаются капризы, споры со взрослыми и копирование их поведения
Тут важно не упустить момент и вовремя обратить внимание на смену поведения и новые повадки
Более ярко кризис 7-8 лет проявляется у девочек. В этом возрасте становится более заметна разница в поведении мальчиков и девочек. Юные леди начинают манерничать и копировать повадки мамы. Речь становится более эмоциональной, а предложения строятся с помощью прилагательных. На фоне этого появляется первая конкуренция между малышами младшего школьного возраста, зависть и возможные конфликты. В этом возрасте девочки начинают больше уделять внимания своему внешнему виду. Постарайтесь дать дочери больше свободы в выборе вещей и школьных принадлежностей, следите за тем, что сейчас актуально и пользуется популярностью у девочек.
Кризис 7 — 8 лет у детей: советы психолога
Если вы видите, что поведение ребенка выходит из-под вашего контроля постарайтесь вовремя предпринять меры.
Поддерживайте своего ребенка, и тогда с кризисом будет легче справиться и ему, и вам.
Чего делать не стоит
Так как дети в этом возрасте очень ранимы и психологически зависят от оценки родителей, важно не допускать ошибок, чтобы не нанести вред
Наказывать
Не стоит наказывать и ругать детей за капризы. Это может усугубить ситуацию и спровоцировать отчуждение малыша, замкнутость, а в дальнейшем создаст проблемы для социализации.
Запрещать что-либо
Обилие запретов лишает чадо свободы самовыражения, делает его безвольным и несамостоятельным. Частое повторение слова «нельзя» обесценивает его. Лучше проведите беседу и объясните, почему такие поступки неприемлемы. Переведите обсуждение в формат сказки. Используйте любимых героев, чтобы продемонстрировать на них пример хорошего или плохого поведения.
Угрожать
Грубое отношение к детям, унижение, критика разрушают доверительные отношения со взрослыми, отдаляя малыша. Угрозы могу нанести тяжёлую психологическую травму, спровоцировать страхи.
Желание власти
Бывают и такие ситуации, когда детей любят, регулярно об этом напоминают, но дети все равно начинают игнорировать любые просьбы, и даже требования. Они неумолимы, а родители в ужасе от непонимания того, “где делся их ребенок”. Причина такого поведения может кроиться в том, что ребенок пытается выяснить, кто в семье главный и “тянет одеяло на себя”.
Совет: Негатив в поведении ребенка тоже необходим и важен в его жизни.
Его в отдельных ситуациях необходимо поддерживать, поскольку наличие его потребуется во взрослой жизни, в борьбе с недобросовестными и глупыми людьми.
Ребенок криком требует игрушки
Если сложно сразу сориентироваться в ситуации с ребенком, постарайтесь взять “паузу” на минуту-две. Оставьте своего крикливого ребенка, проанализируйте его поведение и попробуйте подобрать лучший вариант, чтобы исправить ситуацию. Не стоит надеяться на то, что все быстро образуется и ребенок станет снова добрым и хорошим.
Физические наказания недопустимы
Особенно если причина плохого поведения лежит в кризисе 6-7 лет, то это может затянуться на 2-3 месяца.
Необходимо набраться терпения и результат не заставит себя долго ждать. Если вы читаете эту статью, то вам уже не все равно. Вы мудрый родитель, вы не дадите какому-то кризису или недопониманию между вами и детьми, расстроить ваши отношения.
Оставить комментарий
Ребенок не слушается родителей – видео от доктора Комаровского
На этом видео известный доктор поднимет вопросы послушания и непослушания детей и рассказывает, как вести себя родителям.
Послушание детей закладывается в юном возрасте. Первая дисциплина должна прививаться ещё когда пытаетесь научить ребенка засыпать самостоятельно, в 1-2 года. Если вы не успеете установить правила игры, малыш сделает это за вас. И придется в старшем возрасте тратить нервы, а порой и деньги просто потому, что вовремя не сказали свои «нет», «нельзя» и «а вот сейчас ты молодец». Но все преодолимо, главное – терпение, последовательность, единство с мужем и умение слушать вашего малыша!
Правила и особенности воспитания
В каждой семье должны быть определённые требования, запреты, ограничения и правила. Нужно сделать так, чтобы ребёнок в 4 года принял эти правила без огорчений и обиды. Также не стоит устанавливать слишком много жёстких правил, т.к. диктатура не понравится никому, однако и вседозволенность никогда ни к чему хорошему не приводила. Нужно установить основные запреты (нельзя мучить кота, лезть в окно, драться, бить маму и т.д.). Их должны соблюдать все члены семьи. Всегда необходимо объяснить, из-за чего не разрешено то или иное действие. Вариант «потому что я так сказал» не подойдёт. Должны быть реальные причины: «слишком опасно» и тому подобное.
Установленные запреты должны быть гибкими. Если ребёнок хочет гулять по лужам, то делать это нужно в резиновых сапогах. Когда у него появилось желание пострелять из рогатки — пусть это происходит там, где не ходят люди и т.д
Важно, чтобы данные запреты и правила были приняты всеми взрослыми. Какой тут порядок и послушание, если папа начинает спорить с мамой?
Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном. Сами подумайте, как бы вы отнеслись к приказам со стороны своего собеседника? Помните, что непослушание — это вполне естественный процесс и через 2-3 года он закончится. Однако если ваш сын или дочка молча слушается, выполняет все приказы, не проявляет эмоций, необходимо задумать и обратиться за помощью.
Педагогические проблемы глазами медика
К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.
Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.
Советы психолога по преодолению кризиса
Помимо перечисленных выше советов, психологи рекомендуют родителям:
- Проявлять максимальное терпение и понимание. Гнев и крики — это далеко не лучший вариант воспитания, так можно только усугубить ситуацию,
- Поручать ребенку выполнять какие-то простые задания, так он будет не только приучатся к самостоятельности, но и удовлетворять свою потребность «я сам».
- Не критиковать, особенно в присутствии кого-то постороннего. Для ребенка в этом возрасте крайне важна положительная оценка окружающих.
- Не действовать слишком категорично. Если малыш не хочет есть кашу, не надо его заставлять. Лучше объяснить насколько она полезна.
- Не говорить «У тебя все равно это не получится, ты не сможешь. Давай я это сделаю сама!». Лучше сказать малышу, что он уже совсем большой и вполне может справиться с заданием, а я просто немного помогу тебе — вместе же веселее.
- Относиться положительно ко всем начинаниям ребенка, разговаривать о его мечтах и желаниях. Вы удивитесь насколько ваш малыш креативно мыслит.
- Развиваться самим — найдите себе увлечение, так кризисное время пройдет менее заметно.
- Спрашивать у ребенка совета, задавать ему вопросы типаяяяяяя6 «Как ты умаешь, что будет если…», «Как считаешь, что нам делать в этой ситуации?».
- Ходить на выставки, в музеи, в театры — это даст ребенку много впечатлений, и он сможет быстрее осознать себя, как часть мира.
- Учить ребенка логическому мышлению (подробнее про это в статье про развитие логического мышления у детей), чтобы он выражал свои чувства и мысли без агрессии, а мог четко сформулировать доводы и аргументы.
Чего делать нельзя:
- Не обращать внимания на ребенка и все пускать на самотек.
- Повышать без причины голос, использовать унизительные слова, применять физические методы воспитания.
- Вести себя навязчиво, постоянно поучать, указывать на свое превосходство.
- Использовать слова «не мешай», «отойди», «ты не умеешь».
- Закрывать глаза на агрессивное поведение ребенка, списывая все на кризис.
- Не оказывать ребенку помощь, если он в ней нуждается. Отложите свои дела, и помогите ребенку решит его проблемы.
После успешного прохождения кризиса ребенок обязательно станет более уравновешенным, он будет прислушиваться к советам родителей и с удовольствием проводить время с семьей. У него укрепятся волевые качества, повысится самоконтроль. Он научится организовывать свой распорядок дня, расставлять приоритеты. Родители смогут отчетливо увидеть черты характера малыша, понять его вкусы и предпочтения.
5 лет — это не только кризисный возраст, он отличается и положительными моментами. Именно в этом возрасте у ребенка проявляются таланты и способности. Поэтому сейчас самое время внимательно понаблюдать и помочь найти малышу занятие по душе. Чтобы раскрыть таланты ребенка, его можно записать в различные кружки. Помните, бездарных не бывает, бывают одаренные дети, которым родители не помогли раскрыться. А кризис пройдет, переживать его гораздо легче, когда есть любимое и увлекательное дело.
Когда следует обратиться за помощью?
Обратиться к психологу важно в том случае, если родитель утратил контроль над поведением своего чада. Самостоятельные попытки и следование рекомендациям – первый шаг в установлении контакта, однако необходимо как можно скорее прибегнуть к помощи специалиста в случаях:
- если ребенок обижен на родителей;
- когда имеет место стресс (часто при появлении младшего брата или сестры, переезде и т.д.);
- если ребенок прибегает к истерикам, чтобы получить желаемое;
- когда ребенок обманывает, чтобы не выполнять просьбу или требование родителя;
- если несколько членов семьи имеют разногласия в воспитании и применяют различные методы взаимодействия с малышом и др.
Психолог окажет необходимую помощь: выяснит причины непослушания ребенка, разъяснит, какие обстоятельства и условия могли оказать неблагоприятное воздействие, совместно с родителями определит возможные пути решения.
Кроме того, взаимодействие со сторонним взрослым нередко уже само по себе имеет некоторое терапевтическое воздействие – многие дети открывают свои переживания не мамам и папам, а другому человеку, не боясь осуждения или наказаний.
Своевременный визит к опытному специалисту позволит наладить отношения внутри семьи – не только детско-родительские, но и супружеские. А это – залог здоровой атмосферы в семье и взаимопонимания между ее членами.
Распорядок дня
Многие недооценивают его значимость и пренебрегают им, хотя от этого зависит развитие детей.
Опаздывание с кормлением, отходом ко сну, пробуждением, прогулками отрицательно влияет на психику детей, что приводит к непослушанию, потере аппетита, возникают сложности с укладыванием в постель, а также сон таких детей неспокоен. Наличие режима дня формирует у ребёнка представление о правилах, положительно влияет на детскую психику, развитие дисциплинированности находится на высшем уровне, а также делает его спокойнее и уравновешеннее. Что является немаловажным, когда малыш в 3 года не слушается. Наличие такой последовательности ежедневных событий создаёт чувство защищенности, снимает тревожность, агрессию и раздражение.
Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?
Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся. Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.
Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить, увеличивая время разговора, добавляя понятные и нейтральные примеры.
Пример в духе:
не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: “сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность”. Можно поставить конкретное условие, допустим: “я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате”.
Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания
Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: “ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги”
Еще один пример: “ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени”
Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: “малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях” или “ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол”.
Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю
Физическая активность детей во многом влияет на их чувство голода. Не зря зарядка в садике проходит прямо перед завтраком. Но даже во время упражнений некоторые дети вяло себя ведут, начинают отказываться двигаться в нужном темпе, возможно, вообще стоят и смотрят на остальных. Задача воспитателя – заинтересовать каждого ребенка. Если зарядка проводится для всех групп одновременно, то по возвращении можно провести дополнительное занятие в своем помещении: потанцевать, поприседать, порепетировать будущий спектакль и прочее.
Еще один способ помочь ребенку начать кушать – игровая форма. Особенно это может сработать в присмотре за младшей группой. Например, вы говорите: «Так, ребятки, загружаем паровозики (они набирают ложки) и везем-везем в туннель (кладут ложки в рот)». Можно заинтриговать малышей на будущую игру. Скажем, пообещать, что после завтрака они все вместе отправятся в путешествие к домашним зверям, а после того, как все хорошо покушают, рассказать по картинкам о кошках, собаках, коровах, козах, кроликах.
Типичные проблемы
Специалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания. В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему:
- Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать.
- Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года.
- Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей.
- Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам.
- Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.
Понятие
Кризисы детского возраста — это переходные периоды от одного жизненного этапа к другому. Они характеризуются изменением личности, которое обусловлено психологическим развитием. Чтобы обозначать эти новообразования был введен термин «нормативные кризисы развития».
В психологии понятие кризиса объясняется довольно просто. Дети растут скачкообразно, во время всплесков их мозг начинает испускать импульсивные волны. Природа этого явления ученым пока неизвестна, но уже доказано, что одновременно с психическим и физическим развитием в организме ребенка происходят и другие изменения.
Скачкообразные периоды взросления называют кризисами потому, что они представляют собой тяжелое переходное состояние. В это время тяжело не только родителям, но прежде всего — самому ребенку. На самом деле кардинальные изменения, которые с ним происходят, его пугают. В ответ на это он начинает протестовать, стараясь сбежать от изменений. Это приводит к неуправляемому поведению.
Ребенка в 5 лет одолевает непреодолимое желание стать взрослым. Отсюда вытекают следующие последствия:
- Подражание взрослым, подглядывание, подслушивание разговоров. Но ребенок пока не может стать «большим», поэтому он разочарован, неуравновешен, зол.
- В коре головного мозга происходит активное развитие, и это оказывает влияние на качество и количество эмоций. В 5 лет ребенок еще не может контролировать свои эмоции и выражает их так как есть.
- Ребенок уже понимает гендерные различия и старается осознать себя в этом контексте, что зачастую приводит к замкнутости.
- В 5 лет малыш уже много фантазирует и не всегда способен рационально объяснять свои чувства и эмоции. Начало осознания себя как личности приводит к каприсам и истерикам.
- У ребенка в этом возрасте проявляется интерес к своим сверстникам, но в общении с ними он не всегда получает то что хочет, и это его раздражает.
- Малыш начинает понимать, что такое чувство одиночества, так как ему часто некому рассказать о своих эмоциях и чувствах.
Вы позволяете грубо с собой обращаться
Если ваш ребенок может назвать вас грубо, ведет себя неуважительно по отношению к вам перед другими взрослыми или перед своими друзьями, требует чего-нибудь, не говоря «спасибо» и «пожалуйста», а вы никак не реагируете, вся ответственность за такое поведение ложится на вас. Если вы позволяете ребенку общаться с вами так, как не позволили бы с собой общаться партнеру или коллеге на работе, вы балуете его. Общение не должно быть формальным, но оно должно строиться на уважении, обязательно донесите это до ребенка.
35 видов бактерий страдают от одного соединения: найден мощнейший антибиотик
Изучение национального парка Хоге Велюве: лучшие маршруты для туристов
И тут не спрячешься: тройняшки лежали под дверью ванной и стерегли маму
Советы психолога
Непослушание лучше предупредить, чем бороться с ним. Воспитателю дошколёнка помогут следующие правила:
- Чёткий распорядок дня, даже если дитя не ходит в садик;
- Расписание должно включать не только время на развивающие занятия, но ещё игры и отдых. Игра – самый важный процесс для развития малышей в этом возрасте.
- Научите малютку выражать чувства и эмоции словами. Так он сможет поделиться с вами переживаниями, и ему будет проще их контролировать.
- Дайте дошколёнку свободу. Пусть он производит некоторые действия самостоятельно: одевается, поднимается по лестнице.
- Предоставляйте детишками право выбора, советуйтесь с ними по некоторым вопросам. Подкрепите их уверенность в себе.
- Принимайте чадо таким, какой он есть. Дарите любовь и поддержку.
- Говорите с ним и проводите вместе время за интересными занятиями. Узнавайте, как прошёл его день.
Как вести себя если ребенок не слушается
Очень важно понять маме и папе, что малыш уже взрослый, а значит относится к нему следует совершенно по другому. То, что крохе было нельзя в 3 года, становится разрешено в 4
Рассмотрим основные нюансы воспитания в возрасте 4-х лет.
- Запреты.
Чадо начинает усваивать нормы поведения и морали и для этого он должен не только знать, что дозволительно, а что запретно, но и осознавать, почему это нельзя. Одним словом, маме нужно объяснять, для чего это не стоит делать, ведь малыш уже взрослый и способен понимать какие последствия вызовут его действия. Когда ребенок не слушается вообще, формулируйте запреты правильно. Они должны быть понятными и логичными.
Вместе с этим, существует ряд фраз, которые произносить по отношению к детям, родителям не рекомендуется.
- Наказания.
Если ребенок балуется, не слушается и нарушает запреты, к нему применяются наказания, равносильны содеянному.
Заключение
Не устаю повторять, главное – это безусловная любовь. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности всегда. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то не стоит злиться. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность – обеспечить ему комфортные условиядля развития. А если же ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь?…
Ещё один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детишек. То, что вы требуете от них, обязаны и сами выполнять, показав на своем примере, как правильно делается все, о чём вы просите.
Любви, понимания, уважения вам и вашим детям.
Выводы и рекомендации
Воспитание – процесс сложный и ответственный. Иногда детям нужен небольшой повод, чтобы закатывать истерику, ломать игрушки, отказываться спать, хотеть невозможное, драться – словом, любыми способами показывать свой формирующийся характер
Маме и папе важно запомнить, что в 2-3 года довольно сложно проявить послушание
Мир вокруг интересный, хочется исследовать, трогать, пробовать на вкус.
Дети не понимают, что некоторые вещи могут быть опасны, поэтому и не хотят отклоняться от выбранного маршрута. Поэтому запреты действуют удручающе. Мальчики и девочки начинают отстаивать самостоятельность, отказываясь буквально от всего. Так проявляется кризис негативизма – явление, помогающее крохе взрослеть.
Стратегия родителей должна быть направлена на мягкое урегулирования конфликта, поддержку чада, проговаривание чувств и поиск компромисса в возможных ситуациях. Если отец и мать сумеют сохранить сильную позицию, то двухлетка вновь станет добрым и ласковым благодаря сформированной ранее привязанности.