Как научить ребенка убирать игрушки: проверенные советы

Рекомендации психологов

Большинство родителей хотя бы раз в жизни задумываются о том, как научить ребенка убирать за собой вещи. Однако не каждый решается обратиться за консультацией к психологу.

Специалист скажет, что все дети разные, и причин вести себя тем или иным образом, много. Но все психологи дают рекомендации, которые подойдут в любом случае.

• Приучать ребёнка к чистоте и уважению к чужому труду нужно с ранних лет. Он должен понимать, что грязными ботинками по только что вымытому полу лучше не ходить.

• Материальное поощрения – это не самый лучший способ прививания любви к уборке. Возможно малыш и станет более участливым, но платить за каждый убранный носок невозможною.

• Воспитание – это не только поглаживание по голове. Ребёнок должен понимать, что за плохое поведение его могут и наказать. Родителям следует поставить условие: пока не будут стабильно убираться старые игрушки, новые куплены тоже не будут. Применение физического наказания в данном случае не работает. О его вреде мы уже рассказывали ранее.

• Малыша можно и нужно хвалить. Он должен понимать, что родители оценили его поступок и гордятся результатами. Даже если он проглядел и нечаянно оставил на полу один кубик – не беда.

Научить ребёнка убирать за собой вещи легче, чем может показаться на первый взгляд. К каждому маленькому человечку можно найти подход, если запастись временем и терпением.

Приучая малыша к уборке за собой, родители воспитывают в нём такие качества как аккуратность, бережное отношение к вещам, трудолюбие, ответственность, уверенность в своих силах. Не стоит недооценивать все эти качества, они обязательно пригодятся маленькому человеку в дальнейшей жизни.

Как заставить малыша наводить порядок после своих игр?

Перед тем как начать приучение малыша к уборке за собой, следует настроиться на положительный лад. Хорошее настроение ребёнка – это залог удачи предстоящего мероприятия.

Чтобы процесс уборки шёл веселее, следует взять на заметку важные правила

Создайте «домики» для всякого вида игрушек. Интереснее убираться, да и после, находить любимых героев, если каждый из них лежит в отдельном месте. В магазинах можно приобрести ёмкие контейнеры, ящики и специальные мешки, отличающиеся безопасностью, легкостью, удобством и яркой раскраской. Эти предметы оживят интерьер детской комнаты и значительно облегчат уборку.

Карапузу будет проще разбираться с сортировкой игрушечных предметов, если каждый контейнер обозначить веселой картинкой, на которой будет изображено то, что в нём хранится. Для кукол можно создать настоящий картонный домик из коробки, в стенах которой прорезаются симпатичные окна. Складывать в такое хранилище кукол будет интереснее, нежели просто запихивать их в пакет или шкаф. Ребенок, будет воспринимать процесс уборки продолжением игры и сам не заметит, как научится аккуратности. Кроме того, процесс сортировки любимых предметов даст многое в деле развития малыша.

Устраиваем соревнования

Предлагаем ребенку конкурс – кто больше соберет игрушек или кто лучше, быстрее. Соревноваться ему придется с родителями, в итоге, разумеется, побеждает ребенок, которого ждет поощрение. 

Если в семье несколько детей, такие состязания устраиваем между ними. Ставим будильник на 5 минут и кто успел собрать быстрее, того и победа. Можно выделить несколько объектов для уборки: один вытирает пыль, другой – полы или дать две миски с мыльной водой – пусть моют посуду. Так и к домашним делам приучаем, и делаем разнообразным досуг. 

Для наглядности можем сделать на холодильнике табличку со списком или картинками заданий, которые ребенок должен выполнить. Если детей в семье несколько – снова соревнование. Они будут отмечать все дела на скорость. 

Но не забываем, чтобы не потерялся интерес к уборке, разбавляем домашние обязанности необычными поручениями. К примеру, закинуть 5 раз мячом в корзину, слепить из пластилина или нарисовать Чебурашку, спеть любимую папину песню, позвонить бабушке и т.д.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей домашними делами. Иначе у них очень быстро сформируется негативное отношение к поддержанию чистоты

Особенно остро на такой прием реагируют подростки. Взрослых детей следует деликатно привлекать к уборке и действовать ненавязчиво. 

Сколько игрушек нужно малышу?

Ответить на этот вопрос сложно, даже практикующий психолог или опытная мама, не всегда могут определиться с числом развлекательных предметов в жизни ребенка. Существует мнение, что количество игрушек должно возрастать пропорционально возрасту малыша, к которому прибавлена единица. Однако представить себе трехлетнего карапуза, играющего лишь мячом, плюшевым медведем и одной машинкой, очень сложно.

Приобретение большого количества однотипных игрушек – не та цель, к которой следует стремиться. Чтобы ребенок полноценно рос и развивался в игре, ему необходимы предметы, отвечающие таким требованиям:

  • отличающиеся по виду и назначению;
  • безопасные в использования;
  • соответствующие ребёнку по его возрасту и уровню развития как психического, так и физического.

Чаще всего малыш занимается не всей сотней игрушек,обитающие в его комнате, а 5-6 экземплярами, необходимыми ему в конкретной игре. Другие дети, наоборот, получив новую вещь, занимаются только с нею, всюду таская её за собой. Но, спустя 3-4 дня забывают о любимом друге и требуют приобретения новой игрушки.

Суть проблемы разбросанных игрушек

Дети, вступая в процесс игры, быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой, бросив то, чем занимались полчаса назад в месте, где была окончена игра. Спустя час-два такого времяпрепровождения, вся квартира оказывается усеянной разнообразными предметами, не только в детской, но и в ванной комнате, кухне или коридоре, везде, где малыш проводил свое время

Родители чаще всего совершают 2 распространенные ошибки:

  1. Самостоятельно складывают игрушки (потому что так быстрее и не нужно заставлять ребенка).
  2. Принуждают дитя угрозами складывать собственное имущество, наказывая его за неповиновение.

Родителям приятно видеть собственное чадо отзывчивым и послушным. С возраста в 1 год, малыш способен откликаться на родительские просьбы, с радостью относя грязное белье в стиральную машинку или подавая маме любимую книжку для прочтения. Тогда и наступает время приучения малыша к правилу: поиграл – собери то, что ты разбросал. Если эту просьбу адресовать годовалому ребёнку он вряд ли откажется, но стоит начинать делать это с 3 лет, малыш может попробовать обозначить границы возможного и не согласится убирать за собой. Причем сделано это будет только ради интереса, чтобы посмотреть на реакцию родителей.

Как вовлечь ребёнка в самостоятельную игру

Итак, мы разобрались, зачем в детской нужен порядок и как его организовать. Обсудили, как избавиться от бесполезных игрушек и как подобрать стеллажи, полки, корзинки, подносы. Теперь вы знаете, как расположить полезные игрушки в доступе ребёнка, чтобы ему было легко найти нужную, легко взять и легко убрать. С нашей точки зрения, комната выглядит замечательно, в ней порядок. Остался главный вопрос: как же сделать так, чтобы ребёнок играл самостоятельно в эти игрушки.

Вот несколько рекомендаций.

Презентуем новые игрушки и занятия ребёнку. Начнём с того, как проводить своего рода презентацию — как показывать игрушку или занятия ребёнку так, чтобы ему захотелось поиграть.

Очень важно включить ваши эмоции,добавить немножечко игры, таинственности, привлекательности в голосе, говорить немножечко загадочно, медленно, глядя на ребёнка, немножко улыбаясь. Можно использовать такие фразы:

  • Пойдём, я покажу тебе кое-что интересное.
  • Смотри, что я нашла.

Может быть ситуация, что вовсе не понадобится что-то говорить — вы можете просто положить игрушку так, чтобы ребёнок увидел и понаблюдать, что он будет делать. Кто-то из детей сразу к ней подойдёт, возьмёт, начнёт рассматривать. И, может быть, даже сам разберётся, что с ней нужно делать без ваших подсказок. Другому ребёнку понадобится время — он будет присматриваться к игрушке, возьмёт её и принесёт вам. Тогда вы можете показать, что и как с ней нужно делать. Главное — оставить ребёнку максимальную свободу, не пытаться всё сделать за него. Достаточно подсказать только в том случае, если ребёнку это действительно нужно.

Поддерживаем порядок в игрушках. Правильно организованная среда мотивирует ребёнка на самостоятельность. Он может пойти и выбрать занятие по душе, нет ни одного препятствия:

  • игрушек немного и они не вызывают у ребёнка смятения и трудности выбора;
  • каждая игрушка находится на своём легкодоступном месте и ребёнок может её взять и затем убрать на место;
  • игрушки подобраны по возрасту и интересам ребёнка;
  • предусмотрено место для игры: коврик или столик.

Создаём благоприятный эмоциональный фон для самостоятельной игры. Самостоятельная игра ребёнка — это не самоцель. Конечно, в природе ребёнка заложено стремление к исследованию, деятельности, самостоятельности и независимости. Но при этом, есть такой важный момент, как отношение со значимыми людьми: мамой, папой, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Именно здесь в первую очередь должно быть чувство безопасности, уверенности, спокойствия, стабильности, любви, наполненности, близости.

У ребёнка должно быть достаточно объятий и поцелуев, близкого телесного и эмоционального контакта. Он должен чувствовать, что мама рядом, даже когда она не находится физически с ним. Если ребёнок уверен в любви, тогда он легко отпускает маму, переключается и направляет свою энергию на какие-то занятия в самостоятельном режиме.

Поэтому важно, чтобы от значимых взрослых не исходил такой посыл: «Ну посмотри, я уже всё сделала, чтобы ты наконец-то начал играть самостоятельно. Ну когда же ты будешь это делать сам без меня? Устала уже играть с тобой»

Мы можем этого не произносить, но держать подобное в голове — думать и переживать об этом. Дети поразительно точно считывают наше эмоциональное состояние, поэтому важно создавать благоприятный эмоциональный фон для игры.

Анастасия Кузнецова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото Марии Лучаниновой

Игрушки раньше и сейчас

Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.

Придумываем игру

Зачем тратить нервы и себе и детям, если можно превратить процесс уборки в увлекательную игру. Вариантов великое множество – ограничение лишь наша фантазия и желание. 

Предлагаем ребенку игру: он становится спасателем и отправляется на поиски потерявшихся игрушек, а потом с чувством выполненного долга, возвращает их на свое место. Сначала играем вместе, а затем постепенно ребенок сам привыкнет выполнять домашние обязанности. 

Чтобы процесс уборки был более увлекательным используем своеобразный домашний инвентарь: швабру игрушечную или настоящую (но специально для ребенка), маленький веник или пылесос, яркие варежки для вытирания пыли и т.д. Чем веселее и необычнее эти атрибуты, тем интереснее ребенку. Так, он сам захочет помочь по хозяйству.

Чтобы игра-уборка не надоела маленьким помощникам, нужно регулярно менять или чередовать приемы. Как вариант, можно поиграть в прятки. Закрываем глаза и считаем до 10. За это время ребенок убирает на место одну из игрушек. Открыв глаза, мама угадывает, что именно убрал малыш. Игра продолжается, пока не будет все убрано.

Как правильно просить

Чтобы попросить ребенка убрать игрушки, надо установить с ним контакт: прикоснуться к ребенку, убедиться, что он свободен, видит родителя, готов слушать, что ему говорят. Если мама заходит в комнату со словами «Что за бардак!», а ребенок в это время играет или рисует, то не стоит ждать от него реакции: ребенок занят игрой и его мало интересуют окружающие звуки. В таком случае надо подойти к нему, погладить по голове, отвлечь и попросить убрать машинки с пола. Если ребенок не готов делать это прямо в эту же минуту, надо договориться, что он сделает это сразу после того, как закончит все свои дела.

Галина Швец, психолог

Прежде чем просить ребенка прибрать игрушки, родителю надо успокоиться. Если маму или папу трясет от беспорядка, ребенок видит это и понимает, что происходит что-то плохое. Он не может спокойно воспринимать просьбу, пугается. Поэтому для начала надо успокоиться и четко сказать ребенку, что он должен сделать. В противном случае он не будет исполнять приказы, а если и будет, то из чувства страха.

«Убери комнату» — слишком абстрактная просьба. Надо уточнить, что именно ребенок должен убрать: повесить школьную форму на место или закинуть мягкие игрушки в коробку.

Не поможет  Можно попробовать
Да сколько можно, наведи уже, наконец, порядок!  Мне было бы так приятно, если бы ты убрал книги на место и заправил кровать
Пошла и убрала свою комнату! Я была бы так рада, если бы ты убрала игрушки в контейнер и разложила карандаши по коробкам
Пока не уберешься, я не буду с тобой разговаривать! Было бы здорово, если бы ты навел порядок, а потом давай попьем чай или погуляем

Оскорбления сделают ребенка неуверенным в себе, замкнутым, он может начать ненавидеть себя, потому что все в семье справляются с уборкой, а он нет. Так ребенок делает вывод «Я плохой» и в дальнейшей жизни ему будет сложно строить отношения с другими людьми. Он будет бояться, что не справится с задачами на работе или просьбами партнера.

Приучаем к порядку

Самый главный и сложный пункт нашей проблемы — как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Конечно, чем раньше вы начнете привлекать кроху к этому занятию, тем быстрее и легче он к этому привыкнет. Психологи, да и многие опытные мамы, советуют уже с годовалого возраста приобщать малыша к труду. Пусть он помогает маме укладывать мишек спать и ставить машинки в гараж.

Приучение должно проходить в форме игры, в спокойной непринужденной обстановке. Возможно, сначала малыш не проявит интереса к этому занятию, не сердитесь, складываете пока сами

Ничего лишнего: важность избавления от хлама

Не оставляйте уборку на позднее время, когда ребенок уже устал и хочет спать.

Включите это в обязательный ежедневный вечерний ритуал. Обязательно хвалите малыша за помощь. И главное — наберитесь терпения. Можно придумать различные игры, чтобы заинтересовать уборкой. Например, кто быстрей наполнит свою коробку. Можно возить игрушки на место на большом  грузовике. Если ваш ребенок постарше и уже привык НЕ УБИРАТЬ за собой, будет сложнее приучить его складывать свои игрушки.

Многие мамы, в качестве награды за порядок в комнате, разрешают посмотреть мультфильм или поиграть в компьютерную игру.

Если случай совсем запущенный, и ваш ребёнок категорически на протяжении нескольких дней не хочет даже  помогать в уборке своих вещей, спрячьте игрушки. Утром объясните, что игрушки обиделись и ушли. Большинство малышей тут же начинают плакать, и требовать все вернуть

Важно не поддаться на провокацию и выждать время, пока ребёнок успокоится и поймет, что игрушки нужно убирать за собой нужно. Отвлеките малыша и незаметно верните игрушки на место

Полезные лайфаки маме на заметку или как упростить уборку

Многие мамы говорят, что этот метод неплохо срабатывает, и дети начинают складывать свои вещи. Однако, некоторым малышам одного “игрушечного исчезновения” бывает мало. Тогда повторите “ урок”.

Самое главное! Обратите внимание на себя, убираете ли вы сами за собой. Ребёнок всегда берет пример с взрослого

А как вы решаете  проблему разбросанных игрушек? Где храните игрушки? Убирают ли ваши детки за собой? Поделитесь опытом.

Что мы предлагаем своим детям?

Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.

Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?

Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!

И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?

Рекомендации, как научить ребенка убирать игрушки

Существует большое количество советов как приучить ребенка убирать за собой игрушки, вещи, посуду. Ниже перечислены самые популярные:

  • с раннего возраста приучайте малыша к поддержанию чистоты и уважению чужого труда. Согласитесь, обидно когда только что вымытый пол испачкают грязными ботинками;
  • не приучайте получать за выполнение домашних дел поощрения. Такой метод точно сработает, но готовы ли Вы “платить” за каждый убранный носок.
  • требования должны соответствовать возрасту. Не ждите от малыша 2-3 лет чисто вымытый пол;
  • Вам придется напоминать о наведении порядка, а еще лучше поучаствовать в процессе.

Так же есть и крайние меры по привитию любви к чистоте:

предупредить неряху о том, что все неубранные вещи через конкретное время окажутся на помойке

Важно слова подкреплять действием.
Отложить покупку новых игрушек или вещей до того момента, когда в комнате будет порядок на протяжении, например, 10 дней.. Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности

Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.
Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”. Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает

Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности. Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.
Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”. Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает.

Как быстро и легко убрать игрушки

Мы рассмотрели, что сделать, чтобы дети научились убираться. Но многих также волнует вопрос, как быстро убрать игрушки. Для этого нужно продумать и спланировать места хранения игрушек, приучить детей убираться в одно и то же время каждый день.

Места хранения игрушек должны быть удобными и безопасными для ребенка. Малышу должно быть легко складывать и доставать предметы без помощи родителей. При решении, где разместить изделия, нужно учитывать возраст крохи. Грудничкам до года игрушки выдают родители. Здесь хватит одной коробки, да и уборку будут делать сами родители.

У малышей двух-пяти лет игрушек становится много. При этом они за короткий срок утрачивают интерес к предметам и игре. Поэтому нельзя допускать, чтобы все игрушки размещались в доступности для малыша. Разделите вещи на две или три части и оставьте в поле зрения ребенка только одну. Поменяйте коробки через месяц, и малыш будет снова радоваться “новым” игрушкам. Таким образом, вы задействуете каждую купленную или подаренную игрушку.

У детей старше пяти лет расширяются разновидности игрушек. Теперь это не только машинки или куклы. В детской появляются наборы для творчества, мягкие игрушки, мозаики и прочее. Для легкой и оперативной уборки сортируйте предметы по видам: конструкторы и машинки, развивающие наборы и предметы для творчества, куклы, посуда и так далее. В результате вы получите несколько групп, для которых подберите подходящие места хранения.

Организуйте уголок творчества, мелкие предметы убирайте в контейнеры и коробки, мягкие игрушки – в корзины и ящики. Сначала убирайте крупные игрушки, а затем мелкие. После десяти лет дети могут самостоятельно следить за порядком, убираться и придумать систему хранения. Продумайте эту систему вместе и помогите ребенку воплотить его идеи. Кстати, психологи установили, что желтый цвет в интерьере способствует тому, чтобы дети становились организованными.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Учим детей делиться своим имуществом

Двухлетние малыши могут сидеть в одной песочнице и играть со своими формочками, лопатками и ведерками. Они еще не понимают, зачем им делиться игрушками с другими детьми.

Ребенок не делится игрушками, что делать:

Предложите своему карапузу поменяться с другим малышом. Пускай ваш сын даст поиграть динозаврика девочке, а та, в свою очередь, разрешит покатать машинку на веревочке.

Если вы приобрели малышу новую игрушку и вышли с ней на прогулку, наверняка, детки сразу же обступили вашего карапуза с желанием посмотреть на новинку. Предложите поиграть с ней по очереди.

Объясняйте малышу, что мальчик возьмет его паровозик на время, поиграет и вернет обратно.

Дети не любят давать чужим игрушки, потому что боятся, что они их сломают. Действительно, такое случается, и к этому нужно относиться спокойно. Детки могут нечаянно поломать машинку или оторвать кукле голову. Но родители обязательно должны рассказать своим малышам, что другой ребенок будет аккуратно играть и ничего не повредит.

Если настроить карапуза на то, что поломанная игрушка – мелочь, нужно быть готовым ко всему, он никогда не даст чужому свое имущество.

Обратите внимание на то, что другие дети тоже делятся своими игрушками с вашим чадом. Малыш заметит, что ему разрешают поиграть с формочками и ведерками, и сам в следующий раз даст свою игрушку без истерик

Главное, это понимать, что ваш ребенок – не жадина, если он не хочет отдавать свою машинку другому мальчику. Не стоит винить себя за плохое воспитание: скорее всего, это сказываются возрастные особенности, когда малышу нужно продемонстрировать то, что он имеет свою собственность и может распоряжаться ей так, как захочет. Но родители должны объяснять дочке или сыну, что нужно уметь делиться, не бояться давать свои игрушки деткам на площадке

Только делать это лучше осторожно, ни в коем случае не навязывая свое мнение

Творите что хотите!

«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из „лего“ и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!»Мария, 36 лет

В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!

Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» — это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

Настраиваемся и действуем

Не ждите, что малыш сразу освоит эту сложную науку. Возможно, для постижения, казалось бы, простых навыков, понадобится время. Соблюдая простые правила, справится с задачей по наведению порядка после игр будет совсем несложно:

  • не повышайте голос, если ребёнок не понимает, чего от него хотят. Раз за разом терпеливо объясняйте, что нужно делать и зачем;
  • подключайте к уборке всех членов семьи. Пусть они своим примером покажут, для чего нужно собирать игрушки;
  • превратите процесс уборки в весёлую и подвижную игру. Для малыша это лучший способ научиться наводить порядок;
  • не показывайте неудовольствия. Маленькие дети остро чувствуют эмоциональное состояние мамы или папы. Если родители собирают любимых мишек, кукол, заек без раздражения, чадо поймёт, что уборка – это не наказание, а приятная обязанность.

Сколько игрушек необходимо ребенку?

Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.

Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:

  • разного вида и предназначения;
  • безопасные в использовании;
  • обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.

Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.

Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?

Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»

Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.

«Взрослые» капризы

Если правильно мотивировать малыша, он вряд ли начнет протестовать против совместной уборки игрушек. Ребенок постарше на вашу просьбу (убраться в комнате) может ответить капризом, протестом. С чем это связано?

  1. В трехлетнем возрасте ребенок начинает испытывать родителей «на прочность» — устраивать проверки («А что если я не буду кушать, спать, убираться, то есть подчиняться?»).Совет родителям! В подобной ситуации постарайтесь сохранить спокойствие, твердо и уверенно настоять на своем требовании, предложить свою помощь. Ребенок настроен решительно, и не желает выполнять вашу просьбу? Откажитесь от конфликта, отступите, и вы увидите, как через некоторое время, малыш сам что-то у вас попросит.Сохраняя доброжелательный настрой и твердость в своей позиции, предложите сделку: вы делаете то, что просит чадо, но только после того, как он выполняет ваше требование: «Я разрешу тебе немного поиграть в приставку, когда ты соберешь игрушки. Ты сам справишься или тебе помочь?» Либо вы можете сами сложить игрушки, но после этого заявить: «Я за тебя навела порядок, какую мою обязанность ты выполнишь?» После этого предложите ему на выбор несколько несложных домашних дел: полить цветы, пропылесосить, вымыть посуду.
  2. С возрастом сложность игры возрастает. Если раньше для затей могла понадобиться всего одна игрушка (погремушка, мячик), то начиная с двух лет, ребенок включает в свою игру уже больше предметов. Так, он может достать паровозик и усадить в него маленьких зверюшек, либо набор игрушечной посуды и устроить чаепитие для кукол. Соответственно ребенка просто пугает количество игрушек, которое ему предстоит убрать, им движет страх не справиться с задачей.В этой ситуации помощь родителей очень актуальна. Когда чадо уверено, что задача невыполнима, подскажите, как ее облегчить, разделив на простые действия: «Я сейчас положу эту зеленую гоночную машинку в коробку, а ты принеси мне тот маленький самосвал. Затем я положу забавную машинку с глазками, а ты подай паровозик. Смотри, мы собрали весь твой автопарк». Таким образом, вы «убиваете разом несколько зайцев»: учите помогать ближнему, и при этом вместе осваиваете важные понятия: размер, цвет, названия транспортных средств.

Выводы

Быстро приучить к порядку малыша не получится. Капризы и протесты неизбежны и к этому надо себя подготовить

Не заостряйте внимание на шумных отказах, не уступайте при отказах на ваши просьбы и не повышайте голос на бунтующего малыша. Угрозы, принуждения, обвинения – это запрещённые воспитательные приёмы

Раздражённая кричащая мама только напугает. Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи.

Много подобных статей вы сможете найти в нашем разделе о воспитании детей

Видео по теме

Предыдущая запись Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку
Следующая запись Необходимо ли кипятить пастеризованное молоко для детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector