Психологические причины детской жадности
Содержание:
- Жадность
- Суть проблемы
- Жадность у детей старшего возраста
- Жадность у детей
- Классификация жадности
- Как же не сформировать денежную зависимость у своего ребенка?
- Страшная тайна
- «Быстро поделись, я говорю!»
- Почему ребенок жадничает?
- Разбор полетов: что такое жадность
- Откуда берется
- Что не так с нашими реакциями на детскую «жадность»
- Как бороться с детской жадностью
- Почему ребенок жадничает? Как с этим бороться?
Жадность
Это стремление человека получить больше или не отдать что-то свое. Звучит не так плохо, но обычно жадность – это крайнее проявление вполне естественных чувств. Неумная жажда наживы, материальных благ на начале пути заставляет двигаться вперед, добиваться желаемого, достигать высот. Такие люди с детства целеустремлены, настойчивы и упорны. Это плюс.
А вот и минус. Неконтролируемая жадность приводит к отсутствию выбора средств достижения цели. Это означает подсиживание, местами подлость, отсутствие порядочности. Получение желаемого рождает чувство безнаказанности и ощущение, что все средства хороши.
Это жадность агрессивная. Существует еще один вид – от страха. Человек боится потерять то, что уже есть, особенно четко это выражается в материальном плане. Он не хочет тратить деньги, носить новые вещи, ездить на купленной машине. Боится испортить, сломать, потерять. Со временем полезная бережливость может превратиться с скупердяйство и скряжничество – это уже патологическая жадность.
Как видим, у обсуждаемой черты характера есть и плюсы, если она проявляется умеренно. Так стоит ли полностью искоренять желание добиться большего и отстоять свое, называя ребенка жадным?
Суть проблемы
Для начала родителям нужно осознать, что капризные, истеричные и непослушные дети — это далеко не мило. И если в 2 года надутые губки и приказной тон могут восприниматься как шарм и обаяние, то в 4 и 5 лет, когда это входит в привычку, такое поведение начинает раздражать всех окружающих.
Почему эта проблема так важна в психологии и педагогике?
Во-первых, детское непослушание портит личность самого ребёнка. У него стираются границы дозволенного, он не умеет вести себя в обществе. Это приводит к асоциальному и деструктивному поведению. В будущем это чревато одиночеством, изолированностью, аутизмом и прочими серьёзными последствиями.
Во-вторых, это вызывает нервные расстройства у родителей и провоцирует внутрисемейные конфликты. Когда оказывается, что прелестный капризный шалун вырос в непослушного и неуправляемого ребёнка, мать и отец нередко стараются сбросить с себя ответственность за собственные упущения в его воспитании и взвалить её друг на друга.
В-третьих, это приводит к социальным конфликтам: ребёнка — с его ровесниками, родителями, воспитателями и учителями; родителей — с ребёнком и теми взрослыми, которые сталкиваются с его непослушанием. Правила пребывания в детском саду и школе предполагают соблюдение определённых общественных норм в поведении, которые в данном случае попираются и приводят к негативным последствиям.
Если копать глубже, непослушные детки — проблема гораздо более масштабная, чем может показаться. Согласно статистике, именно из них вырастают члены неформальных группировок, аутисты, суицидники и преступники. Причина их асоциального и девиантного поведения в неприятии правил и законов общества, которое корнями уходит в детство.
Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее решить
Жадность у детей старшего возраста
Если жадность в двухлетнем возрасте вполне нормальна для ребёнка, то в 3-4-5 и более лет это уже кажется странным. Психологи утверждают, что за этим кроются внутренние проблемы, идущие из семьи. Исключение составляют те случаи, когда в семье есть несколько детей, старшие и младшие братья и сёстры, и они конфликтуют между собой и ведут постоянную борьбу за личные вещи и пространство.
Поэтому, если ваш ребёнок жадничает в более старшем возрасте, пересмотрите некоторые моменты в воспитании. Чего не хватает ребёнку? Может быть, вашего внимания? Таким образом, если вы слишком мало времени проводите с чадом, то любой ваш подарок он воспринимает, как проявление вашей любви. Любая ваша игрушка, любой подарок он очень ценит, и естественно, не хочет ни с кем делиться столь ценным для себя подарком и ресурсом.
Если это не ваш случай, задумайтесь: может, вы слишком избаловали ребёнка, удовлетворяя все его капризы и прихоти? Конечно тогда малыш не будет знать, что такое дружба, щедрость и благородство.
И ещё один вариант, который встречается чаще всего: ваш ребёнок стал слишком бережливым по отношению ко всему, и в особенности — к личным вещам. Кроха боится, что его игрушки испачкаются, повредятся или испортятся. И конечно же он не станет делиться с посторонними своими вещами.
Жадность у детей
Очень часто случаются ситуации, когда маленький ребенок отбирает игрушки у других детей. Практически все маленькие дети все окружающие их вещи считают своими, им очень тяжело представить, что они могут принадлежать какому-то другому ребенку
Именно поэтому так важно с самого раннего детства научить своего ребенка отличать «свои» вещи от «чужих»
В возрасте до двух лет ребенок считает, что весь окружающий мир должен принадлежать только ему одному, как и все окружающие его предметы. Но уже после двух лет ребенок «чужими» и «своими». Но это может случиться только в том случае, если родители относятся к своему ребенку с пониманием.
Когда ребенок начинает говорить, что определенная вещь принадлежит только ему, таким образом, он старается показать всем окружающим, что она ему очень дорога. Ребенок не желает кого-то обидеть, а только очертить четкую грань между своим миром и всеми остальными людьми. Поэтому если вы, хоть немного, знакомы с детской психологией, вы никогда не назовете своего ребенка жадиной.
В это же время у каждого ребенка начинает формироваться способность говорить другим людям слово «нет». Если родители настаивают и делают это очень строго, чтобы ребенок делился с окружающими своими любимыми вещами, то в будущем он может вырасти слабохарактерным человеком, которым очень просто управлять и манипулировать.Но жадность у ребенка может носить и негативный характер. Поэтому чтобы родителям точно понять, нужно ли бить тревогу или же все в полном порядке, нужно постараться со всеми возможными причинами возникновения жадности.
Самая главная причина возникновения жадности у ребенка – это полное отсутствие проявления любви со стороны родителей ребенка. Подобные явления обычно наблюдаются в неблагополучных, неполных семьях или в детских домах. В данной ситуации каждый подарок от родителей кажется детям самым ценным и дорогим на этом свете, вот поэтому он старается как можно больше его оберегать и поэтому он никому его не дает. В этом случае следует научиться правильно себя вести как можно больше корректно бороться с подобным недостатком, при этом нужно постараться не ранить чувства ребенка.
Также жадность может быть главным проявлением ревности ребенка. В том случае, когда в семье рождается второй малыш, в результате чего старший ребенок думает, что мама теперь любит его гораздо меньше, чем младшего, поскольку все свое время она проводит с маленьким ребенком. Таким образом, ребенок показывает свое негативное отношение, к самому младшему малышу отказываясь делиться с ним своими игрушками и другими вещами.
Достаточно часто дети стараются быть главными практически во всем, стараясь доминировать во всех сферах жизни. По своей натуре такие дети прирожденные лидеры, таким образом, показывая это всем окружающим, и присваивают себе разные вещи. Ставя интересы окружающих детей гораздо ниже своих, ребенок не желает с ними делиться какими-либо предметами, считая, что они попросту не достойны их. Помимо жадности такой ребенок может закатывать регулярные скандалы и истерики.
За жадностью ребенка может скрываться и его бережливость. Он не дает свои игрушки другим детям не потому, что он очень жадный, а просто боится за то, что его игрушки могут сломать или испортить. Обычно такие дети очень аккуратны со всеми своими вещами и дают их только тем детям, которым они могут доверять.
Кроме того излишняя застенчивость ребенка может приводить его к жадности. Если ребенок пока не научился знакомиться с другими детьми или же у него не получается играть с ними, он замыкается в себе и всегда находится в стороне от всех остальных детей. В этом случае игрушки становятся его лучшими друзьями и поэтому ему очень тяжело расставятся с ними.
В таких случаях никогда не ругайте своего ребенка за его жадность. Ведь нужно поощрять его право на собственность и не заставляйте своего ребенка отдавать вещи другим детям, если он не хочет этого. Постарайтесь все время говорить своему ребенку, какой он щедрый и добрый, и как бы было хорошо, если бы ненадолго он поделился своим мишкой или куклой с другим ребенком.
Можно показать ребенку правильный пример. Давайте при нем другим людям какие-то свои вещи, таким образом, ваше чадо должно понять, что такое поведение является самым корректным. Никогда не называйте своего ребенка жадиной, поскольку вы еще больше будете стимулировать развитие этого, а также остальных негативных качеств.
Классификация жадности
Детская жадность весьма различна в своем проявлении и у каждого ребенка выражается индивидуально. Специалисты выделяют следующие разновидности нежелания детей делиться с другими личными вещами:
- Собственник. Есть определенная категория детей, которые по своей натуре не могут осознать понятие «общее». Для них существует только «свое» и «чужое». Бороться с таким видением действительности весьма сложно, но успех становится более реальным, если обратиться за помощью к психологу.
- Забияка. Такой тип жадности выражается в жестком отказе делиться своими вещами, но при этом присутствует четкое желание завладеть чужими игрушками. Если ребенок не получает желаемого, то вполне может устроить потасовку.
- Страдалец. Это дети, сильно сомневающиеся в родительской любви или живущие в неблагоприятных условиях. Им кажется, что мама и папа думают только о себе, в частности, если им отказывают в покупке понравившейся вещи. В результате такие дети имеют все шансы вырасти в скупердяев.
- Агрессор. Гиперопека и потакание капризам также могут оказаться весьма щедрыми на различные «сюрпризы». Родители, которые слишком нянчатся со своими детьми в итоге рискуют вырастить из них законченных эгоистов. А эгоизм всегда идет рука об руку с жадностью.
- Одиночка. Есть дети, которые отличаются излишней бережливостью. Они очень дорожат своим «имуществом» и стараются оградить его от возможных «вредителей».
Как же не сформировать денежную зависимость у своего ребенка?
Отношения к деньгам необходимо закладывать точно так же, как ребенка учат считать, писать, быть вежливым. Не думайте, что правильное отношение к деньгам сформируется само по себе. Некоторые родители считают, что обсуждать денежные вопросы с ребенком – не совсем рациональный шаг. И в этом их главная ошибка. Ведь ребенок с детства должен учиться тратить деньги, делать покупки. Не в 20 же лет делать первые покупки!
То, что вы услышите просьбы что-то купить (машинку, куклу, сладость) от вашего ребенка, как только он немного научится говорить – это факт. И то, как вы будете реагировать на эти просьбы – один из факторов формирования отношения к деньгам у вашего ребенка.
Чего не нужно делать? Не стоит всякий раз, когда вы отказываете ребенку в просьбе, объяснять это тем, что у вас нет денег. Почему? Если ребенок будет постоянно слышать фразу «нет денег», он будет знать, что деньги – главная вещь в жизни. Ребенок будет думать следующим образом: если бы у родителей были деньги, они бы купили мне то, что я хочу в данный момент. И больше всего в своей жизни такой ребенок будет стремиться иметь «много» денег. А ведь «много» денег не бывает никогда.
Если ребенок у вас что-то просит, а вы не покупаете это, из ситуации можно выйти несколькими способами:
- Объяснить ребенку, что необходимости в покупке данной вещи нет, в некоторых случаях данная покупка может принести даже какой-то вред (это может касаться некоторых сладостей).
- Попробовать договориться с ребенком. Возможно, данный предмет действительно вам не по карману, но ведь есть много всего, что может быть интересно для вашего ребенка. Предложите альтернативу данной покупке или из нескольких просьб выберите одну. Например, ребенок просит приобрести дорогую куклу или электромобиль. Предложите вместо этого сходить в кино или зоопарк. Постарайтесь «переключить» ребенка, заинтересовать его чем-то другим.
- Если вы планируете купить что-то дорогостоящее для вашего ребенка, но только позже (например, подарить на какой-то праздник), это тоже необходимо проговаривать. Объясните ребенку, что данная вещь является дорогой, что такие предметы не покупаются каждый день, но при этом проговорите, что при определенных условиях попозже вы купите эту вещь. Никогда не идите на поводу у ребенка, не поддавайтесь его требованиям, истерикам, ребенок с детства должен привыкать к плановости покупок.
В некоторых семьях разговоры о деньгах происходят довольно часто. Конечно, необходимо планировать семейный бюджет, многие покупки, но ведь это не повод, чтобы постоянно возвращаться к денежным вопросам. Если в семье слишком часто возвращались к денежному вопросу, тогда и в своей будущей семье ваш повзрослевший ребенок будет ставить деньги на первое место.
Лет в 5-7 с ребенком необходимо провести разговор на тему денег. Нужно объяснить малышу, что деньги – своеобразный эквивалент множества нужных вещей и благ. Обязательно скажите ребенку, что деньги – результат вашей работы, их нужно не красть, выпрашивать, выигрывать, а зарабатывать.
Ни в коем случае нельзя отбирать у ребенка деньги, которые у него есть (например, подарили на день рождения), мотивируя это тем, что ребенку деньги совершенно не нужны, что все нужное вы и так ему покупаете. Правильно тратить деньги ребенок должен учиться с детства. И родители в этом – главные помощники. Расскажите ребенку, что можно купить за эти деньги. Приведите разные примеры покупок, главное, чтобы они были объективны (еда, одежда, игрушки), соизмеримы с суммой, имеющейся у вашего малыша. Вместе с ребенком выберите то, что вы купите за эту сумму. Обязательно осуществите запланированную покупку, при этом рассчитываться должен ребенок. Это необходимо для того, чтобы с детства ваш ребенок учился делать покупки и чувствовал ваше доверие.
Желательно, чтобы с класса 3-5-го у ребенка были карманные деньги, которые бы он мог потратить на свои нужды (будь-то булочка, конфета или что-то иное). Некоторые родители считают, что в школе их ребенку деньги не нужны, а то он начнет покупать сигареты или что-то подобное. Конечно, сам факт этого исключить нельзя. Но это одна сторона медали. А другая сторона – то, что ребенок или подросток, которому родители не дают деньги, чувствует недоверие родителей. Деньги становятся «запретный плодом», а он, как известно, сладок.
Страшная тайна
Открываю вам страшную тайну: люди не рождаются со встроенной функцией «щедрость» в комплекте. До многих вещей детский мозг должен «дозревать»… Психологи говорят, что к способности и желанию делиться дети приходят в возрасте 4-5, а то и 7 лет. Этому учат примеры родителей, родственников, специальные сказки и обсуждение ситуаций вместе с ребенком.
Нельзя двухлетней малышке говорить «ну ты чего, жадина?» и ожидать, что в ту же секунду она отдаст игрушку. Ничего, кроме комплексов, это не привьет. Да, именно сейчас, в свои 2-3 года, она жадина, потому что ее мозг не созрел до мысли, что вещами можно делиться. Сейчас все ее!
Вы сами-то пробовали делиться в том стиле, как детей заставляют? Вот вы любите свой автомобиль, приходит сосед и просто берет ключи, садится и уезжает в ВАШЕЙ машине. А жена еще и рядом зудит «ну ты чего, жадина? жалко, что ли? покатается и отдаст». Ну, каково?
Понятно, что игрушка и машина — вещи разных ценовых категорий, но этот пример очень показателен в масштабе ребёнок-взрослый. Эта взятая кем-то игрушка принадлежит ребенку, она ЕГО собственность, и он совершенно не обязан ей делиться, если не хочет.
«Быстро поделись, я говорю!»
На площадке каждый год происходит сцена на тему- «Поделись!», год за годом меняются только участники. Бывшие «жадины» с возрастом становятся более дружелюбными, зато подрастают новые участники баталий, которые за «моё» могут и стукнуть для убедительности. Мама авторитарного стиля учит свою хнычущую дочку: «Опять ты жадничаешь? Ну-ка поделись быстро формочками. Быстро, я сказала!»
Если у малыша силен инстинкт собственности, то даже будь он дома примерным, послушным и добрым, он все равно будет отстаивать то, что считает своим. Как нельзя не отнимать у других детей, если это мое? Не сумев удержать собственность, он испытывает тяжелую потерю, настоящее горе. Профессор Дольник В. Р. в «Беседах о человеке» так комментирует детские переживания: «Такое безутешное дитя кажется упрямым и жадным, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку — и еще более увеличиваем его горе».
Забудьте требования «Отдай малышу свою игрушку, не будь жадиной», хотя и продолжайте рассказывать, что можно делиться или меняться. Не «отдай», а «поделись (если хочешь)», «давай, (если хочешь), поменяемся лопатками с Соней». Уважайте собственность ребенка, и он будет уважать чужую. Всемирно известный педиатр Бенджамин Спок призывал матерей перестать фокусировать воспитание малышей лишь на выработке послушания и дисциплины, изменить свое поведение, стать более гибкими и нежными по отношению к своим детям, понимать их нужды. Б. Спок объяснял, что надо щадить детей с сильным инстинктом собственности, уважать их выбор, относиться к ним, как к личностям. Уже сменилось не одно поколение родителей, чьи дети выросли по руководству Спока, они не стали ни жадными, ни грабителями; те же, из кого жадность насильно выбивали, нередко становились таковыми.
Почему ребенок жадничает?
Всё просто – у малыша формируется чувство собственности. Моё и всё тут! Кстати, кому как не взрослым знакомо это чувство?! Никто из нас не захочет делиться дорогими для нас вещами.
Если к вам на улице подойдет незнакомый человек и попросит дать ему ваше обручальное кольцо или телефон? Вы покрутите у виска и пойдете дальше. Такие же мысли возникают и у ребенка.
Каждая игрушка ему дорога, поэтому просьба поделиться с другом, подругой, братом, сестрой воспринимается агрессивно.
Большинство родителей даже не пытаются объяснить малышу, зачем ему отдавать кому-то свою любимую вещь. Немногие из родителей стараются объяснить, что игрушка всё равно останется у ребенка, он всего лишь на время одолжит ее другому человеку.
Отсюда и такие бурные эмоции, ребенок жадничает. А вы уверены, что ваш ребенок — жадина? Ведь, скорее всего, ему просто никто доступно не объяснил, зачем делиться игрушками или другими вещами с кем-то.
Как нельзя себя вести родителям если ребенок жадничает?
Не ругайте ребенка, если он жадничает и не делится игрушками или чем-то еще с другими. Постарайтесь объяснить, что если поделится он, поделятся и с ним.
Не вещайте ярлыки – жадина-говядина, вредина и пр. Малыш будет делать все назло. «Если мама называет меня жадиной, значит, я буду вести себя соответственно».
Не заставляйте насильно ребенка делиться. Он должен сам понять, зачем ему это нужно. Ни в коем случае не отнимайте игрушку. Если мама заберет силой игрушку, чтобы отдать ее другому малышу, у ребенка возникнут не самые приятные эмоции.
А если этим малышом окажется брат или сестра, у ребенка-жадины кроме обиды возникнет еще и чувство ревности.
Разбор полетов: что такое жадность
Жадность, как качество, не присуще нам при рождении, получается, в нас его взрастили, а мы, в свою очередь, делаем это с нашими детьми. В подавляющем большинстве случаев ответить на столь частый вопрос: «почему ребенок жадничает?» логично одним простым словом – «возраст».
Жадина в 2 года
Вступая в новый этап своей жизни, годовалый малыш потихоньку превращается из маленького беспомощного грудничка в непоседу, для которого открыт целый мир, такой интересный, а ему море по колено! Уже к двум годам ребенок начинает понимать свое самоощущение, место в мире, свою зону комфорта, чужое и свое. Он верит, что его игрушки – это продолжение его самого, словно рука и нога (например, любимый зайчик, с которым ну никак не расстаться даже на секундочку), его собственность, с которой трудно делиться. Для нас, взрослых, можно провести аналогию с личным имуществом, например, мобильным телефоном, авто, ноутбуком. Вы готовы предоставить в пользование свой автомобиль незнакомому человеку, с которым вы только что познакомились в баре? Вот, пожалуйста, отличный пример возрастного периода жадности: двухлетняя девочка не хочет делиться чем-либо, постоянно повторяя «Мое!». И знаете, стоит уважать ее решение, ведь это действительно ее, ее собственное, тогда почему она должна делиться, если не хочет? Вы бы стали? Интересно, что со временем, через полгода, а может лишь к годам 4-5 из таких вот «жадин-говядин» вырастают щедрые и добрые дети, не наделенные чувством эгоизма. Да, это возрастное, переломный этап развития вашего ребенка, эгоизм в детстве, жадность являются важным этапом. Можно сказать, что это качество на инстинктивном уровне: разве мы бы выжили, если бы доверяли и делились с первым встречным?
5-6 лет, но все еще «Не дам!»
К 4-5 годам малыш уже может отказать в предложении поделиться осознанно, лишь потому, что он не считает нужным это делать или же попробовать наладить контакт с другими детьми с помощью обмена. Он понимает, что к нему – щедрому – на площадке будут относиться лучше, захотят с ним дружить и играть, если он с радостью будет меняться игрушками. Но если 5-6-летний рубеж уже позади, а как был, так и остался ребенок жадина – что делать в таком случае? Говорить о временном возрастном явлении тут вряд ли целесообразно, ведь это неправда. У ребенка выработалась явная черта характера, которая кем была подпитана и выращена? Думаю, догадались. Но бить тревогу не спешим, ведь есть масса других причин
Жадность в младшем школьном возрасте может быть следствием такого распространенного явления как недостаточное внимание со стороны взрослых, ревность к другим братьям и сестрам. Подумайте сами: такое поведение вполне оправдано, если это действительно так
Как бы вы привлекали так недостающее внимание мамы и папы, если не капризами? Если младший братик забрал всю любовь мамы (по сугубо личному мнению ребенка), а теперь покушается и на ваши игрушки, то что бы вы сделали, если не попытались забрать последнее и дорогое сердцу?
Источники
- https://nashi-de-ti.ru/chto-delat-esli-rebenok-zhadnichaet
- https://psyhoday.ru/alchnost/detskaya-zhadnost.html
- https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/moy-rebenok-zhadina-chto-delat-borotsya-ili-smiritsya-prichinyi-detskoy-zhadnosti.html
- https://baby4u.ru/otuchit-rebenka-zhadnichat-goda/
- https://tutknow.ru/psihologia/9363-kak-otuchit-rebenka-zhadnichat.html
- https://its-kids.ru/chto-delat-esli-rebenok-zhadnyj.html
- https://LuckyMummy.ru/427-moy-rebenok-zhadina-chto-delat.html
- https://all-mama.com/zhadnye-deti-chto-delat/
Откуда берется
В отличие от щедрости, которая приобретается в процессе воспитания, жадность – это инстинкт. Она есть у всех. У большинства проявляется здраво. Например, вы не пустите за руль единственной машины человека, «которому очень надо». Не отдадите свою с трудом заработанную квартиру многодетной семье, потому что они очень хотят или нуждаются. Не отдадите деньги, отложенные на лечение ребенка, другому больному. Потому что вы четко отделяете «свое» и оборачиваете его здравым смыслом. Вы жадничаете, потому что думаете о себе и своих детях. И почему-то никто не тычет пальцем и не кивает головой «Ну и жадина». Беречь свое – это нормально.
Однако воспитать в человеке тонкий баланс между патологическим и разумным жадиной бывает не просто. Если кроха вырастает слишком жадным, почти всегда виноваты взрослые.
- Занятые родители, привыкшие «откупаться» дорогими подарками. Малышу не хватает человеческого внимания, игрушки ассоциируются с любовью мамы и папы. Поэтому расстаться с ними просто невозможно.
- Гиперзаботливые взрослые, которые не отказывают ни в чем, тщательно выращивая маленького тирана. Здесь жадность вырастает из эгоцентризма – весь мир крутить вокруг дитятки и он не видит ограничений, не понимает нужд, желаний и чувств других людей. Поэтому не считает нужным делиться.
- Авторитарное воспитание. Мама всегда лучше знает, как поступать. Поэтому именно она проявляет щедрость, иногда насильно отнимая игры у своего ребенка чтобы поделиться с другим. При этом создается обратный эффект: ребенок понимает, что прав сильнейший и в дальнейшем ведет себя по этой модели. Он уступает сильным и обижает слабых.
- Товарно-денежные отношения. «Если ты протрешь пыль, я куплю тебе машинку», «веди себя хорошо, и мы поедем в зоопарк». Родители ставят кроху в ситуацию постоянного обмена. Они не делятся радостью, они ее продают. В итоге ребенок никогда и ничего не будет делать «просто так».
- Чересчур бережливые мама или папа. За сломанную игрушку – сильный нагоняй. Неумение потратить деньги на удовольствие. Экономия во всем, постоянное напоминание детям о ценности вещей и денег, переходящее в упреки «ты не дорого мне обходишься» или «ты не ценишь моих стараний».
Все это приводит к перегибам характера, когда у ребенка формируется ощущение гиперценности материального. И ему хочется всего и сразу, или, наоборот, понимает, что другого не будет никогда и ни при каких обстоятельствах.
Что не так с нашими реакциями на детскую «жадность»
Банальная вещь, но бревно в чужом глазу лучше всего заметно при наличии собственной такой же соринки. Мы замечаем и реагируем наиболее эмоционально на то, что отзывается в нас:
Накатывает обида, когда наш ребёнок как-то не так делит с товарищем по песочнице формочки.
Стыдно, что ребёнок жадничает — не хочет отдать свою лопатку или отнимает чужую.
Паникуем, заведомо предполагая, что делёж игрушек кончится дракой.
Делаем со своими детьми обидные вещи, которые делали в детстве с нами: например, заставляя делиться игрушкой, которую малыш отдавать не готов.
Не находим спокойных и простых слов, чтобы помочь детям объяснить, чья вещь, кто готов или не готов делиться, как не следует отбирать то, что тебе не разрешили брать, как нужно договариваться.
Нам кажется, что можно поделиться последним (спойлер: последним невозможно поделиться, его можно отдать, если вам почему-либо это важно).
Когда собственный похожий опыт не был прожит качественно, нас взрослых, «выбрасывает» в то состояние, в котором мы «застряли». И мы актуализируем из прошлого опыта эмоции (вероятно, отрицательные), решения (неудачные, коль скоро мы не переросли ситуацию), убеждения (скорее всего, необдуманные как следует чужие, коль скоро у нас не находится взрослого решения такой задачи).
Чем помочь себе:
- Замечайте эти состояния, чтобы отделять их от ситуационных проблем и потребностей ребёнка. И не высказывайте ребёнку, его другу Васе или Васиной маме чувства, которые вы длите в себе со времён собственной игры в песочнице. Вместо этого лучше помочь детям договориться по поводу происходящего сейчас.
- Замечайте эти состояния с тем, чтобы напомнить себе, что вы — взрослый человек, и уже знаете и умеете гораздо больше, чем в свои два, три, четыре года, когда не смогли отпустить ситуацию. Это тот случай, когда отличный ответ, который вы придумали через много лет после того, как диалог закончен, может и пригодится. Дайте его себе, и вернитесь в происходящее.
Как бороться с детской жадностью
Жадность у детей – социально обусловленная черта характера. А значит, ситуацию можно исправить.
В этом помогут рекомендации психологов.
Начните с себя. Чтобы ребёнок стал более щедрым, заботливым и сочувствующим чужим проблемам, демонстрируйте желательное поведение. Чаще дарите близким людям подарки (вместе с малышом), собираясь навестить своих друзей, захватывайте маленькие гостинцы. Не проходите мимо бездомных животных, жертвуйте небольшие суммы в приюты и пр.
Восполняйте дефицит внимания. Чаще будьте рядом с ребёнком, общайтесь с ним, гуляйте, развлекайтесь. Вместе с тем не нужно баловать малыша – тут нужно соблюдать баланс между двумя крайностями.
Читайте и смотрите
Есть множество советских и российских произведений, рассказывающих о важности доброты и щедрости. Посмотрите вместе с малышом мультик «Просто так», прочитайте прекрасные сказки Сутеева
А потом обсудите с ребёнком сюжет и героев произведения.
Следите за словами. Даже если вам не нравится поведение ребёнка, не называйте его жадным, корыстным, скопидомом и прочими обидными словами. Во-первых, никогда нельзя ругать детей в присутствии посторонних. Во-вторых, даже если малыш и жадничает, это не повод переходить на личности.
Не заставляйте. Ребёнок вправе самостоятельно распоряжаться собственным «имуществом». Не желает кому-то давать куклу? Это решение нужно принимать и понимать. Лучше разобраться в причине подобного поведения, повысить детскую уверенность, научить обмениваться игрушками и пр.
Хвалите. Каждый раз, когда жадный малыш делится с кем-то личной вещью, хвалите в обязательном порядке. Говорите о том, как вам приятно от того, насколько он добрый, щедрый, разумный, рассудительный. Поделитесь этой новостью с другими домочадцами. Пусть они тоже испытают гордость за ребёнка.
Почему ребенок жадничает? Как с этим бороться?
Прежде всего, постарайтесь принять мотивы своего чада: если ребенок совсем маленький, для него знакомые игрушки — это якорь, который привязывает его к родному миру. Отобрать у малыша любимую машинку равносильно тому, что у взрослого человека отнять дома или автомобиль. Пока крохе не исполнилось трех лет, позвольте ему защищать свое, и не прибегайте к силовым методам. Малыш должен уметь постоять за себя, научиться говорить «нет». Если он захочет, он поделится.
Оптимальный возраст для воспитания щедрости — от 3 до 5 лет. Сейчас крохе уже проще понять, что если он даст свою игрушку другому, то сможет играть в коллективе, а может, взамен ему тоже дадут что-то интересное. Если у вашего чада огромное количество игрушек, ему вполне может не хватать живого общения, так что постарайтесь его социализировать пораньше. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители часто бывают загружены, так что времени на эмоциональный контакт не хватает катастрофически.
Иногда жадность — это свидетельство того, что ребенок хочет занять лидерскую позицию
Дети прекрасно все подмечают: если ты не отдаешь игрушку, вокруг тебя все начинают бегать и уговаривать, разве можно этим не воспользоваться? В основном, так себя проявляют дети, избалованные вниманием родных, так что может лучше пересмотреть свои взгляды, пока не поздно?. Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет
В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким. Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок
Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет. В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким. Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок.
Ребенок понимает, какие люди для него близкие — с ними он охотнее общается, может дать им свои лучшие игрушки. В то время как случайных людей он может бояться или не доверять — это вполне понятные чувства, поэтому не требуйте, чтобы он сразу же отдал любимый конструктор Ване, Диме, Игорю и т.д., которых видит впервые.
Воспитывать малыша можно и на примере познавательных книг и мультфильмов, обсуждайте с ним поведения героев, позвольте высказаться и сделать свои выводы. Как бы то ни было, именно тесная связь родителей и ребенка дает самые лучшие плоды!
Большинство детей с трудом расстаются со своими игрушками и ни в какую не хотят делиться. Наверное, каждой маме приходилось краснеть на детской площадке или в гостях, когда их ребенок кричал другим малышам: «Это мое! Не дам!».
Жадность в детском возрасте — это естественный защитный механизм. Ребенок таким образом пытается отстоять свое «имущество», отвоевать право владеть игрушками, книжками или чем-то еще. Малыш наблюдает, что у мамы и папы есть личные вещи, которыми пользуются только они. Значит, собственность должна быть и у ребенка. О том, как выяснить причины жадности и научить малыша делиться своими ценностями, читайте в этой статье.