Когда и как приучить ребенка к горшку

Чего ждать от обучения

Приучая ребенку к горшку, вы:

  • Учите его понимать потребности своего тела, что он чувствует, когда хочет в туалет.
  • Показываете, куда идут продукты жизнедеятельности человека

Не ждите, что ребенок будет ходить на горшок сразу же в 100% случаев. Наша цель  — чтобы он ходил на него в большинстве случаев. 

Нормально, если он отказывается, нужно только понимать причины отказов: находился ли он в новых условиях, стеснялся попроситься в туалет или нет, есть ли проблемы со стулом. 

Сон и питание ребенка влияют на процесс приучения к горшку. Могут быть периоды, когда ребенок станет отказываться ходить на горшок. Это нормально. 

Распространенные ошибки родителей

Каждое успешное использование горшка нужно хвалить, но не устраивать из этого настоящий праздник. Оцените самостоятельность крохи и напомните, что использовать горшок гораздо приятнее, чем ходить в мокрых штанишках и вытирать пол.

С другой стороны, не стоит слишком налегать на тренировки. Не заставляйте свое чадо часами сидеть на горшке, и не усаживайте его каждые 10 минут, это лишь вызовет у крохи неприязнь. Не нужно постоянно навязывать малютке мысли о необходимости освоения туалетных навыков. Ребенок сам начнет проситься в туалет, если вы правильно построите свои тренировки.

Запретите всем членам семьи, в особенности бабушкам, ругать и стыдить ребенка за “проколы”. Двухлетка сам может понять, что поступил плохо, дополнительная негативная реакция со стороны близких взрослых лишь усугубит чувство вины и затормозит процесс обучения. Излишние негативные высказывания могут вылиться в психологические проблемы в будущем.

Любой серьезный стресс может помешать обучению, потому не стоит тренировать малыша, если он или кто-то из членов семьи плохо себя чувствует или недавно перенес болезнь. Мешает приучению к горшку и смена обстановки, потому не затевайте тренировки, если вы планируете переезжать или недавно сменили место жительства. Малышу нужно почувствовать себя в безопасности на новом месте, прежде чем он сможет выработать новые навыки. Утрата одного из близких родных или развод родителей — серьезная психологическая травма для малютки, позвольте ему оправиться от нее, прежде чем развивать туалетные навыки.

Каждый малыш рано или поздно осваивает горшок, потому вам нужно лишь запастись терпением и использовать разные методы, пока вы не найдете лучший вариант обучения. Если вы начнете обучение туалетным навыкам с двух лет, скорее всего, уже через год ваше чадо будет использовать горшок без единого промаха.

Современные подгузники существенно облегчают задачу содержания ребенка в чистоте, но рано или поздно родители задаются вопросом – с какого возраста приучать ребенка к горшку?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Решение принимают только родители, и ориентируются они исключительно на особенности развития своего ребенка.

Разбираясь с вопросом о том, как научить ребенка ходить на горшок, важно учитывать, что готовность контролировать свои позывы соответствует определенной зрелости психики. Признаками готовности считаются следующие:

Признаками готовности считаются следующие:

  • Ребёнок может оставаться сухим более двух часов подряд;
  • Испражнения становятся регулярными;
  • В такие моменты ребенок прекращает игру, показывает мимикой проблему и принимает определённые позы.

Если в 2,5 годика ребенок не хочет сидеть на горшке, родители должны временно оставить этот вопрос:

  • Вернуть подгузники (можно использовать трусики), так как родительское недовольство и раздражение ребенок чувствует;
  • В течение одного-двух месяцев не обсуждать и не затрагивать этот вопрос.

Только после такого перерыва можно постепенно и, главное, добровольно, в процессе игры, начинать высаживать малыша на горшок – 2-3 раза в день. Можно приобрести детский стульчак на унитаз.

Далее можно увеличивать количество высаживаний – например, каждые два часа.

Полезно приобрести специальные подгузники или трусики. Их особенность состоит в том, что внутренний их слой остается влажным и малыш ощущает дискомфорт. Он довольно быстро понимает, что избежать неприятности можно, если справлять нужду в правильном месте.

Дети до четырех лет учатся контролировать свои потребности, поэтому качественные впитывающие подгузники необходимы для спокойного сна.

Возможные причины неудач

На этапе освоения ребенком горшка могут возникать разные трудности, например:

Сильный дискомфорт из-за режущихся зубов может мешать крохе вовремя реагировать на свое желание сходить на горшок

Эта же причина может вызывать «аварии» во время любой болезни ребенка.
Малыш может сильно увлечься игрой и не заметить переполнение мочевого пузыря.
Из-за кризисов развития карапуз может протестовать против каких-либо действий взрослого.
Ребенок может начать бояться горшка, если родители занялись задачей освоения этого предмета гигиены слишком активно, ругают ребенка за промашки и не обращают внимание на неготовность к данному навыку.

Какими осложнениями опасна болезнь?

Когда паразит прикрепляется к стенке кишечника, он выделяет вредный секрет, повреждает слизистую оболочку. В последнем случае образуются плохо заживающие язвы, возникают кровоизлияния. Если ткани повреждаются глубоко, появляются воспаленные гранулемы. Они состоят из аномально разросшихся клеток, лимфы и крови. Из-за того, что острицы травмируют кишечник, дети испытывают боли в животе. Нарушается микрофлора, возникает дисбактериоз.

Когда самка выползает наружу, она повреждает мягкие ткани. Перианальная область раздражается секретом глиста – появляются ссадины, трещины, экзематозная сыпь, нейродермит. Если гельминт проникает у девочек в половые органы, возможно развитие эндометрита и других гинекологических заболеваний.

В присутствии остриц снижается кислотность желудка, хуже усваивается пища, усложняется течение кишечных заболеваний. Паразиты снижают иммунитет, из-за них снижается действенность прививок и растет число побочных эффектов от них. Медицине известны случаи, когда острицы протыкали прямую кишку насквозь и выходили в брюшную полость с последующим перитонитом.

Находясь в органах желудочно-кишечного тракта, паразиты вызывают следующие осложнения:

Лечение

В случае с ректофобией самолечение не приветствуется. Здесь необходима квалифицированная помощь, поскольку расстройство несет реальную опасность для здоровья.

При подозрении на его наличие стоит обратиться к психиатру.

Для лечения фобии уместно назначение психотропных препаратов. Ректофоб пребывает в состоянии повышенного напряжения, раздражения, психотропы помогут справиться с данными симптомами. Применяют транквилизаторы, антидепрессанты. Если больного сопровождает бессонница, прописывают снотворные средства. При легкой степени расстройства используют седативные препараты.

Психотерапия применяет методы, направленные на формирование у пациента осознанности по поводу имеющейся фобии. Специалист помогает понять клиенту истинные причины страха, осознать его иррациональность. Терапия коренным образом изменяет ход мыслей ректофоба, меняет отношение к ситуации. В результате поведение пациента приобретает конструктивное направление. Наилучшим выбором в этом случае станет когнитивно-поведенческая терапия.

Снятию тревожности, раздражительности способствуют методы релаксации, аутотренинги.

Помимо психотерапевта и психиатра, в лечении расстройства обязательно принимает участие проктолог. Специалист должен исключить наличие заболеваний кишечника.

Диетолог привлекается, когда имеются погрешности в питании. Врач корректирует схему потребления пищи, восстанавливает баланс между поступающими в организм белками, жирами, углеводами.

В каком возрасте пора приучить ребенка к горшку?

Определенного срока для приучения к горшку ребенка не существует. Однако большинство детей начинают ходить на горшок до того, как пойдут в детский садик

Поэтому лучше всего не обращать внимание на возраст и на то, как быстро другие дети развиваются, чтобы не переживать по пустякам. Намного лучше попытаться понять, начинает ли ваш ребенок контролировать мочевой пузырь

Сигналами этого могут быть:

  • Ребенок понимает, что его подгузник мокрый или сухой.
  • Малыш начинает понимать то, что он ходит в туалет (возможно, он вам даже об этом сам говорит).
  • Подгузник ребенка остается сухим как минимум один час.
  • Малыш начинает беспокойно двигаться или пытается уединиться, когда хочет в туалет.
  • Ребенок сообщает вам о том, что ему нужно в туалет. Это самый очевидный знак того, что пора приучить ребенка к горшку.

Предотвращаем проблему

Нужно подобрать наиболее подходящий момент. Малыша можно приучать к горшку с того момента, как он:

  • начинает осознавать процессы мочеиспускания и опорожнения кишечника (чувствует позывы);
  • может самостоятельно сесть на горшок;
  • способен выполнять простые требования родителей;
  • сам проявляет стремление научиться пользоваться горшком, так как испытывает дискомфорт из-за грязного подгузника.

В этом деле спешка ни к чему. Если начать слишком рано, ребенок приучится рассчитывать на родителей, а не на свои собственные ощущения. Обычно те дети, родители которых слишком поспешили с приучением к горшку, труднее свыкаются с его использованием. Следует показать ребенку, как правильно пользоваться горшком, когда ему захочется в туалет, позаботиться о том, чтобы ему было удобно.

В первое время можно ставить горшок в комнате или на кухне, а потом, когда малыш привыкнет, переместить его в туалет. Отправляясь в поездку, лучше брать горшок с собой, чтобы дать ребенку возможность пользоваться им в привычное обстановке. Для того, чтобы достичь успеха, нужно придерживаться определенных правил, выбрав схему приучения ребенка к горшку, в чем может помочь специальная литература. Последовательность и настойчивость обязательно приведут к нужному результату.

Метки

антибиотиксолнечные детиреабилитациямеждународный деньгемблинггипотиреозонкологиявидеоигрырейтинглоранализыщитовидкаиргоманияЭкземадетиТравматологияортопедияБАДыострый перецаутоиммунное заболеваниебиполярное расстройствоедапанкреатитCOVID-19профилактикахирургженское здоровьеСонс бодрым утромаминокислотыМетеочувствительностьаутизмангелыСПИДэволюциягрыжа животапрививкасиндром ДаунаРассеянный склерозпереохлаждениеСпортпаллиативная помощьиммунитеттуберкулезпольза и вредмозгпогодаРАСкамни в почкахМагнийдень здоровьяхолестеринэкзаменылудоманияигровая зависимостьхосписбесплатнодиагностикапротезированиездоровьеморозособые детигормоныстатистикаВИЧвитаминыПитаниестресслекарствабессонницазарядканогтиакушерствовирусСевастопольмолодостьзожмужчиныГипертонияискуствораккоронавирусковидлечениедиабетвыставкагипертиреозвакцинациябольницыЕГЭатопический дерматитбактериилучшие врачимедицинавиртуальная реальностьшкольникищитовидная железадетская поликлиникальготыартериальное давление

Мнение педиатров

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы физических и психологических достижений

Учитывая уникальность каждого индивидуума, со всего разнообразия человечества, ни один, даже самый опытный медик не сможет точно определить со скольки лет нужно начинать высаживание на детский трон. Как ни крути, честь познавать такие тонкости имеют только самые близкие. Лучше всех, прочувствовать свое творение можете только Вы, любящие мама и папа.

Помните, что ваше маленькое чудо так же вас чувствует, наблюдает за вами и формирует образы поведения. Существует мнение, что если малыш будет видеть как ходите в туалет вы, в нужный момент это поможет ему понять назначения горшка, у вас будет свой – большой, у него – свой маленький. Не вздумайте недооценивать чувствительность малыша!

В любых процессах обучения новому, даже груднички прекрасно чувствуют и распознают интонацию и настроение… А подобные взаимодействия, надо признать — это определяющий фактор гармоничного развития здоровой личности. Следовательно, для того, чтобы даже такие уроки как высаживание, протекали в легкости, создайте приятную атмосферу и учитесь играя!

Как ребенка приучить к горшку: основные правила

  1. Решите для себя однозначно: «Я приучаю к горшку». И это правило неизменно. Потому что ребенок не понимает почему ему сегодня говорят садись и писай в горшочек, а завтра, надумав съездить к бабушке, снова надели памперс.

Если решили приучать к горшку, то убираем памперсы вообще. Ни днем, ни ночью не должно быть никаких подгузников или впитывающих трусиков. Если мы учим контролировать себя, то все должно быть по-честному, без обмана. Ребенок должен знать, что он контролируется процесс. А если время от времени все же ЭТО надевают, значит, что контроль под большим сомнением! Это, конечно, идеальный вариант. Но как же гулять зимой без памперса? — наверняка спросите вы. Из этого вопроса вытекает следующее правило:

  1. Начинать приучать к горшку лучше всего весной или ближе к лету. Чтобы, в случае ЧП на прогулке, можно было спокойно переодеть малыша, не беспокоясь о его здоровье.
  2. Горшок, которым пользуется ребенок, должен быть удобным! С гладкими широкими краями (не резать ножки и попку), с глубоким резервуаром, чтобы попка не упиралась в только что сделанную кучку, извините за подробности. Горшок должен быть удобным в обработке (чем сложнее конструкция, тем тяжелее за ней ухаживать). Удобнее всего использовать горшки со стульчиками и съемными резервуарами.
  3. Горшок всегда должен стоять в одном и том же месте! Никаких перетаскиваний из комнаты в комнату! Строго на месте! Чтобы ребенок всегда знал, куда бежать, а не метался в панике и, не найдя горшка, не делал бы свои дела в штаны. До места установки горшка должно быть легко добраться из всех концов квартиры. Если дом двухэтажный и более, то по одному горшку надо иметь на каждом этаже. Нежелательно ставить горшок в спальном помещении (исключение ночное время) и недопустимо — в кухне.
  4. Одежда, в которой ходит ребенок дома, по возможности, должна быть минимальной (это заодно и для закалки полезно). Она должна легко сниматься самим ребенком. Нежелательны штанишки с лямками, молниями или пуговицами, которые малыш не сможет расстегнуть самостоятельно. Лучше всего — трусы. Причем, подавлющему большинству детей гораздо удобнее снять трусы с ножек совсем и сидеть, свободно расставив ножки. Если одежды много, то она мешает. Да и сам ребенок с ней не справится! Не удивляйтесь, если в первые дни ребенок будет с интересом наблюдать за происходящим. Если раньше он справлял нужду только в памперс, то сейчас он познает новые функции своего тела. При этом он очень гордится, когда видит какашку. Он считает ее частью себя. Поэтому не желательно говорить, что вам она не приятна.
  5. Мама должна ласково, без нажима, время от времени предлагать ребенку попробовать сделать свои дела. При отказе — не стоит настаивать, а в случае успеха – нужно похвалить, сказав как вы гордитесь тем, что малыш самостоятельно сходил на горшочек. Можно даже поощрить его конфеткой.
  6. Когда ребенок сидит на горшке, его надо чем-то занять, иначе он тут же вскочит, не доделав или не сделав свои дела. Можно посидеть рядом и почитать книжку, можно просто дать ребенку любимую пирамидку или положить какую-то игрушку и разрешать играть с ней только в процессе сидения на горшке — все зависит от характера малыша.

Основные причины, по которым ребёнок отказывается какать на горшок

Практика показывает, что наиболее частой причиной такого поведения ребёнка является неправильное воспитание и мировосприятие на более ранних стадиях. Но бывают и другие причины.

Возможно в более раннем возрасте ваш малыш постоянно ходил в памперсах, тем самым у него уже попросту выработалась привычка какать под себя. Для него это нормально.
Негативное отношение к горшку может быть вызвано, когда родители неправильно приучают детей какать в горшок. Возможно вы пытались насильно удержать его, чтобы он сделал свое дело. Ругали его, когда он отказывался какать в горшок. Из-за таких действий маленький ребёнок воспринимает горшок, как что-то плохое.
Перенесённое заболевание. У вашего малыша не было, запоров и болевых ощущений при испражнении? Это может быть одной из причин по которой дети не хотят какать в горшок и тихонько справляют нужду себе в штанишки.
Ребёнок не заинтересован в том, чтобы какать в горшок. У него нет никакого интереса к этому. Такое тоже бывает. Детям все интересно, и они познают мир и больший приоритет они могут отдавать чему либо-другому

Здесь вам нужно заинтересовать его и привлечь внимание.
Если же ребёнок не хочет какать в горшок в более взрослом возрасте 4-5 лет, то тут уже требуется вмешательство врачей. Это может свидетельствовать о различные рода отклонениях в развитии

Возможно вы уделяете ему мало внимания или у него умственная отсталость. В этом возрасте дети уже достаточно самостоятельны и уже начинают ходить на унитаз.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

План действий

  • Шаг 1: Выбираем горшок. Он должен быть удобным, со спинкой, не холодным. Горшок не должен скользить по полу (это может стать причиной травмы), и лучше, чтобы он не был игрушкой. Горшок есть горшок!
  • Шаг 2: Знакомим малыша с горшком. Вы просто рассказываете ребенку, что теперь у него есть свой собственный маленький туалет, показываете его и находите горшку место. Это может быть угол в туалете, в ванной или детской комнате – там, где удобнее вам будет удобнее.
  • Шаг 3: Осваиваем «горшечные игры». Поиграйте с малышом в дочки-матери, покажите, как игрушки писают в горшок. Идеально, если есть пупс, который тоже может пописать почти по-настоящему.
  • Шаг 4: Проводим подготовку. Когда горшок уже «поселился» в доме, а малыш привык к этому предмету интерьера, начинаем рассказывать, что скоро он станет совсем большим и будет как мама и папа делать свои маленькие и большие дела в горшок, а не в штанишки. Можно даже завести специальный календарь, в котором вы вместе с ребенком будете отмечать дни до «часа Х», когда он научится пользоваться горшком. Отведите на это 2-3 недели.
  • Шаг 5: Пробуем освоить новые навыки. Ненавязчиво предлагайте малышу садиться на горшок. Помогайте снимать штанишки и подгузник. В это время лучше перейти на трусики-подгузники — их удобно снимать и надевать снова, если кроха остался сухим.
  • Шаг 6: Высаживаем по графику. Если малыш не капризничает и не сопротивляется, начинайте высаживать его по расписанию. Сразу после пробуждения, через полчаса после каждого приема пищи и питья. Перед прогулкой, после прогулки. Перед сном.
  • Шаг 7: Снимаем подгузник дома. Прямо с раннего утра. Определите день, когда вы сможете действительно постоянно быть с малышом и «подлавливать» его. Подгузник можно надеть на сон, поскольку оставаться сухими во сне дети учатся не сразу.
  • Шаг 8: Отправляемся на прогулку без подгузника. Через пару-тройку дней без подгузника дома попробуйте погулять без использования подгузников. Не уходите далеко от дома, чтобы можно было попытаться успеть добежать до горшка. Если не получилось – ни в коем случае не ругайте малыша. Он старался, и у него все обязательно получится в следующий раз!

    Идея

    Почитайте малышу сказки из системы Сказкотерапии про приучение к горшку, или сочините ее сами.

  • Шаг 9: Пробуем спать днем без подгузника. Высаживайте ребенка перед дневным сном и оставляйте малыша без подгузника. Для предотвращения «аварии» воспользуйтесь одноразовыми пеленками. Если первые пару дней не получается — не расстраивайтесь, отложите этот шаг еще ненадолго.

    Идея

    На период приучения малыша к горшку купите ему яркие и красивые трусики с его любимыми персонажами. Ему будет приятно их надевать, и он будет стараться их не испачкать.

  • Шаг 10: Снимаем подгузник на ночь. Высаживайте малыша перед ночным сном. Многим деткам требуется месяц и больше, чтобы научиться оставаться сухими всю ночь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector