Календарь развития ребенка: 1 год
Содержание:
- Моторика
- Нервно – психические особенности
- Основные показатели физического развития малыша
- Интеллектуальные способности
- Питание
- Психическое развитие
- Распорядок дня
- Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года
- Что должен уметь ребенок в годик – видео
- Безопасность малыша
- Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
- Как должен развиваться ребенок в 1 год и 9 месяцев
- Что умеет делать малыш?
- Занятия
- Физические навыки
- Развитие речи
- Поведение
- Умения ребенка в полтора года
- Интеллект и психология детей к 21 месяцу
- Особенности возраста
- 11. Развитие навыков самообслуживания
- Режим дня
- Мальчишки и девчонки
- Социальное и эмоциональное развитие
- Познавательное развитие ребенка
Моторика
- Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
- В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
- В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.
Нервно – психические особенности
Большинство детей в этом возрасте играют самостоятельно без помощи взрослых.
Поведение малыша постепенно меняется, начинает проявляться его характер.
В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.
Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.
Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.
Основные показатели физического развития малыша
Один из основных моментов, который беспокоит родителей, – тот ли вес имеет ребенок в полтора года? Возможно, он ниже нормы или, наоборот, слишком большой. На этот вопрос достаточно тяжело ответить, так как не существует норм, нарушение которых свидетельствует о каких-либо проблемах. Существует лишь таблица ориентировочных размеров для малышей и их веса:
Показатели |
Данные Российских медиков |
Данные ВОЗ |
||
Нижняя планка |
Верхняя планка |
Нижняя планка |
Верхняя планка |
|
Мальчики |
||||
Вес, кг |
10,2 |
13,0 |
8,8 |
13,7 |
Рост, см |
78,4 |
85,9 |
76,9 |
87,7 |
Окружность головы, см |
46,6 |
50,2 |
44,7 |
50,0 |
Окружность груди, см |
47,4 |
53,9 |
— |
— |
Девочки |
||||
Вес, кг |
9,8 |
12,2 |
8,1 |
13,2 |
Рост, см |
77,1 |
84,5 |
74,9 |
86,5 |
Окружность головы, см |
45,8 |
49,0 |
43,5 |
49,0 |
Окружность груди, см |
47,8 |
52,9 |
— |
— |
Как видно из таблицы, показатели развития ребенка в 1,5 года достаточно варьируются, то есть нет четких рамок. Считается, что вес и рост малыша во многом зависит от генетической предрасположенности, поэтому посмотрите на себя, если у родителей рост под 2 метра, то, скорее всего, что и ребенок будет высоким.
По статистике, на втором году жизни детки «вытягиваются» от 10 до 13 см, а прибавляют в весе до 4 кг. Именно второй год от рождения характеризуется изменениями в пропорциях тела, оно вытягивается, и размер головы уже соответствует росту.
В 1,5 года развитие ребенка характеризуется улучшением координации, малыш уже начинает бегать, так как нервная система активно развивается.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.
Психическое развитие
В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.
На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.
Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.
Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.
Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.
Распорядок дня
В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.
Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.
Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.
Примерный распорядок приведен в таблице
В питании рекомендуется придерживаться четкого расписания. Промежуток между приемами пищи должен быть не более 4 часов. Пятиразовое сбалансированное питание поможет растущему организму.
Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.
Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.
Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года
Обычно с 1 года до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов в месяц.
В возрасте 1,5 года ребёнок делает «великое лингвистическое открытие» (по терминологии Штерна), что у каждого предмета есть своё название. Это открытие влечет за собой активное любопытство с множеством вопросов «Кто это?», «Что это?» и мы видим резкий рост запоминаемых слов.
Но в 1,5 года мы ожидаем и качественный переход в развитии речи — обобщение предметов по существенным признакам. Поясним, что это значит.
До 1,5 лет ребёнок может называть одним словом предметы, случайно оказавшиеся рядом.
К примеру, мальчик называл словом «ква-ква» лягушку, пруд, лебедя, жидкость.
Теперь же ребёнку предстоит среди совсем разных предметов, находящихся в разных ситуациях и разных местах, найти то общее, существенные признаки, по которым они объединяться в единую группу и назовутся единым словом.
К примеру, большая собака у соседей во дворе, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, которая стоит у мамы на кухне, мягкая игрушка-собака лежит у ребёнка в кроватке (и её можно обнимать и гладить, а до других дотрагиваться нельзя). Всем этим 4-м явлениям — живым и рукотворным, из разных материалов, с разным функционалом — принадлежит слово «собака».
Ребёнку предстоит проделать большую мыслительную работу, чтобы понять: почему именно все эти животные-предметы называются «собака».
Что должен уметь ребенок в годик – видео
На этом видео детский невролог озвучивает расширенный список возможностей годовалого ребенка.
В этом видеоролике мама делится своим опытом и рассказывает, что умеет ее ребенок в 1 годик. В этом случае, старший ребенок ускоряет развитие младшего.
Каждая мама должна помнить, что ее кроха – единственная в своем роде, и уважать индивидуальность малыша. Какие-то навыки ребенок осваивает согласно общепринятым стандартам, какие-то – даже раньше положенного срока.
Если малыш не вкладывается в нормы, переживать не стоит, просто он развивается по собственной программе. Другое дело, когда ребенок отстает по всем параметрам – это уже можно счесть поводом для обращения к специалисту. Главное – уделять крохе больше внимания, заниматься с ребенком, и у вас все получится, раньше или позже!
Безопасность малыша
Дети в этом возрасте очень активные. Они с радостью обследуют квартиру и тащат с собой всё, что видят на своём пути.
У них в руках запросто могут оказаться важные документы, телефон, пульт от телевизора или ключи.
Уберите все предметы, которые не предназначены для малыша подальше, на тумбочки поставьте блокираторы.
Сделайте для малыша больше пространства в доме. Это поможет ему меньше стукаться о предметы. Но если это невозможно, то оборудуйте острые углы мебели силиконовыми накладками – они смягчат удар. Также не лишним будет поставить крышки на розетки, чтобы ребёнок не смог в них ничего засунуть.
Уберите мебель от подоконника, чтобы ребёнок не мог забраться на него, не давайте ему играть с предметами, которые не предназначены для детей – ножи, спички, различные инструменты. Малыш может себя ранить.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.
Развитие двигательных навыков
Малыш ходит всё лучше и лучше и уже начинает бегать.
Во время ходьбы смотрит под ноги, чтобы меньше спотыкаться и падать.
Многие малыши в этом возрасте могут самостоятельно подниматься по лестнице. А вот спускаться без посторонней помощи пока получается не так хорошо.
Малыш может присесть на корточки, чтобы отдохнуть или поднять что-либо с пола. Самостоятельно может сесть на стульчик.
Пытается прыгать на месте и с продвижением вперед, перешагивает через небольшие препятствия.
Умеет подбрасывать мяч вверх, пинать его ногой.
Также Ваш малыш может уже открыть дверь в комнату и даже способен самостоятельно выбраться из манежа.
В этом возрасте для малыша очень важна физическая активность, она помогает научиться ему управлять своим телом, совершенствовать имеющиеся навыки и развивать координацию движения.
Психическое развитие ребенка
В 1 год 6 месяцев ребенок очень эмоционален и требователен, хочет всё делать сам.
Малышу интересно играть с любыми бытовыми предметами, порой даже больше чем с обычными игрушками.
Любит играть в компании, подражает взрослым.
Если ребенку дать лист бумаги и карандаши, то он с удовольствием рисует «каляки-маляки».
В этом возрасте ребенок очень психологически уязвим, самым большим потрясением для полуторагодовалого малыша может стать расставание с близкими людьми.
Также следует быть готовым к тому, что в этом возрасте малыши начинают более активно проявлять свои негативные эмоции. Самым простым способом показать, что малыш недоволен является истерика. Так, выражая сове недовольство, ребенок может начать кричать, плакать, махать руками, топать ногами, упасть на пол
В такие моменты важно попытаться понять, с чем же именно связано такое поведение. Постарайтесь отвлечь ребенка, не зацикливайтесь на этом
Помогите малышу найти другие способы выражения своих эмоций.
Появляются социально-значимые жесты и мимики. Малыш может пожалеть, если кто-то плачет. Радуется встречи, машет «до свидания» и так далее.
В этом возрасте дети легко переключаются с одного эмоционального состояния на другое. Быстро отвлекаются.
Малыши радуются своим достижениям и огорчаются, если у них что-то не получается.
Любят танцевать и повторять знакомые движения под музыку.
Познавательное развитие ребенка
- Ваш малыш уже умеет ориентироваться как минимум в двух геометрических формах (шар-куб, кибик-кирпичек-прямоугольник).
- Ребенок находит предметы по просьбе взрослого. Может подобрать предмет такой же формы, как на картинке. Пытается подбирать геометрический предмет в соответствии с формой на грани пособия (на игрушке).
- Уже умеет ориентироваться в двух величинах (большой и маленький) и в двух-трех цветах.
- Имитирует «чтение», переворачивает страницы, пытается что-то рассказывать.
- Умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку.
- В игре может повторять 1-2 знакомых, часто наблюдаемых действий: кормить куклу (игрушку), причесывает, умывает, укладывает спать и так далее.
- Умеет обращаться с предметами в игре в зависимости от их назначения.
- Проявляет ловкость и сообразительность, так малыш может подставить что-то, что бы залезть повыше и достать нужный ему предмет.
Речевое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие.
Малыш способен произносить до 40 облегченных слов. Умеет отвечать на простые вопросы.
Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев
Как правило, к этому возрасту малыш окончательно осваивает навык пользования ложкой и чашкой. Пытается есть и пить самостоятельно.
Любит выбирать себе одежду.
Пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Некоторые малыши начинают проситься на горшок.
Как должен развиваться ребенок в 1 год и 9 месяцев
С момента появления на свет и до трех лет у малыша формируются все основные навыки, которые в дальнейшем формируют общее развитие
Поэтому важно родителям понимать, что именно должен уметь делать их малыш в любом возрасте, чтобы при необходимости откорректировать его помещение и провести стимуляцию некоторых процессов
Обычно к двум годам ребенок уже способен самостоятельно и вполне хорошо передвигаться, повышается интерес к окружающей среде и всем неизвестным предметам, малыш начинает познавать цвета и вкусы. Главный показатель малыша в 1 год и 9 месяцев – физическая активность и любознательность, именно по ним можно оценить развитие ребенка в данный промежуток времени.
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также . Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Физические навыки
Физическое развитие в полтора года проходит стремительно: малыш крепнет, осваивает новые навыки, демонстрирует способность лучше владеть своим телом и контролировать движения.
Полуторагодовалый ребёнок должен уметь:
- уверенно стоять на ногах;
- хорошо ходить и пытаться бегать;
- перемещаться, обходя либо перешагивая предметы;
- уверенно идти, удерживая что-то в руках;
- садиться на стульчик и вставать с него без поддержки;
- забираться на диван (кресло, стул) и самостоятельно слезать с него;
- подниматься по небольшим ступенькам и спускаться с них (держась за перила, за руку взрослого либо самостоятельно);
- играть с мячом: бросать его вверх или вниз, пинать ногами;
- приседать и спокойно подниматься с корточек;
- наклоняться вперед за предметом, брать его с пола;
- вставать на носочки, пытаясь достать до чего-то;
- менять направления движения;
- поворачиваться в разные стороны.
Важно! В полтора года ребёнок всё ещё может оставаться немного неуклюжим и падать. Это абсолютно нормально и не должно быть поводом для беспокойства.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Поведение
Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.
В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас
Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное)
Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.
Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них
И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна
Умения ребенка в полтора года
Важно не то, что умеет малыш сейчас. Важно то, развиваются ли его умения, прибавляются ли к ним новые
Для успокоения мы приведем вам список того, что осваивает среднестатистический ребенок к 1,5 годам своей жизни. А вы наблюдайте и сравнивайте:
- уверенно ходит;
- переносит предметы в ручках с места на место при ходьбе;
- встает и садится без опоры;
- удерживает ложку в кулаке и аккуратно ею кушает даже жидкие блюда;
- таскает за собой игрушки на веревочке;
- листает книги;
- нанизывает пирамидку с соблюдением размера колец;
- отличает бросание мяча от его катания;
- бросает предметы взрослому по просьбе, ловит летящий ему мячик;
- выполняет простые просьбы (дай то, иди сюда, принеси);
- расстраивается, если не умеет что-то делать;
- отказывается повторять действие, если до этого не получилось;
- проговаривает 20-40 простых или упрощенных слов;
- отличает круг от квадрата;
знает 2 или 3 цвета.
Есть детки, умеющие половину всего этого в год, в год и месяц. Другие научатся всему если не в полтора, то к году и 8-9 месяцам точно. Главное – заниматься с ребенком, не ограничивая слишком сильно его свободу передвижения
Особенно важно развивать речь. Чем больше вы говорите с ребенком, тем скорее увеличится его словарный запас
Интеллект и психология детей к 21 месяцу
К достижению 1 года 9 месяцев необходимо дальше развивать речевой аппарат, причем происходит это быстрыми темпами, количество слов достигает 30. Каждый день приносит пополнение в детский словарный запас
Зачастую малыш просто говорит то, что где-то подслушал, поэтому взрослым следует обращать внимание на свою речь и быть осмотрительными при выборе своих слов. Не обязательно, но довольно часто в возрасте 1 года 9 месяцев дети разговаривают простыми предложениями из нескольких слов
Эмоциональное состояние малышей этого возраста, как правило, больше связано с радостью, чем со слезами. По его настроению уже безошибочно можно определить, доволен ли малыш или чем-то расстроен.
Доставляйте детям радость
Прогрессирует высокими темпами развитие цветовых познаний и размеров предметов – все это малыш делает уже без сомнений и затруднений. Дети начинают рисовать прямые линии и окружности. Особо умелые на пальцах показывают, что скоро им исполнится два.
Все больше ребенок 1 года 9 месяцев стремится общаться с другими детьми, вступая в отношения сотрудничества. Коммуникабельность становится яркой чертой для возраста 1 года 9 месяцев, дети легче идут на контакт с незнакомыми им людьми.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
11. Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
Кстати, о том, как развивать ребенка в 1 год 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей.
Искренне ваша, Яна Разначенко
Режим дня
Определенный распорядок дня является важным условием сохранения здоровья и полноценного восстановления сил годовалого ребенка. Режим дня должен включать в себя длительный сон, активный досуг и питание
Также важно обращать внимание на изменения, которые происходят с малышом в этом возрасте
Сон
Сон ребенка будет ровным и безмятежным, если до этого он отправится на прогулку с родителями.
Игры на улице повышают настроение, расслабляют и насыщают кровь кислородом. Приблизительно за 30 минут до сна следует прекратить активные игры.
Обязательным условием успешного распорядка является четкое выполнение всех его пунктов в установленное время. Таким образом, у ребенка сформируются привычки, и он будет послушно следовать графику.
Летом малыши сладко засыпают на свежем воздухе, а зимой стоит помнить об ежедневном проветривании комнаты.
Бодрствование
Дневные игры и активность занимают 3 – 4 часа в распорядке дня ребенка. Родителям следует позаботиться о покупке красочных и интересных развивающих игрушек.
Выполнять упражнения с малышом рекомендуется в хорошо проветренной комнате, включив задорную энергичную музыку.
Прогулки
Распорядок дня также подразумевает ежедневные прогулки на свежем воздухе. В этом возрасте дети становятся крайне любопытными исследователями окружающего мира. Для прогулок следуют выбирать тихие места: небольшие дворы, парки и сады.
Прогулки могут длиться до двух часов.
Мальчишки и девчонки
Разнополые дети заметно отличаются по своему поведению в этом возрасте. Давайте разберёмся, что им свойственно.
Что должен уметь мальчик в полтора года:
- Эмоциональная устойчивость.
- Спокойное поведение, уравновешенность.
- Не стесняется, проявляет интерес к девочкам.
- Готов подарить даже любимые игрушки деткам, к которым проявляет симпатию.
Мой племянник, когда выходил во двор, раздаривал все свои игрушки. Вот такой он у меня общительный и щедрый. И далеко не все мальчики отвечали ему взаимностью. Могли с лёгкостью принять в дар его машинку, а сами не давали даже посмотреть на свои игрушки. Бывало и такое.
Что должна уметь девочка в полтора года:
- Эмоциональна и имеет повышенную чувствительность.
- Обладает сильной привязанностью к родственникам, особенно к маме.
- Любит обнимать, целовать своих родителей
- Слишком ранимая, может расстраиваться даже из-за пустяка.
Социальное и эмоциональное развитие
Они не зря называют их мамиными помощницами! Ваш крошечный малыш любит помогать вам с уборкой или другими делами в течение своего 1 года б месяцев. Это заставляет его / ее гордиться и ценить себя, когда вы хваляете его / ее за его / ее усилия.
Но помните, у малыша еще очень мало внимания! Так что, если ему / ей достаточно, дайте ему / ей уйти и продолжить новую игру. Хвалите своего ребенка за его / ее усилия и без гнева исправляйте, если он / она ошибается. Смоделируйте поведение, которое вы хотите, чтобы малыш показывал, когда он / она учится на собственном примере. Это может быть что угодно, от работы по дому до социальных норм, таких как обмен!
Ваш малыш может сказать около десяти слов прямо сейчас, и одно из них определенно будет «Моё!» Он / она отмечает свою территорию, что является частью нормального развития малыша. Точно так же ребенок ожидает, что вы также установите для него / нее границы. Будьте готовы бороться с истериками! Он / она может отказаться садиться в коляску, привередничать в еде или бесконечно перебивать вас, когда вы гуляете с друзьями или заняты. Это все еще в основном о вашем ребенке.
Постарайтесь быть твердыми со своим малышом; четкие правила создают предсказуемую среду, а это, в свою очередь, позволяет ему / ей чувствовать себя в безопасности. Убедитесь, что вы говорите своему малышу, что любите его / ее. Он / она не знает этого автоматически и будет получать удовольствие от ваших объятий и поцелуев.
Подсказки
• Есть много способов вовлечь малыша в возрасте 1 года и 6 месяцев в повседневную работу. Он / она может помочь вам подготовить фасоль или положить нарезанную вами морковь в миску. Ваш малыш может положить белье в машину или помочь вам убрать крошки после перекуса. Он / она любит смотреть на вас, поэтому не торопитесь, чтобы показать ему / ей, что вы делаете.
• Покажите своему малышу, как делиться во время свиданий и научите, показывая ему / ей, как по очереди играть с игрушкой. Не расстраивайтесь, если ребенок по- прежнему эгоистичен, просто будьте последовательны, и он/ она скоро научится этому.
• Если ваш ребенок начинает играть более самостоятельно, оставьте его в покое. Нет нужды чувствовать себя виноватым, когда ребенок играет один и вполне этому доволен.
Познавательное развитие ребенка
Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии — часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке — классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.
Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.