Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Содержание:

Лечение задержки развития и роста плода

Современная медицина позволяет лечить многие патологии ЗВРП, поэтому очень важно вовремя выявить проблему. При небольшом отставании 1 степени необходимо наблюдение, это может быть временное явление и все восстановится

При прогрессировании проблемы, потребуется лечение препаратами, улучшающими маточно-плацентарный кровоток.Гинеколог может назначить:

  • Токолитические лекарства, расслабляющие матку: бета-адреномиметики и спазмолитики. Это могут быть таблетки, уколы и капельницы.
  • Инфузионную терапию глюкозой, кровезаменителями, снижающими вязкость крови. Препараты вливаются внутривенно.
  • Лекарства, улучшающие микроциркуляцию и обмен веществ в тканях. Обычно вводятся внутримышечно.
  • Витамины группы С, В, микроэл. магния и т.д. Вводятся внутримышечно.
  • Озонотерапию и кислородотерапию.

Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают

Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука

Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса

Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его

Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама

Внимание уже концентрируется дольше

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой

Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Пубертатный возраст (11-15 лет)

Психический кризис ребенка в пубертатный период для большинства семей представляет достаточно серьезную проблему. Резкие изменения растущего организма, обусловленные гормональными всплесками, повышенная нагрузка становятся спусковым механизмом для постоянной смены настроений подростка, утомляемости и неизбежных конфликтных ситуаций

Если в воспитании при прохождении предыдущих кризисов были допущены ошибки, все они вылезут и обратят на себя внимание именно в пубертатный период

Пубертат называют «болезнью роста», и как любую болезнь, ее надо перетерпеть, переждать. Ребенок мечется между двумя мирами – миром детских игр и развлечений и миром взрослых с его свободой, возможностями и непременными, не всегда приятными обязанностями. Задача родителей в этот период выступить в роли хороших друзей, выслушивать без резкой критики, делиться опытом без излишних назиданий, давать необходимую поддержку, если подросток о ней попросил.

Как рассчитать кризисную неделю от даты рождения

С помощью специальных онлайн калькуляторов можно рассчитать даты, на которые выпадут особенно кризисные моменты. Зная номера сложных недель, можно легко самостоятельно посчитать и составить свой календарь эмоциональных расстройств.

Интересно! Если ребенок родился раньше или позже срока, с разницей больше недели, тогда отсчет необходимо начинать не от дня рождения, а от предполагаемой даты родов, которую доктор ставил во время УЗИ.

Мамина поддержка

Календарь и симптомы скачков роста у грудничков помогут маме грамотно отделять тревожные сигналы недомогания от кризисов, связанных с развитием ребенка. Рассчитывая номера непростых недель, мама должна за первый день такой недели принимать не понедельник, а тот день, в который родился ребенок. Если малыш появился на свет в четверг, значит, с четверга по четверг будет длиться кризисная неделя.

Самыми напряженными считаются следующие номера недель:

  • 5;
  • 8;
  • 12;
  • 19;
  • 26;
  • 37;
  • 46

Принимая во внимание расчет критических периодов, мама сможет адекватно реагировать на внезапную смену настроения своего грудничка. Расшифровка поведения младенца облегчит  мамин труд в поисках лекарства от грусти и поможет ей самой успокоиться. Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие

Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие.

Четвертый скачок роста — освоение пространства

15–19-я недели

Лейтмотив: «Я понимаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;

  • не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;

  • может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.

Особенности поведения

Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.

Что делать родителям?

Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.

Совет психолога:

Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие

Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.

Почему скачки роста называют кризисами

Скачки роста у грудничков принято ассоциировать с кризисными периодами, так как дети сложно переживают изменения в своей жизни.

Для их неокрепшей нервной системы большую нагрузку представляет даже незначительная перемена внешних обстоятельств:

  • Смена часового пояса. Вне зависимости от продолжительности нахождения в нем.
  • Перемена погодных условий. Особенно сложно переживают ее метеозависимые дети.
  • Новое место жительства.
  • Смена климатических условий.
  • Корректировки привычного режима дня. Маленький человек замечает и остро реагирует даже на те изменения, которым родители вообще не придают значения, например, смена месторасположения детской кроватки.

Освоение нового навыка можно сравнить с очередным днем рождения ребенка, когда он заново познает детали окружающего мира. Недовольство подрастающего человека тем, что ему снова приходится подстраиваться под изменчивые обстоятельства, вполне объяснимо и обосновано.


В условиях кардинальной перестройки привычного уклада для грудничка источником стабильности является «его взрослый», чаще всего мать. Именно поэтому в кризисные моменты ребенок требует постоянного нахождения на руках родителей, так он может оставаться уверенным в том, что их эмоциональная связь осталась неизменной крепкой, несмотря на все второстепенные жизненные перемены.

Родителям в такие моменты важно помнить основную особенность развития детской психики и тела – «шаг назад – два шага вперед». Это означает, что своеобразный временный регресс становления личности, взросления маленького человека, спустя небольшое количество времени всегда сменяется существенным прогрессом

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем

Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру

Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 17 лет

Последний возрастной кризис у детей наступает примерно с 15 до 18 лет. Ребенок вступает во взрослую жизнь и начинает искать свое место в ней. В этот период, как правило, оканчивается учеба, предстоит нелегкий выбор в дальнейшей профессиональной деятельности, случаются первые серьезные романтические увлечения.

Кризис 17 лет обусловлен тем, что ребенок начинает пользоваться всеми теми навыками и качествами, которые он приобрел ранее, и укреплять позиции в социуме. Жизненно необходимо, чтобы у ребенка была поддержка семьи. Это поможет в период принятия важных решений, оградит от возможного чувства неполноценности, невостребованности. Если оставить нового взрослого человека самостоятельно разбираться со своими проблемами, это может привести к возникновению страхов, развитию асоциального поведения, неврозам и проблемам со здоровьем.

Возрастные кризисы важны, не нужно их бояться. Существует мнение, что если бы кризисы не были обнаружены, их необходимо было бы задать теоретически. Периоды кризиса у детей важны для их психологического становления. Заручившись поддержкой близких людей, ребенок без труда преодолевает себя и развивается в сильную, крепкую, интересную личность.

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Компания не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте womplanet.ru

Политика конфиденциальности персональных данных  Пользовательское Соглашение

Преодоление кризисов

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

уметь переключать внимание ребёнка;
ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
избегать «ярлыков»;
не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Примеры совместных игр и занятий

Мячик, прятки, салки, догонялки – любые виды подвижных игр помогут карапузу выплеснуть накопление ненужной энергии и отрицательных эмоций.

Разглядывание книг с яркими картинками, иллюстрациями. По желанию и возрастным возможностям можно научиться раскрашиванию.
Это своеобразная арт-терапия, оказывающая своеобразный успокоительный и расслабляющий эффект.

Ролевые игры. Так как возрастной кризис напрямую связан с психологическим развитием и, как следствие, самовосприятием себя в социуме, маленькому человечку будет полезна такая «развивашка». Это хороший способ привить правильные жизненные навыки, научить труду и помощи по дому.

Лепка с помощью кинетического песка, мягкого пластилина, соленого теста

Подобные занятия формируют мелкую моторику, способствуют развитию речи и концентрации внимание, способствуют расслаблению нервной системы и в результате значительно снижают раздражительность и недовольство.

Уход за домашними животными. Да, в таком возрасте ребенок еще не может полноценно убрать лоток за четвероногим, зато он вполне способен покормить рыбок с помощью мамы или насыпать корм пушистому любимцу под неукоснительным отцовским надзором

Такой подход формирует ответственное отношение к жизни и правильное восприятие окружающей действительности.

Советы маме и папе

После рождения малыша законы в семье меняются. Все вертится вокруг младенца, мама и папа вынуждены подстраиваться под режим дня своего любимого чада. Уже через несколько недель жизни карапуза жизнь начинает течь своим чередом. Казалось бы, все счастливы и довольны. Но тут наступает скачок роста и все переворачивается вверх дном.

Возможно, вам будет интересно: Что должны уметь дети в 2.2

Первое, что должны понимать родители, это то, что тяжело в кризис не только им. Малыш также страдает и не может контролировать свои эмоции

Маме и папе важно сохранять спокойствие, всем своим видом внушать своему чаду, что все хорошо. Это придаст младенцу уверенности и поможет пережить тяжелое время

Чем можно помочь крохе

Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:

  • Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
  • Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
  • Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
  • Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.

Занятия на фитболе

Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.

Данные ВОЗ

Несколько лет назад ВОЗ были выпущены новые нормы прибавок в росте детей в виде таблиц. Данные, которыми пользовались до этого, были собраны достаточно давно, и содержали информацию о малышах, которые питались смесью.

Исследования показали: малыши, которые получают молоко, растут и набирают вес немного медленнее, чем детки, которые питаются смесью. Появление же и распространение завышенных нормативов набора массы и роста вредно, поскольку такие высокие показатели могут способствовать перекармливанию малышей, получающих смесь.

Таблица роста

Рост новорожденного ребенка в таблице, составленной ВОЗ, отличается для девочек и для мальчиков. Таблица содержит несколько столбцов, в которых показан рост ребенка от очень низкого и до очень высокого. Как очень низкий, так и очень высокий рост встречаются достаточно редко и являются показанием для полноценного обследования ребенка, возможно, для выявления заболеваний и назначения лечения. Так, средний рост для девочек поставляет 46,1 см , очень низкий рост – 43,6 см , очень высокий рост– 54, 7 см . Те же данные для мальчиков составляют 49,9 см, 44,2 см и 55,66 см соответственно. ВОЗ собирала данных по доношенным детям, помимо анализа роста новорожденного ребенка, оценивалась также окружность головы и вес.

Сразу после рождения крохи врачи определяют соотношение роста и веса (этот параметр носит название « Индекс Кетле »). По нему врач судят о развитии ребенка до рождения: о том, достаточно ли он получал питательных веществ, хорошо ли развивался. Для определения индекса нужны вес и рост новорожденного ребенка, таблица с этими данными, по которой сверяют показатели. Вес новорожденного делят на рост, получается двузначное число (нормальным показателем является 60-70). Все это справедливо только для ребенка, который был доношен и рожден в срок. Для недоношенных деток показатели развития будут другими.

Особое внимание росту уделяется в течение первого года жизни малыша. Считается, что именно рост малыша больше, чем другие параметры, указывает на развитие ребенка, при расчете используют формулы, учитывающие возраст ребенка, рост, иногда – и вес. Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев

Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев.

Что влияет на рост ребенка?

Что влияет на рост? Прежде всего, наследственность: у высоких родителей дети уже в первый год жизни могут быть выше сверстников. Отставать же рост может из-за плохого питания (недостаточного, не по возрасту, несбалансированного), а также из-за некоторых возможных аномалий развития, установить которые может дополнительное обследование.

Итак, рост – это один из показателей развития малыша, который многое говорит как после рождения крохи, так и после него

Определить рост, точнее, соотнести рост и вес, важно, поэтому педиатр во время плановых помещений поликлиники обязательно замеряет рост и взвешивает малыша. Если рост отстает от показателей или опережает их незначительно, не стоит волноваться, это совершенно нормально. Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач

Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач.

И, конечно, не стоит забывать, что цифры – это хорошо, но самое главное – самочувствие малыша, его физическое развитие.

Статья по теме:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как проходят скачки роста по неделям до года

Таких скачков до года у ребенка происходит целых 8! До полутора лет он встретится еще с двумя. Все они закономерны и изучены в наше время. Каждый кризис характеризуется важными этапами в развитии малыша.

1 скачок — 5 недель

В этот период ребенок овладевает мимикой и учится улыбаться. Он внимательно рассматривает окружающие его вещи и откликается на прикосновения.

2 скачок — 8-9 недель

Ребенок начинает держать голову, рассматривает свои ручки и ножки. Любопытно рассматривает движущиеся предметы. Уже может держать игрушки. Появляются попытки сделать переворот. Кризисной и тяжелой является 8 неделя. С 9 недели кризис пойдет на спад. Уже на 10 неделю малыш становится спокойней.

3 скачок — 12 недель

Малыш начинает менее резко двигаться — его движения будто становятся плавнее. Он внимательно рассматривает пространство вокруг себя. Постепенно учится управлять своим голосом.

4 скачок — 15-19 недель

Начинает дотягиваться до предметов, находящихся в отдаленном положении. Имитирует новые звуки. Уже умеет совершать перевороты.

5 скачок — 23-26 недель

Ребенок начинает приподнимать корпус, отталкиваясь на вытянутые руки. Повышается его активность. Он начинает осознавать расстояние. Появляются первые попытки ползать.

6 скачок — 29-30 недель

Особенно развиваются тактильные ощущения. Малыша интересуют консистенции и текстура. Он пробует все на вкус и ощупь. Видит различия между предметами и их признаками.

7 скачок — 34-37 неделя

Ребенок пытается перемещать и складывать предметы. Он учится управляться сразу с несколькими вещами. Появляется простейшее понимание причинно-следственных связей.

8 скачок — 51-55 неделя

Ребенку исполняется годик. Он начинает импровизировать — появляется баловство, фантазирование. Ребенок сам учится находить решения в простых задачах. Он уже ходит. Понимает, что от него хотят.

После года до полутора лет вам с ребенком придется столкнуться еще с двумя кризисами — на 60-64 неделе и с 70 по 72 неделю. После предыдущих восьми скачков вы справитесь с ними гораздо легче.

Как быть родителям

Кризисы скачков роста у детей до 1 года доставляют немало дискомфорта его родителям. Постоянный плач и капризы ребенка могут сводить с ума. Главное, что нужно помнить — это скоро закончится. После кризиса наступают безоблачные деньки, в которые ребенок радует маму и папу своими новыми умениями.

В этот период лучше всего отказаться от своих дел и как можно больше дать заботы своему малышу. Пусть он чувствует ваше присутствие и поддержку. А с домашними делами пусть помогут ваши близкие.

Позаботьтесь также о своем отдыхе. Чем спокойнее будете вы, тем легче пройдет для вас этот кризис.

Не отказывайте ребенку в эти периоды быть на руках как можно чаще. Контакт «кожа к коже» очень успокаивает ребенка и заставляет его чувствовать себя в безопасности. Ваше тепло поможет ему пережить спокойней этот кризис.

Разговаривайте с ребенком. Голос мамы действует успокаивающе на малыша. Помогут как чтение сказок, так и исполнение колыбельных. Даже ласковый разговор успокоит ребенка.

Используйте слинг. Держать постоянно ребенка на руках может быть физически изнуряюще. В таких случаях может помочь слинг. Так ребенок будет с мамой, а ваши руки будут свободны.

«Так малыш развивается» — вспоминайте эту фразу, когда становится очень тяжело. Все, что сейчас происходит — часть прекрасного. Ваш ребенок становится смышленее, взрослее, умнее. Вспомните, как взрослые «капризничают» выходя из зоны комфорта. С ребенком происходит похожее. Он проходит большую трансформацию. Постарайтесь войти в положение. Когда вы знаете, отчего все капризы, они воспринимаются проще.

Отдыхайте вместе. Дневной сон можно провести вместе с ребенком, лежа рядом с ним. Такой отдых будет на пользу вам двоим.

Будьте рядом. Это не значит что нужно бросить абсолютно все свои дела из-за ребенка. Берите его с собой — на кухню, в магазин и т.д. Когда малыш видит маму, ему гораздо спокойнее.

Основным пунктом «программы» регулярных медицинских осмотров детей до года является измерение роста и веса ребенка и сравнение этих показателей с табличными

Обратите внимание, что это статистические данные, причем полученные преимущество для детей, вскармливаемых искусственными смесями

Кризис у ребенка одного года: возрастная психология формирования речи в период раннего детства

Речь человека формируется постепенно под воздействием его общения с людьми. У ребенка, как правило, наблюдается длительный период, когда его еще нельзя причислить к «говорящим» существам, но и невозможно уже сказать, что он не говорит. Его пассивный словарный запас в этот период, то есть те слова, которые он понимает, но не произносит, гораздо шире, чем активный.

Некоторые исследователи считают, что основной характеристикой кризиса первого года являются первые осознанные акты протеста у детей, связанные именно с трудностями, которые происходят в коммуникации в данный период.

Речь детей около 1 года отличается от речи взрослых. Она как бы уже существует, но ее звучание и внутреннее содержание сильно отличаются от того, что у взрослых зовется речью. Этот период называют «автономной речью» (автономная потому, что она создана по независимым собственным правилам). У этой детской речи существуют фонетические и смысловые отличия:

  • фонетические отличия. Редко ребенок начинает говорить сразу правильные слова. Зачастую у него существуют либо придуманные слова, либо какие-то видоизмененные части взрослой речи, которые он использует. Знаменитые «бо-бо» и «бибика» — типичные представители детской речи. При этом бывает много «авторских» слов, «неологизмов» — слов, которые изобрел конкретный ребенок;
  • смысловые различия. Значения слов, которые употребляет ребенок, часто не совпадают с нашими.

Один из знаменитых примеров, иллюстрирующих признаки кризиса первого года жизни, приводит Чарльз Дарвин, описывая своего внука. Мальчик, увидев утку на пруду, стал называть ее «уа» (очевидно, подражая тому, как ее называли взрослые). Затем тем же словом он начал называть всякую жидкость (по аналогии с водой, в которой плавала утка). После, играя с монетами, на которых была изображена птица, мальчик и монеты стал называть «уа» (ассоциативно связывая их с уткой). После этого и все круглые мелкие предметы, напоминающие монеты (пуговицы, медали), стали у него называться «уа». В итоге словом «уа» назывались утка, вода, мелкие предметы, а впоследствии и емкости для жидкостей. Все эти предметы не обозначаются одним словом у взрослых людей, и нужно знать конкретного ребенка, чтобы иметь возможность понимать его собственные слова. Что в конкретный момент ребенок называет словом «уа»? Это зависит от контекста, оттого, какой предмет находится в зоне видимости ребенка. Подобные картины могут наблюдать многие родители. Так, например, «кися» может обозначать кошку, меховые вещи, волосы и т.д. Описаны случаи, когда одно такое слово имело 11 значений.

Несложно понять те трудности, которые возникают у взрослых при общении с помощью такого вот необычного языка. При этом ребенок все еще остается очень беспомощным в бытовом плане, его потребности многообразны и сложны. А способы регулировать действия окружающих, еще столь несовершенны. В психологии отмечают, что кризис первого года жизни порождает большое напряжение у ребенка, которое часто заканчивается взрывом негативных чувств.

Кризис одного года как раз и приходится на этап расцвета автономной речи со всеми ее особенностями. Ребенок пытается регулировать свои отношения с окружающими с помощью нового инструмента и встречает на этом пути вполне ощутимые препятствия. Представьте себе, что в вашем распоряжении столь удивительная речь, где слов очень мало, где одно слово обозначает разные предметы, где вообще слова не имеют постоянного значения. Не так-то просто вам будет объясняться с окружающими.

Кризис семи лет

Кризисный период 7 лет наступает примерно с 6 до 8 лет. Еще недавний малыш продолжает взрослеть, ведь теперь в его жизни появляется школа, а значит новая нагрузка, опыт и ответственность. У ребенка возникает и укрепляется собственное мнение, переживания, которыми он обязательно должен делиться с близкими. Для этого необходимо обеспечить в семье дружелюбную, спокойную обстановку. Зная, что дома можно поделиться своими впечатлениями или тревогами, ребенок будет чувствовать уверенность в себе, спокойствие и поддержку. Отсутствие диалога может спровоцировать замкнутость ребенка и усугубить его переживания.

Роль воспитателя ответственности не стоит возлагать только лишь на школу. Ребенку нужно предложить на выбор круг домашних обязанностей, которые будет выполнять только он. Этот шаг поможет ребенку во взрослении и принятии по-настоящему серьезных решений.

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>

Кризис новорожденности

Для каждого малыша появление на свет – это начало большого и трудного пути. Он знакомится с окружающим миром, в котором все ново, незнакомо и конечно же его пугает

Очень важно, чтобы после рождения ребенка с ним рядом постоянно находился близкий человек, который будет помогать в преодолении кризиса первых дней жизни. Совершенно необязательно, хотя и желательно по многим причинам, чтобы этим человеком была мама

Роль помощника может выполнять отец, бабушка или другой родственник. Главное условие – постоянство. Именно этот человек должен выполнять функции по уходу за ребенком: кормление, купание, укладывание, брать на руки во время плача.

Возникающие близость и доверие имеют фундаментальное значение для правильного развития малыша, дарят успокоение, помогают наладить режим отдыха и питания. Ребенку достаточно невербального, тактильного общения, до того момента, как он крепнет и начинает и приобретать новые навыки – ползание и ходьба. Это случается ближе к первому году жизни и означает возникновение нового кризиса.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector