Развитие ребенка на первом году жизни
Содержание:
- Развитие девочки в 3 месяца
- Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
- Двенадцатый месяц
- Четвертый месяц
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Одиннадцатый месяц
- Таблица скачков роста у грудничков
- Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
- Физическое развитие ребенка в 1 месяц
- Развитие ребенка: первый месяц
- Четвертый месяц
- Отчего зависят нормы роста и веса ребенка
- Третий месяц
- Развитие ребенка в 5 месяцев
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Восемь месяцев
- Одиннадцатый месяц
Развитие девочки в 3 месяца
В три месяца время сна уменьшается до 15 часов, а это значит, что ребенок стал больше бодрствовать, он стал более активным
Малышка пока еще не обращает внимание на игрушки, ей интересно свое тело и она с удовольствием его изучает, разглядывает свои ножки и ручки, пробует на вкус, трогает ручками свое личико. Вы можете заметить, что ваша девочка стала больше улыбаться, ей все интересно, она подолгу разглядывает предметы в комнате, мамино лицо, прислушивается к звукам, разговору. Теперь ей совсем не нравится оставаться одной, поэтому как только вы отходите от кроватки, сразу крики
Теперь ей совсем не нравится оставаться одной, поэтому как только вы отходите от кроватки, сразу крики.
В три месяца желательно как можно чаще переворачивать малышку на животик, это поможет ей избавиться от образовавшихся в животике газов и она научится поднимать и держать головку. В три месяца девочка умеет:
- лежа на животе, держать голову не меньше 20 секунд;
- поворачиваться со спины набок;
- улыбаться, также она узнает родителей и близких;
- криком и плачем выражать недовольство;
- распознавать источник света и звука;
- если мам держит малышку над твердой опорой, она отталкивается ножками.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 3 месяца…
Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.
- Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
- Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
- Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
- Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
- Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц является своеобразным переходным моментом от младенчества к детству. Хотя это и условная граница, но большинство родителей ожидают о своих малышей куда больше, чем от одиннадцати месячного. Хотя развитие ребенка в этот период принимает немного другой оттенок, скорее всего, потому что к году малыш становится более самостоятельным, более взрослым, но именно после года начинается самое самое активное изучение себя и окружающего его мира, так скажем, развивается личность малыша.
В таком возрасте у малыша словарный запас увеличивается, он не только понимает много слов, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова. В чем же основные изменения:
- Малыши начинают ходить самостоятельно. Но не волнуйтесь если ваш малыш этого не делает. Дети до полутора лет могут ползать, это не отклонения, это нормальное развитие ребенка.
- Ребенок умеет приседать, чтобы взять игрушку. Может положить одну и взять другую. Дети хорошо запоминают где что лежит, поэтому они будут искать игрушку именно там, где ее оставили.
- Учатся самостоятельно перешагивать препятствия, сначала за ручку, потом сам.
- Кушает с ложечки, пьет из чашки, сам снимает и одевает носочки, шапочку.
- Если приучали к горшку, то малыш сам просится на него.
- Кушает ребенок пищу кусочками, даже если жевательные зубки не выросли, жует деснами, они очень твердые.
- Ребенок уже все понимает. Даже если родители думают что малыш не понимает, это не так. Он радуется, грустит и все переживает с мамой. Поэтому психологи не рекомендуют выяснять отношения при малыше. Он еще не умеет справляться с плохими эмоциями, это может нанести ему психологическую травму.
- Игры малыша становятся сложнее. Он может кормить куклу, садить на горшок игрушку.
Четвертый месяц
На этом месяце развития ребенка происходят быстрые изменения в психологическом и физическом плане:
- Уверенно держит голову. На животике или на ручках вертикально может следить за предметами или звуками, поворачивая голову.
- Лежа на животе упирается на локти. Некоторые малыши уже могут на выпрямленные ручки встать.
- С этого месяца Ваш малыш учиться переворачиваться с животика на спинку и обратно. Некоторые детишки уже передвигаются, переворачиваясь, или даже ползают по-пластунски! Помните, что оставлять ребенка без присмотра нельзя! Он может упасть. Лучше положите его на пол, там ему будет больше простора для его маневров и не сможет упасть.
- Уже осознано манипулирует с предметами, может взять игрушку и поиграть.
- Хорошо отличает своих близких.
- У ребенка развивается страх остаться без мамы, поэтому он Вас не отпускает. Уделяйте много внимания малышу и будьте терпимыми, этот период скоро пройдет.
- Внимательно прислушивается к звукам, у него появляются любимые игрушки, может любоваться своим отражением в зеркале.
- В речи появляются более внятные слоги. Вообще, можно сказать, что речевое развитие ребенка закладывается именно в первый год жизни.
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Одиннадцатый месяц
Малыш становится очень возбудительным, быстро переходит от смеха к плачу, даже порой одновременно может и плакать и смеяться. Настораживается в незнакомом месте, пугается при появлении нового человека. Все это нормальное развитие ребенка и родителей не должно беспокоить.
- Очень активно ребенок передвигается по комнатам. Малыш достаточно окреп, чтобы самостоятельно передвигаться. Может делать несколько шагов от одного родителя к другому или от предмета к маме.
- Продолжает развиваться навык самообслуживания. Пытается сам кушать из ложки, пить воду с чашки, пытается сам снять вещи и так далее. Можно надолго занять ребенка, дав ему ящик с одеждой. Самостоятельность необходимо поощрять. Детишки в этом возрасте любят когда их хвалят.
- В это время появляются первые осмысленные диалоги, понимает слова «да», «нет», «нельзя». Может помотать головой положительно и отрицательно.
- В это время родители лучше начинают понимать свое чадо, он показывает пальцем на предмет, его интересующий. В речи малыша появляются два-три четких слова. Чаще это «папа», «мама», «баба», и другие звучные слоги.
- Детишки хорошо начинают развивать навыки вежливого общения. Хорошо понимают жести «привет» и «пока», охотно машут ручкой. Хотя для них это и игра, но нужно всегда просить малыша поздороваться и попрощаться. Это закрепит положительную привычку.
Таблица скачков роста у грудничков
Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.
Таблица скачков роста у младенцев:
Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика |
1 | спокойный период | 17 | пик кризиса | 33 | спокойное время |
2 | 18 | отступающий кризис | 34 | наступающий кризис | |
3 | 19 | 35 | |||
4 | 20 | спокойная неделя | 36 | пик кризиса | |
5 | тяжелый кризис | 21 | благоприятный период для закрепления новых навыков | 37 | кризис отступает |
6 | хороший период для малыша | 22 | обычное время | 38 | развитие в обычном темпе |
7 | спокойная неделя | 23 | наступающий кризис | 39 | благоприятное время для становления малыша |
8 | пик кризиса | 24 | 40 | развитие в обычном темпе | |
9 | кризис отступает | 25 | 41 | ||
10 | благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений | 26 | пик кризиса | 42 | идущий кризис |
11 | обычное время | 27 | развитие в обычном темпе | 43 | |
12 | тяжелый кризис | 28 | 44 | кризис | |
13 | хороший период | 29 | 45 | кризис отступает | |
14 | спокойная неделя | 30 | 46 | ||
15 | наступающий кризис | 31 | хорошее время для младенца | 47 | спокойные недели |
16 | 32 | спокойная неделя | 48 |
На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.
В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.
Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.
В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.
Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.
На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.
Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.
Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.
Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.
Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.
В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.
Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.
Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален
Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.
На время наступления скачка роста влияют такие факторы:
- приобретенные и врожденные болезни;
- крепость иммунитета;
- особенности питания;
- занятия родителей с ребенком.
Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним
Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения
Педиатры дают такие рекомендации родителям:
- часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
- делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
- когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
- развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
- над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
- повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
- кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
В первый месяц развитие ребенка происходит достаточно стремительно: рост ребенка увеличивается в среднем на 2-3 см, а вес на 600 г. Однако, это усредненные показатели, и развитие каждого малыша индивидуально. Но всё-таки есть границы нормы, при выходе за которые, следует обратиться к врачу.
Для отслеживания изменений в развитии новорожденного используется расчет нормы веса и роста ребенка по месяцам согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Эти показатели характеризуют здоровье и уровень физического развития малыша.
Ниже представлены нормы физического развития для месячного малыша в зависимости от пола. Насторожить должны сильные отклонения от данных показателей.
Физические показатели развития месячного ребенка приведены в следующей таблице.
Показатель | Мальчики в 1-2 месяца | Девочки в 1-2 месяца | Среднее значение в 1 месяц |
Вес | 3400-5800 г | 3200-5500 г | 4200-4500 г |
Рост | 50,8-58,5 см | 49,8-57,6 см | 53,7-54,7 см |
Окружность головы | 34,9-39,6 см | 34,2-38,9 см | 36,5-37,3 см |
Окружность грудной клетки | 34,1-38,9 см | 34-38,1 см | 36,1-36,5 см |
Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.
Развитие ребенка: первый месяц
-
Первое, что удивляет обычно неопытных родителей – это большая голова малютки. Это – нормально.
-
Ручки и ножки малыша в первый месяц жизни согнуты, кулачки сжаты. Врачи такое состояние называют флексорной позой.
-
Тело новорожденного обычно покрыто пушковыми волосиками – лануго. С течением времени они исчезнут сами – «вываляются».
-
Ногти малыша на пальцах рук и ножек доходят до края пальца, а иногда и длиннее.
-
Брови и ресницы у большинства новорожденных плохо развиты, на лице отчетливо видны белые точки – так называемые милии.
-
Цвет глаз у всех новорожденных – серо-голубой.
-
Дыхание у новорожденных частое – до 60 вдохов-выдохов в минуту, сердцебиение – 140-160 ударов в минуту.
Четвертый месяц
Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.
Таким образом, кроха может:
- Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
- Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
- Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
- Самостоятельно трясти погремушку;
- Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
- Поддерживать бутылочку при кормлении;
- Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
- Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
- Различать яркие цвета и чистые оттенки;
- Складывать ладошки и хлопать. Кстати, научить ребенка хлопать в ладоши поможет старая игра в ладушки.
Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.
Отчего зависят нормы роста и веса ребенка
Конечно, развитие каждого ребенка индивидуально, детки могут быть аппетитными пухликами или тонкими тростинками, но все же Всемирная Организация Здравоохранения не зря придумала и утвердила некоторые нормы роста и веса. И тем более, соотношение этих показателей может сказать о правильном и гармоничном физическом развитии ребенка.
Чаще всего параметры роста и веса малыша зависят от следующих факторов:
- На каком вскармливании находился (находится) ребенок — грудное или искусственное;
- Количество потребляемой пищи на данный момент;
- Врожденные или наследственные заболевания (например, проблемы с сердцем, ЖКТ, щитовидкой);
- Пол ребенка;
- Физическая активность ребенка.
В первые месяцы жизни идет активный набор массы тела маленького человечка и увеличение роста. Эти два параметра могут увеличиваться несоизмеримо, но если отклонения являются незначительными по сравнению с параметрами от ВОЗ, при этом ребенка ничего не беспокоит, он активный и хорошо кушает, то и волноваться не стоит. Кроме того, нельзя забывать и о наследственности, ведь, если хотя бы один из родителей высокого роста или имеет лишний вес, то и у ребенка есть все шансы стать «бутузом».
А вот серьезные отклонения от норм веса и роста необходимо обсуждать с врачом. Причинами могут быть как временные трудности (например, простуда), так и более серьезные нарушения (эндокринные заболевания, врожденные пороки).
Каковы нормы веса и роста по ВОЗ
Гармоничное развитие грудничка определяется не только показателями роста или веса, а скорее всего их соотношением. Так. общепринятыми нормами для новорожденного являются показатели веса от 2400 г до 4300 (первое значение — минимальное для девочки, второе — максимальное для мальчика).
На первой неделе жизни кроха теряет вес примерно на 7% от первоначальной массы (происходит адаптация к внешней среде), поэтому родителям не стоит волноваться, так как это нормальный физиологический процесс.
В целом в первые 6 месяцев жизни малыш должен набирать ежемесячно от 650 до 800 г веса, так как происходит активный рост и укрепление организма.
Ну а после 6 месяцев и до года кроха набирает по 350-600 г ежемесячно.
Как рассчитать норму веса и роста ребенка — формула
Для расчета оптимального значения веса ребенка с рождения и до 6 месяцев, воспользуйтесь формулой:
m + 800 * N, где m — масса ребенка в момент рождения (кг), N – число месяцев в период расчета.
После полугода формула расчета нормы веса меняется:
m + 800 * 6 + 400 * (N-6), где m — вес ребенка в момент рождения (кг), (800 * 6 )– вес, который ребенок должен был в идеале приобрести за первые полгода, N — число месяцев после полугода.
Третий месяц
При правильном развитии в этот период наблюдаются следующие изменения:
- удлиняются периоды бодрствования между сном до 1,5 часов, дневной сон укорачивается, а ночной увеличивается;
- активно переворачивается со спины на бочок, делает попытки приподняться на локтях, долго удерживает голову, а в вертикальном положении поворачивает ее в разные стороны, в зависимости от положения интересного предмета, источника света или звука;
- активно общается с окружающими с помощью звукопроизношения и мимики, криком и плачем дает понять о дискомфорте;
- расправленными ладошками захватывает предмет и тянет его в рот для исследования.
Развитие ребенка в 5 месяцев
Пятимесячный ребенок очень подвижен: ему все интересно, потому окружающие предметы вне зависимости от их цвета или формы вызывают у него неподдельный восторг. Более того, малыш хочет все попробовать на вкус.
Вес ребенка в течение пятого месяца увеличивается примерно на 700 г, а рост ребенка от рождения к пятому месяцу становится больше на 15 см. Стоит отметить, что с каждым месяцем кроха растет медленнее, но у каждого младенца программа развития достаточно индивидуальная.
Пятимесячный ребенок уже не просто держит головку или двигает конечностями, он делает упражнения. «Аэроплан» является его любимым упражнением из всех: лежа на животике, кроха поднимает и вытягивает головку, разводит в стороны ручки и поднимает ножки немного вверх. Для малыша это не просто обычное, а интересное занятие.
Одним из любимых упражнений крохи является также «мостик»: чадо упирается головкой и ступнями в твердое основание и приподнимает туловище и таз, образуя дугу.
Особый интерес карапуз проявляет к погремушкам: их звуки привлекают внимание ребенка, он начинает рассматривать, изучать предметы. Что касается бодрствования, то этот период значительно увеличивается: малыш просыпается достаточно рано, хочет, чтобы с ним поиграли
Если ваши биоритмы не совсем совпадают с предпочтениями крохи, можете положить несколько мягких игрушек к нему в кроватку, что даст вам возможность поспать дольше
Что касается бодрствования, то этот период значительно увеличивается: малыш просыпается достаточно рано, хочет, чтобы с ним поиграли. Если ваши биоритмы не совсем совпадают с предпочтениями крохи, можете положить несколько мягких игрушек к нему в кроватку, что даст вам возможность поспать дольше.
Общение в жизни пятимесячного малыша занимает одно из самых важных мест: он аукает и пищит, делает все возможное, чтобы привлечь к себе внимание. Следует чаще говорить с ребенком, рассказывать ему об окружающем мире, петь песенки, называть отдельные предметы
В пять месяцев кроха уже не косит глазами, а четко фиксирует свой взгляд. Если младенец продолжает косить, стоит обратиться к детскому окулисту и проконсультироваться у педиатра. Возможно, ему назначат специальную гимнастику для глазок.
Пятимесячные детки отлично различают своих и чужих, так как зрительная память у них уже развита достаточно хорошо. В то же время при долгом отсутствии кого-то из близких, малыш может забыть его лицо и после длительного перерыва с первого взгляда не узнать. Интересно наблюдать за тем, как кроха изучает себя в зеркале: он не совсем понимает, кто перед ним появился, но со временем в отражении начнет себя узнавать.
Подводите итоги по развитию ребенка каждый месяц. Если ваш ребенок не успел чему-то научиться – уделите больше внимания упражнениям, которые вы найдете в каждой отдельной статье про развитие ребенка по месяцам до года.
Читайте полностью: Развитие ребенка по месяцам : Что умеет ребенок в 5 месяцев
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Восемь месяцев
Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.
Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.
Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>