Можно ли бить ребенка: правила для мамы и папы

Нормально ли, если ребенка иногда хочется ударить?

Обычно, мысли о том, чтобы отшлепать малыша, посещают родителей 2-3 – летних деток

На момент достижения этого возраста ребенок обычно преодолевает период формирования личности, максимально поглощает имеющуюся информацию, обнаруживает многочисленные новшества, и, что наиболее важно, испытывает рамки допустимого

Конечно же процесс расширения кругозора не может протекать гладко, без трудностей. Ведь именно благодаря методу проб и ошибок ребенок приобретает определенный багаж знаний. Его знакомство с окружающим миром еще только устанавливается. Ему не терпится почувствовать новые ощущения, несмотря на возможный риск для его жизни и здоровья.

Вместе с этим каждый нормальный родитель старается оградить малыша от вероятных опасностей, предотвратить появление ушибов, развитие болезней. Поэтому нарушение душевного равновесия на фоне опасных для ребенка моментов вполне естественно и всем знакомо.

Дети 2-х-3-х-летнего возраста еще не воспринимают осознанно пределы дозволенного, поэтому пытаются разными путями их найти и “прощупать”. Зачастую они делают это экспериментальным путем на основании реакции мамы и папы на их вредные поступки.

Любопытный факт, но до момента достижения возраста подростка, детям свойственно быть эгоистами и пытаться манипулировать кем-либо из окружения.

Совокупность всех этих моментов поведения ребенка может спровоцировать вспышки гнева даже у самого спокойного, милого, обожающего родителя.

«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Ребенок прощупывает границы

Малыш растет, познает мир, и ему нужно все попробовать и познать. С помощью агрессивного поведения он учится понимать, что хорошо, а что плохо. Если кроха на детской площадке ударил девочку, почему он не может ударить и маму, когда она ругается или что-то не разрешает делать? 

В этой ситуации детские психологи советуют разговаривать с драчуном, объяснять, что бить и кусать других людей недопустимо. Не стоит хватать кроху за руки, бить или щипать в ответ, ставить в угол. Таким поведением вы спровоцируете еще больший приступ агрессии. Жесткий запрет («Я запрещаю бить маму или папу») может привести к тому, что ребенок начнет наказывать себя.

Обычно дети грызут ногти, вырывают себе волосы, ставят сами себе синяки, даже бьются головой об стенку. Заставлять держать эмоции при себе нельзя, иначе это может негативно отразиться на неокрепшей психике ребенка. Но как научить малыша выплескивать негатив, и при этом донести, что родителей нельзя бить? Дошкольники хорошо чувствуют эмоции, которые испытывают мама с папой. Например, с помощью мимики мама может показать, что она недовольна и расстроена. Только это нужно делать искренне, по-настоящему выражать свои эмоции, а не играть роль. 

Дурной пример заразителен

Более того, ребенок может сам  не быть объектом агрессии. Достаточно того, что он стал ее свидетелем. Еще в начале шестидесятых годов прошлого века был проведен эксперимент, вошедший в историю под названием «Эксперимент с куклой Бобо»: психологи  Альберт Бандура вместе со своими коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс  собрали мальчиков и девочек со средним уровнем агрессии и поделили на две группы. Одна из них видела, как взрослый человек проявляет агрессию по отношению к кукле, куратор второй группы вел себя более естественно. Малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, достаточно быстро начали копировать именно эту модель поведения, причем агрессия в их проявлении была более сильной, чем у образца для подражания.

В то же время выяснили, что, если агрессора отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок осознает, что так делать нельзя.

Наказываем, но правильно!

Так можно ли бить ребенка в целях воспитания? Конечно же, лучше этого не делать. Правда, отказ от применения физических «аргументов» в общении с малышом или подростком совсем не означает, что необходимо полностью отказываться от такой эффективной меры, как дисциплинарное воздействие.

Если чадо совершило довольно серьезный проступок, родителям следует предпринимать определенные шаги. В противном случае повторения недостойного поведения не избежать. А бороться с таким массовым явлением «баловства» будет очень сложно.

Для начала, прежде чем наказывать, необходимо выяснить мотив совершенного поступка. Вполне вероятно, что причина поломки телефона или фотоаппарата — не желание испортить дорогую вещь, а постараться изучить ее строение

Наказания можно избежать, важно просто поговорить с ребенком. Объяснить ему ценность испорченной вещи

Если малыш слишком агрессивен, допустимо оставить его в комнате одного — без игрушек, компьютера или книг — всего на несколько минут. Это называется методом тайм-аута. Правда, недопустимо оставлять деток в темной комнате или чулане.

Можно ли бить ребенка в целях воспитания? Все-таки нет. Можно лишить ребенка какого-то удовольствия

Только для начала разобраться, что для него это по-настоящему важно. Для маленького карапуза подойдет запрет смотреть мультики. Для ребенка постарше — общение со сверстниками

Для ребенка постарше — общение со сверстниками.

Метод эмоционального воздействия. Многие детишки не осознают в силу возраста, что своими плохими поступками они делают очень больно маме и папе. Можно показать, насколько расстроило родителей поведение чада.

Следует приучать детишек нести ответственность за поступки. Например, разукрасил красками стол или стул — надо все отмыть. Получил в школе плохую оценку — все выучить и исправить. Для многих деток такие методы и карательными не назовешь. Наоборот, у них со временем начинает формироваться ответственное поведение.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешена.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние)

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Причины рукоприкладства, и как с ними работать

Возможны два варианта:

  1. Телесное наказание. Родитель считает, что есть ситуации, когда нужно бить детей для их же пользы в воспитательных целях. Это своего рода правило, которое соблюдается с постоянством.
  2. Рукоприкладство. Родитель считает, что бить детей нехорошо, но в некоторых ситуациях теряет контроль, терпение или просто не знает, как поступить иначе.

У каждого варианта ярче проявляются разные неблагоприятные последствия, о которых я рассказала выше.

Задаваясь вопросом о том, можно ли бить ребёнка в целях воспитания, осознать, что побои неприемлемы, — половина дела. Часто родители понимают, что бить детей не нужно. Но в полевых условиях что-то идёт не так: шлепки, подзатыльники и пощёчины применяются не для, а почему. Это способ выплеснуть гнев или раздражение, потому что не удалось найти более зрелого аргумента.

Рассмотрим причины, по которым родители применяют телесное наказание и рукоприкладство, и способы свести их на нет.

Нестабильность взрослого. Чаще срываются взрослые, которых самих в детстве били. Которые в раннем детстве впитали побои как допустимую норму и не имели возможностей в достаточной степени прожить собственные эмоции: взаимодействовать, управлять, понимать, рефлексировать. Такие непрожитые травмы приводят к тому, что родитель не очень хорошо справляется с эмоциями в трудные моменты. И когда возникает сложный момент в воспитании, у мамы или папы просто нет достаточных ресурсов зрелой личности.

В этом случае проблемы воспитания — дополнительный повод заняться собой, найти варианты самопомощи или помощи психолога.

Нестабильность требований. Часто не могут сдержаться родители, у которых ресурс личности достаточный, но не хватает воспитательных навыков. Тогда срывы в физическое воздействие связаны со сложной ситуацией, создаваемой нестабильностью требований.

Ребёнку сложно управлять своим поведением, если что-то было можно, а потом стало нельзя. Или что-то нельзя было спокойно, а потом стало нельзя неспокойно. Нестабильность требований проявляется по-разному. Это может быть лишнее разнообразие в реакциях и правилах и требования, на которых мама или папа настаивает до конца. Или «нельзя», которое не отменить, чередующееся с запретами. Или когда через полчаса детской истерики запреты меняются на позволения.

Как это может выглядеть в жизни:

  • Понедельник: «Я дам десерт только после обеда».
  • Вторник: «Сколько можно говорить, что десерт после обеда! Прекрати ныть, а то получишь по попе!»
  • Утро среды: «Если подождёшь спокойно, пока я делаю уборку, я дам тебе десерт».
  • Четверг: «Да сколько можно ныть?! Ты издеваешься? Десерт только после обеда!»
  • В пятницу мама вместо сердитых отповедей шлёпает ноющего просителя десерта: «Чего ты зря плачешь? Вот я тебя накажу, чтобы было о чём плакать!»

Такой подход дезориентирует ребёнка — ему нужны чёткие и стабильные границы и правила. Если они плавают, становится гораздо тяжелее их понять, и потому гораздо тревожнее. Применение физических наказаний ситуацию только ухудшает. Мало того, что не получается разобраться, чего от меня хотят и как это дать, так ещё и больно, страшно, обидно и вместо утешающих и поддерживающих — рассерженная мама или гневный папа.

Какими могут быть последствия травмы?

В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.

Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.

«Не хватает терпения»

Этот призыв больше подходит уже тем мамам и папам, которые действительно обладают серьезным уровнем терпения и перепробовали многое в попытке обуздать поведение своего чада. Для них акт наказания — это проявление отчаяния, которое не находит другого выхода. Иногда такие родители бить ребенка толком не умеют — у них это выходит каким-то смазанным и неэффективным.

В этом случае оптимально обращение к психологу, психиатру, невропатологу, которые могли бы в индивидуальном порядке дать консультацию, объяснить поведение дитя, рассказать на примерах, как лучше добиваться от него желаемого.

В некоторых случаях не исключено, что затягивать с обращением к врачу не стоит. Так бывает, что родители могут видеть, что с ребенком серьезные проблемы, решить которые они не в силах и не знают как. Но вместе с тем стыд и вина мешают обратиться им к специалисту. Самостоятельно они готовы перепробовать тысячи средств, вычитывая их в различных умных книгах и интернете, но результата они не дают. Тогда бессилие, страх перед разоблачением могут превратиться в агрессию по отношению к ребенку. Избиваемый, но непонятый он продолжает оставаться со своими проблемами один на один до тех пор, пока что-то не подтолкнет его родителя к привлечению опытных людей со стороны.

Кроме того, терпение лучше всего оттачивается в тех случаях, когда родители способны делиться своими проблемами и обмениваться опытом. Различные родительские курсы станут площадкой для этого. Часто причинами гнева и агрессии в отношении дитя могут быть незначительные поводы, которые можно обсудить в кругу таких же несчастных и обеспокоенных мам и пап. Как правило, если делиться ситуациями, то успокоить свою душу и нервы бывает гораздо легче.

Малышу не хватает внимания

Если в семье принято вежливо и уважительно относиться друг к другу, но маленький разбойник продолжает бить родителей, нужно проанализировать, хватает ли ему внимания взрослых. Например, малыш просит маму порисовать или почитать, а она разговаривает по телефону с подругой или готовит обед. «Не мешай, посмотри лучше мультики», «Неужели не видишь, что я занята?»

Кроха не получает необходимой порции внимания от родителей и готов к любым действиям, лишь бы мама с папой обратили на него внимание. 

Что нужно делать родителям? Вы должны понять, что дошкольники нуждаются не только в базовых потребностях, которые могут дать взрослые (покормить, искупать, причесать, одеть, уложить спать). Оторвитесь от своих, безусловно, очень важных дел и проведите время с ребенком. В конце концов, нет ничего важнее, чем искреннее общение с малышом. Можно придумать столько интересных занятий: вместе лепить, рисовать, организовать кукольный театр, устроить показ мод или поиграть в ремонтную мастерскую. Главное, чтобы вы занимались с малышом искренне, с желанием, а не потому, что «так надо».

Статья за жестокое обращение с детьми

Наказание за жестокое обращение с ребенком неминуемо. Любые насильственные действия, которые причиняют физическую боль, предусматривают штраф до 30 тыс. руб., арест до 15 суток, обязательные работы до 120 часов. Ответственность за побои из хулиганских побуждений:

  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы до 1 года;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 2 лет.

Если ребенку причинены телесные повреждения, пусть даже и легкие, то ответственность существеннее. Применяемые статьи УК РФ в этом случае зависят от тяжести повреждений. Степень тяжести телесных повреждений (внешних и внутренних) определяется на основании заключения судебно-медицинского эксперта.

Умышленное причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему путем систематического нанесения побоев, насильственных действий наказывается по ст. 117 УК РФ. Мера наказания – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Помимо ответственности за боль, истязания, причинение вреда здоровью ребенка его родители или законные представители несут ответственность за жестокое обращение. За это предусмотрено наказание:

  • штраф до 100 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до года;
  • обязательные работы до 440 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью до 5 лет.

Как отучить ребенка бить себя

Чаще всего родителя сами могут справиться с агрессивным состояние ребенка. Но могут быть и случаи, когда требуется вмешательство специалиста

Важно обычный каприз не перепутать с закладывающимся заболеванием

Методы отучить ребенка бить себя

• Поддерживать контакт. Для ребенка самое главное на этапе взросления связь с родителями. Ваш ребенок вам доверяет? А вы даете ему возможность откровенничать с вами и не быть за это наказанным?

• Ваше неравнодушное спокойствие на агрессию ребенка. Постарайтесь соблюдать спокойствие рядом с орущим ребенком. Попытайтесь поговорить с ним и прояснить ситуацию. Не ругайте и не кричите.

• Не поддавайтесь ребенку в капризах. То есть, если вы сказали, что так нельзя, а после истерики сказали, что можно – ребенок делает вывод: он себя побил, покричал, добился своего. Значит это работает с вами и случится еще не раз. Опять же постарайтесь объяснить ему, почему именно так нельзя, но обязательно предложите альтернативу.

Чаще разговаривайте со своими детьми. У ребенка должно войти в привычку делиться с вами своими проблемами и переживаниями

Создайте в семье атмосферу поддержки и доверия, и, что немаловажно, справедливости к ребенку

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.

Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого. 

Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это

Что относится к физическим наказаниям?

Физические наказания это не только использование ремня или хлопков по попе и другим частям тела.

Сюда также относятся и такие моменты, как насильственное кормление или наказание в углу. В любом случае взрослым преследуется цель – причинить ребенку боль, лишний раз показать малышу власть над ним.

Чаще всего физическому наказанию подвергаются дети в возрасте до 4 лет, которые еще не могут дать противостояние, а также спросить: «за что?»;

Физические наказания влекут новую волну непослушания от малыша и использование физических методов становится регулярным, что вредит психике и портит атмосферу в семье.

Бить ли ребенка по рукам

Педагоги и психологи утверждают, что применение насилия в воспитании ребенка не допустимо, так как это разрушает его мировоззрение и воспитывает в нем страх и жестокость. Но многие родители или из –за своего бессилия или отсутствия опыта все же прибегают к данным мерам. Бить ли ребенка по рукам, многие родители все же сомневаются и ищут ответы на данный метод воспитания.

Педагогика утверждает и доказывает, что бить ребенка по рукам в целях воспитания нельзя потому что:

  • используя порку в качестве воспитания ребенок чувствует себя угнетенным и не всегда понимает за что получил наказание
  • у ребенка возникает страх перед родителями, но не уважение
  • если бить ли ребенка по рукам, то развивается жестокость в характере и поведении ребенка
  • ребенок становится драчливее и конфликтнее, в своих межличностных отношениях начинает использовать те же методы общения, что и вы
  • в результате воспитания при помощи насилия подростковый возраст проходит намного сложнее и не редко с последствиями, которые приходится потом исправлять всю жизнь
  • если бить ли ребенка по рукам, то он может замкнуться и потерять доверие к родителям, нарушаются тесные отношения между ребенком и родителем
  • ребенок начинает искать сожаления и понимания на стороне и не всегда это приводит к хорошим последствиям.

Родителей в студию!

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.

Что делать, если альтернативные методы не работают

Альтернативные методы заработают не сразу, к этому нужно быть готовым. И чем глубже корни проблемы, чем чаще родитель наказывал ребёнка телесно, тем больше времени понадобится и взрослому, и малышу, чтобы перестроиться. Привыкнуть к новой стратегии разрешения разногласий.

Сначала обоим будет сложно. Но если родитель будет работать над собой, своим подходом к воспитанию и учиться слышать своего малыша — со временем получится прийти к гармонии и понять причины действий ребёнка.

Однако если родитель видит, что время идёт, но изменений в лучшую сторону нет, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу. В некоторых случаях — посетить психолога, психотерапевта и самому. Это поможет разобраться в проблеме с большей вероятностью успеха и не потерять время на долгое самостоятельное распутывание своих внутриличностных конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector