Ребенок-лидер в семье, в классе, в детском саду. как воспитать ребёнка лидером?

Похвала похвале рознь

Да, детей необходимо хвалить. Первые годы своей жизни они вообще все делают только ради того, чтобы понравиться своим родителям

Но очень важно во всем соблюдать меру, в том числе и в похвале

Ребенок должен быть вознагражден за свои старания, но не следует выражать бурный восторг по малейшему поводу. Это уменьшает ценность похвалы, даже постепенно сводит ее на нет. И тем более сокрушительным окажется удар, когда выпорхнувший из-под материнского крыла птенец вдруг столкнется с реальным миром и осознает, насколько его звездность и гениальность были завышены. «Спасибо» он вам точно за это не скажет.

Кто такой лидер?

Лидер это не тот, у кого все получается, вовсе нет. Это человек, за которым пойдут другие, несмотря на предыдущие результаты его действий. Ребенок лидер уже в детстве собирает вокруг себя деток, он всегда находится в центре, знает многое о каждом и даже иногда группе именно он задает цель и прокладывает путь.

Если раньше такие качества считались зазнайством, то в наше время это конкурентоспособность, позволяющая получить более комфортное место в жизни. Дети лидеры умеют ставить себя в обществе, руководить окружающими и находить наиболее выгодное положение. Врожденно такие качества есть не у всех, но при этом их вполне можно воспитать, научив малыша правильно думать и оценивать ситуацию.

Лидер в ребёнке девочке и ребёнке мальчике

Лидер мальчик – это сын, муж и защитник. Поэтому у него проявляются мужская лидерская позиция. Они настойчивы и упорны. Добиваются своих целей, преодолевая любые трудности. Им нужно позволять рисковать, но в разумных пределах. Обязательно нужно приучать сына и поощрять его стремление выполнять мужскую работу по дому. Необходимо прививать чувство ответственности.

В наше время нет разницы в воспитании лидеров мальчиков и девочек. Они успешны в бизнесе и в спорте одинаково. Их с детства приучают к стойкости, умению постоять за себя, быть лучше других, всегда находиться на высоте. Но всё же девочка – это дочь, мать, жена. Она должна быть привлекательна, женственна, гармонична, воспитана, красива, добра. Она уверенна в себе, уважает себя и любит. Если всё это ей вложили с детства, то позже в этом она заставит убедиться всех.

Причины возникновения аутсайдеров

Объект или субъект, который находится своим содержанием и своей формой вне критерий объектов или субъектов, которые относятся к категории/группе инсайдеров в определенном пространстве и времени.

Легко понять, что ситуация отвержения для ребенка выступает источником психической травмы, а иногда и провоцирует неадекватным формы компенсации. Именно аутсайдеры имеют изрядный сегмент «клиентуры» школьных психологов, так как нуждаются в различных формах психологической помощи. Подходя к решению данной проблемы, психолог стремится обычно вначале разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение этого ребенка в эту малодостойную нишу. Редко бывает, чтобы ребенок был абсолютно незаслуженно отвергаем. Его черты, которые являются недостатками в глазах сверстников, обычно выявить не составляет труда. Поэтому следующий этап — коррекция. За счет преодоления недостатков ставят задачу смыть клеймо изгоя с ребенка и перевести его в достойный статус. К сожалению, это получается далеко не всегда. А причина этому в том, что для психологического равновесия группе эта ниша необходима заполненной. И если получается вырвать из нее одного, то в нее рано или поздно будет втиснут кто-нибудь другой.

Мы постарались дать наиболее полное определение и понятие термина аутсайдеры, раскрыть его особенности

Уверенность в себе и мнении близких

Основное умение, которое нужно развить в малыше – уверенность в себе и в том, что его всегда поддержат. Никогда нельзя на людях показывать ребенку, что родители не придерживаются его точки зрения, что осуждают его поступки. В случае, когда он натворил что-то из ряда вон выходящее, стоит запомнить простой алгоритм действий: «Сначала решаем вместе проблему на людях, потом наказываем наедине». То есть – разбитые зеркала в школьном коридоре мячом, молча с ребенком, чинятся и устанавливаются, а потом уже дома в тишине и спокойствии обсуждается, насколько он был не прав. Такое поведение родителей, разовьет понимание крепкого тыла, что даже в самом худшем случае найдутся те, кто ему поможет.

Для того чтобы воспитать уверенность в себе, надо позволить заниматься сначала тем что получается и дать добиться успеха. Потом вместе преодолеть задачи, сложные на первый взгляд, при этом не делать что-то за ребенка, а помочь ему найти выход самому, сделать ошибки, в них разобраться и понять, что делать дальше.

Соревнование и умение управлять

Фактор, который очень важен для лидера – соревнование. Причем нужно научиться не только побеждать, но и достойно принимать поражение, как ступень к дальнейшим успехам. Соревноваться можно по любому поводу, от того, кто из детей получит лучшие оценки, до того, кто быстрее уберется в комнате. Конечно, лидеру надо давать побеждать, но не стоит забывать о взрослом отношении к этому делу – не поддавайтесь слишком часто. Всегда надо показывать пример, но это не должен быть соседний мальчик, отлично играющий на скрипке, а более четкая личность, добившаяся в своей жизни многого.

Умение управлять для ребенка лидера также важно, как и побеждать. Для начала можно просто попросить его организовать что-то простое, например, обед с помощью домочадцев

Это позволит приобрести уверенность в себе. Нужно поощрять участие в школьных и общих делах, хвалить и подсказывать.

семь главных ошибок родителей

1. Мы не даем детям испытать вкус риска

Так уж устроено большинство: мы привыкли думать, что нас окружает враждебный мир, полный опасностей. И с «младых ногтей» вольно или невольно, осознанно или бессознательно мы внушаем это своим детям. Напичканные новостями из самых разных средств информации, мы панически боимся потерять детей и окружаем их непробиваемой стеной заботы. Стеной, за которой они не могут разглядеть реальный мир, не могут его понять, «пощупать», с ним познакомиться.

Но полное исключение из жизни ребенка риска, даже обоснованного — это очень плохо! Если говорить образно, надо обязательно давать детям возможность «обдирать коленки». Дайте ребенку упасть, споткнуться, обжечься, разочароваться. Дайте ему почувствовать источник опасности, чтобы он в дальнейшем мог его распознать. Пусть ваш сын или ваша дочь обретет эмоциональную зрелость, переживая горечь предательства, неразделенную юношескую любовь, несправедливое отношение. Пусть они пройдут этот путь самостоятельно! Да, с вашей молчаливой поддержкой, но без вашей вездесущей опеки и «умных» (на ваш взгляд) советов.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ

2. Мы слишком быстро приходим на помощь

Вспомните вашу реакцию на просьбу о помощи вашего ребенка. Ведь чаще всего, вы, оставив свои дела, незамедлительно бросаетесь спасать свое чадо, верно? Даже если ему уже далеко за 18 :). Что уж говорить о более младшем возрасте! В результате у молодых людей последних поколений нет самых элементарных, а иногда и жизненно необходимых навыков. Да и зачем они: ведь только крикнул «help, help!», как родители уже рядом и решают твои проблемы за тебя. Такая «скорая помощь» как нельзя лучше иллюстрирует знаменитую поговорку «добрыми намерениями выложена дорога в ад». Да-да, все очень серьезно! Делая подобную «медвежью услугу» своему ребенку, вы лишаете его возможности учиться выходить из сложных ситуаций самостоятельно. А самостоятельность ребенка, умение справляться с проблемами без посторонней помощи — это первый шаг к лидерству.

С первых шагов вашего малыша не кидайтесь сразу его «спасать», позвольте ему самому справиться с невзгодами. В противном случае у вас вырастет инфантильное существо, привыкшее к тому, что взрослые всегда все исправляют, разгребают и решают. Вы же знаете, что это не так и мир устроен иначе, правда? Поэтому, не торопитесь, не бросайтесь молниеносно на помощь, дайте подняться, дайте все решить САМО-СТОЯТЕЛЬНО!

Как вырастить лидера?

Когда-то давно я прочитала о том, как орлица учит летать своих детей. Сначала, сразу после вылупления, птенцы орла находятся в уютном, утепленном пухом и травой гнезде. Но по мере того, как они подрастают, орлица делает гнездо все менее удобным. Сначала она выбрасывает из него пух, и орлятам уже не так тепло, как прежде. Потом орлица убирает из гнезда траву и птенцам приходится жить на мелких и крупных ветках. Затем строгая мама оставляет только крупные ветки и жизнь на высокой скале, обдуваемой ветрами со всех сторон, становится для орлят совсем не комфортной.

Но и это еще не все. Вы думаете, орлица ждет, когда орлята сами выпрыгнут из гнезда и полетят? Как бы не так! Приходит время, когда орлица начинает выталкивать своих детей из уже не такого удобного, но все-таки насиженного места. Она вытесняет сначала одного птенца и бросает его в пропасть (ведь орлы вьют гнезда на самых высоких и неприступных скалах). Птенец камнем летит вниз, орлица летит рядом и подхватывает орленка, если он вовремя не замашет крыльями, возвращая его в гнездо. Потом приходит очередь другого птенца. Несколько таких тренировочных полетов — и орлята навсегда покидают родное, но уже совсем неуютное гнездо, отправляясь в собственный полет, начиная свою свободную жизнь. 

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность — отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира

Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки. В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку — 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка. Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Gnomik.ru

Буллинг

Наиболее остро проблема аутсайдеров стоит в детских и подростковых коллективах.

Травля изгоев существовала в детских группах во все времена – это вовсе не новое явление, дети, как никто подвержены влиянию и могут быть крайне жестокими из-за несформированных этических норм и правил поведения.

Кадр из фильма «Чучело», 1983 г.

В буллинге всегда есть жертва. Просто непопулярный или замкнутый ребенок-аутсайдер не обязательно становится жертвой травли, буллингом можно назвать только постоянные и целенаправленные акты агрессии в сторону отвергнутого социальной группой индивида.

Ответственность за случайности

В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”: “Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”

Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?

Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.

Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)

Конструктивная последовательность:

  1. принимаем, ценим честность, если ребенок признался
  2. обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
  3. проговариваем, как устранить последствия
  4. отправляем ребенка устранять последствия — ответственность

В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери — хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок — надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.

Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” — возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество — ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.

Опытные менеджеры передают свои знания

Для обучения лидеров крайне важно систематизировать и использовать позитивный опыт, который уже есть в компании. Каждый управленец обладает богатым профессиональным бэкграундом, который успешно применяет в работе

Мы всегда стремились к тому, чтобы коллеги делились друг с другом опытом и лучшие практики внедрялись на всей территории присутствия ритейлера. С запуском новых программ обучения мы постарались сделать эту форму передачи знаний еще более популярной и доступной всем «студентам».

Почти все инструменты продаж и сервиса, которым мы хотели обучить менеджеров, мы пересмотрели через призму опыта наших сотрудников, успешных и эффективных руководителей.

Например, в нашей компании есть позиция «оперативный менеджер» – человек, который отвечает за несколько салонов в регионе. От деятельности ОМ-ов во многом зависит успешная работа торговых точек. Главное, чего мы ждем от сотрудников на этой должности – это умение быстро и осознанно принимать решения. Разрабатывая курс обучения, мы заинтересовались тем, как именно им на практике удается выбирать оптимальные варианты. Мы созванивались, брали интервью у действующих менеджеров, всестороннее изучали этот вопрос. Затем на основе собранных данных создали дополнительное обучение, посвященное алгоритму принятия решений. Эти практические знания полезны тем, кому только предстоит занять позицию оперативных менеджеров.

Внимание, говорит лидер

Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.

Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством

Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи

Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера

Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.

Практические приемы

Как узнать потенциальные лидерские задатки в ребенке?

Если вы заметили, что дома ваш малыш проявляет свой авторитет, и даже пытается стать главным, а в обществе сверстников предпочитает отмолчаться, знайте – задатки вождя здесь только косвенные, и скорее ключевую роль играет тактика малыша в общении с вами.

Возможно, ребенок привык манипулировать вами, а вы ошибочно принимаете это за лидерство. Если ваш ребенок лидер в своем детском саду ведет себя так, как полагается настоящему авторитету, вы находитесь на правильном пути.

По каким задаткам можно обнаружить лидера в ребенке?

Что делать, если ваш ребенок – лидер? Прежде всего, найдите ему дело, которое его увлечет и заинтересует. Дайте ему возможность реализоваться в выбранной стезе.

И главное – заострите внимание на ценности ориентиров у вашего чада, на моральном аспекте его воспитания, на представлении его о нравственности. У вас подрастает сильная, независимая и перспективная личность, способная повести за собой окружающих

И чрезвычайно важно, куда именно. Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он — мальчик

Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок — девочка

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он — мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок — девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями.
И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории

В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке. Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки

Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.. Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Критика и оберегание

Самое тяжелое, с чем приходится мириться родителям – это умеренность в критике и оберегании. Часто мы не видим меры и слишком тщательно стараемся приучить детей к своей точке зрения, даже во вред им. Критика должна быть осторожна, в любом поступке надо найти позитив

Даже двойка в дневнике заставит обратить внимание на то, что трудно дается и даст повод в нем разобраться

Драка учит постоять за себя, разбитая коленка – осторожности. Поэтому критика любого действия должна быть разумной

Просто требование достичь идеала – глупо, так как никто не говорит, что эта точка зрения правильная

Поэтому критика любого действия должна быть разумной. Просто требование достичь идеала – глупо, так как никто не говорит, что эта точка зрения правильная.

Попытки уберечь от ошибок также означают неправильное поведение со стороны родителей. Конечно, не надо давать попробовать всунуть пальцы в розетку и спрыгнуть с балкона, это опасно, но все, что не граничит с пониманием безопасности, надо дать попробовать, проконтролировав ситуацию. Ведь если ваш ребенок лидер, он все равно попробует, но уже без взрослых. Ничего не станет с малышом, если он все-таки залезет с братом в грязь, попробует на вкус собачий корм или покрасит майку гуашью. Это период понимания границ своих возможностей. Но при этом будет разумным научить ребенка отвечать за свои поступки – отмыть брата от грязи, убрать из собачьей миски все, что разбросал или отстирать майку от гуаши. Он должен понимать и последствия тоже.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

  1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.
  2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.
  3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Характеристика лидера

Лидер — «ведущий, прокладывающий путь». Психологи отмечают, что детям-лидерам свойственен определенный набор черт характера.

Главная черта — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив

Основные личностные характеристики лидера или характер лидера (описание):

  • Справедливость. Ребёнок с лидерскими качествами не только не обижает окружающих, но и сам всегда готов прийти на защиту несправедливо обиженного.
  • Умение постоять за другого. Такой ребёнок не пройдёт мимо чужой проблемы, не будет отмалчиваться в стороне, если кого-то безвинно наказывают.
  • Умение сплотить коллектив. Этой способностью лидер обладает с самого детства. Даже будучи ещё малышом, он способен организовать детей или взрослых для участия в увлекательной игре. Зачастую эту игру он придумает сам.

Лидер не должен быть диктатором

Лидер, но не диктатор

Как воспитать лидера в ребенке, от которого не будут страдать окружающие? Истинный лидер с самого детства отличается тем, что он не командует людьми, не унижает их. Он способен мотивировать людей, учитывая их желания. Если ребёнок командует членами семьи, закатывает истерики, пока не получит желаемого, манипулирует близкими, то лидером это его не делает.

Ответственность — основа лидерства

К сведению! Интересно, что ребёнок-лидер отличается ответственностью за свои поступки в столь раннем возрасте.

Если он принял какое-то решение, а оно оказалось неудачным, то всегда извинится и признает, что был не прав. Он не будет обвинять родителей, что они не настояли на другом варианте и не отговорили его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector