Ключевые особенности и нормы развития ребенка в 9 месяцев

Что умеет ребёнок в 9 месяцев

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев? Как правило, к концу девяти месяцев малыш должен уметь:

  • без поддержки взрослого самостоятельно садиться;
  • держать хорошо равновесие сидя;
  • отлично ползать и легко менять направление;
  • самостоятельно вставать, опираясь на предметы или руку взрослого;
  • начинать делать несколько шагов у опоры;
  • мять мягкий пластилин и рвать бумагу;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослыми (топать, хлопать в ладошки, поднимать ручки);
  • по-разному брать предметы: мелкие – двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой;
  • начинает самостоятельно играть;
  • хорошо листать книгу с толстыми страницами из картона;
  • показывать игрушки, предметы, членов семьи по просьбе взрослого;
  • выбирать любимую игрушку во время игры;
  • легко находить предмет (игрушку), который спрятали у него на глазах;
  • произносить много звуков, повторять слоги и даже лёгкие слова за взрослым;
  • реагировать на настроение окружающих.

Особенности в развитии девочек и мальчиков

В девятимесячном возрасте уже, наконец, можно увидеть разницу в правильном развитии мальчиков и девочек.

Что должен уметь мальчик в 9 месяцев?

  1. Повышенная активность.
  2. Желание быть самостоятельным и никого не слушать.
  3. Мальчишки шустрые, успевают напакостить буквально за две минуты.
  4. Такие детки упрямые. Не понимают, что если им чего-то нельзя, то нужно послушать и успокоиться. Будут стоять на своём.
  5. Ведут себя спокойнее, чем девочки. Менее эмоциональны.
  6. Мелкая моторика и разговорная речь развиваются медленнее, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 9 месяцев?

  1. Активно развиваются разговорные навыки.
  2. Быстрее обучается.
  3. Девочки послушные и исполнительные.
  4. Менее активны, чем мальчики.
  5. Сильная привязанность к маме.
  6. Повторяют звуки, которые услышали.
  7. Более эмоциональны.

Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. И не расстраивайтесь, если ваш ребёнок отличается от указанных выше положений.

Занятия для мелкой моторики

Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.

Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.

Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:

  • «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
  • «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • рвание газеты, листов цветной бумаги;
  • «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
  • «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.

Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.

Что должно насторожить и обеспокоить родителя

Все дети индивидуальны, у кого-то развитие немного опережает, у кого-то отстает от сверстников. И это нормально. Однако, в поведении девятимесячного младенца могут насторожить следующие признаки, при наличии которых его следует показать врачу:

  1. Не повторяет слоги за другими людьми.
  2. Не пугается незнакомцев.
  3. Не реагирует, если отнять у него игрушку.
  4. Не может переворачиваться и сидеть.
  5. Не ползает.
  6. Не пробует держать кружку, раздеваться.
  7. Не играет с другими детьми, мало и неохотно двигается.
  8. Не интересуется игрушками, книжками, бытовыми предметами.

В этом случае состояние младенца нужно обсудить с педиатром и детским неврологом.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Общение и эмоции

Конечно, физические достижения малыша в 9 месяцев видно сразу, а сколько удовольствия теперь могут получать родители от общения с ним! Давайте разберемся, какие эмоции испытывает и демонстрирует малыш, что нового в его поведении, как умеет ребенок в 9 месяцев общаться и играть, отличается ли поведение мальчиков и девочек.

  • Это активный игровой период. Ваш кроха уверенно задействует при игре обе руки. Он ударяет игрушками друг об друга, любит хлопать в ладоши, играя в «ладушки».
  • Не теряет своей актуальности и игра в «ку-ку». Она вызывает радость и громкий смех, дети с удовольствием прячутся сами или ищут спрятавшихся взрослых.
  • Малыш совершенствует мелкую моторику. Он может сминать предметы, рвать бумагу на кусочки, листать книгу с толстыми страницами.
  • Это пора сортеров и пирамидок. Позаботьтесь, чтобы эти игрушки были у вашего малыша, а также, чтобы их размер был подходящим для детских ручек. Колечки на стержень пирамиды должны накидываться легко, а фигурки должны падать в сортер без лишних усилий.
  • Время приобрести первую куклу. Она пригодится как девочке, так и мальчику. Малыш как раз знакомится с частями тела. В этом возрасте он может показать глаза, нос, рот. Причем не только у себя, но и у куклы, и у взрослого.
  • Малыш в состоянии выбрать и взять именно ту игрушку, которая нужна, он может некоторое время поиграть ею самостоятельно, давая вам возможность принять душ или позавтракать.
  • На прогулке ребенка интересуют птицы, собаки, кошки, деревья, машины. Он пытается подражать им. Огромную роль в развитии играет наблюдение за другими детьми: малыш как бы чувствует «своих» и копирует их поведение.

Поведение мальчиков и девочек имеет некоторые отличия

  • Девочки предпочитают общество мамы и игры возле нее или с ней. Их игры осмысленны и включают в себя перекладывание и сортировку предметов.
  • Мальчики осваивают новые территории, активно изучают содержимое шкафов и полок. Часто мальчики в этом возрасте познают границы дозволенного, пытаясь ущипнуть или укусить. Пресекайте эти попытки спокойным тоном и объяснением, что этого делать нельзя. Отсутствие ярких эмоций с вашей стороны сделает попытки ущипнуть, укусить или подраться неинтересными.

Несмотря на проявляющуюся самостоятельность, дети в этом возрасте все же сильно нуждаются в мамином присутствии. Оно по-прежнему успокаивает их и дает чувство защищенности. Наиболее яркие эмоции связаны с радостью от встречи папы с работы, счастьем обладания новой игрушкой. Малыш может сильно расстроиться и плакать от нежелания одеваться или в случае неудачи в игре.

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание 

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

  • С какого возраста приучать ребенка к горшку
  • Как научить ребенка кушать самостоятельно
  • Почему дети плохо спят?

Игры на развитие координации, движений и ритма

Крутимся на животе. Ребенок лежит на полу, на животе. Сбоку от него следует положить яркую игрушку. Чтобы дотянуться до нее, крохе придется повернуться. Опираясь на вытянутые руки, чадо научится вращаться вокруг своей оси. Чтобы усложнить игру, можно потрясти погремушкой возле ножек, малыш будет слышать звук, но чтобы увидеть его источник, придется приложить еще больше усилий.

Извлекаем звук. Родитель дает грудничку в обе руки по твердой игрушке. Он начинает стучать ими. Необходимо проговорить вслух: «Ты стучишь и слышишь громкий звук». Теперь игрушку в одной руке следует заменить платочком. Прокомментировать действие: «Теперь звука нет!» Проговаривание действий малыша формирует его пассивный словарный запас.

Развиваем пальчики. Перед ребенком установить крупную емкость – ведро, кастрюлю. Предложить 4-5 небольших неопасных предметов (мячики, мягкие кубики и т.д.). Показать, что маленькие предметы можно забрасывать в большую емкость. Если малыш освоил правила игры, родитель меняет место расположения емкости.

Развивающие игры в десятимесячном возрасте должны включать упражнения на работу с предметами. Игрушечный «арсенал» чада стоит пополнить крупными пирамидами, кубиками разных форм, цветов и размеров, мягкими обучающими книжками и шнуровками.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками. Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма

Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

  1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у него отставание в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.

Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?

Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь

Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь

Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам

Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам.

  1. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики и с которым можно обсудить возможную помощь.

Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то, что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

  1. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Как заниматься с ребёнком и чему его учить дальше

Для маленького человека игры — это основной способ познать мир. Поэтому яркие, красивые и увлекательные игрушки для ребёнка просто необходимы. В 9 месяцев малыш может сам выбрать игрушку, которую он хочет. Её же кроха потом положит, когда она станет ему неинтересна.

Для девятимесячного малыша подойдут развивающие игрушки: пирамидки, конструкторы, кубики

Занимаясь и играя с малышом, можно усилить эмоциональный контакт и помочь ребёнку развить интеллект и способности

Большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики пальцев. Для этой цели подойдёт перебирание фасоли, орехов, макарон, пуговиц, бусин

Можно также лепить различные фигурки из солёного теста, мять и рвать бумагу. Во время таких занятий нужно внимательно следить за малышом и не оставлять его одного.

Видео: игры и упражнения с ребёнком 9–10 месяцев

Для игры 9 месячному ребёнку не обязательно предлагать только игрушки. Различные бытовые предметы могут стать частью увлекательной игры. Яркие книги также очень интересны малышам, которые с увлечением могут самостоятельно переворачивать страницы, чтобы просмотреть картинки. Но стоит учитывать тот факт, что бумажные издания малыши попросту рвут, поэтому лучше выбирать книги из плотного картона.

Видео: игры без игрушек

С помощью развивающих игр можно стимулировать работу мозга, развитие логического мышления, воображения, фантазии и памяти ребёнка.

Чек-лист этого месяца

  • Запишитесь на ежемесячный осмотр у педиатра, если вы еще этого не сделали. Цель этих осмотров – убедиться, что малыш хорошо спит и питается, а его развитие соответствует возрастным нормам. Это отличная возможность задать врачу все интересующие вас вопросы и получить квалифицированную консультацию.

  • Закрепите мебель к стенам. Малыш вот-вот уже начнет опираться на стены и предметы и пытаться встать. Мышцы ручек у него пока сильнее, чем ножек, так что, скорее всего, он будет опираться на предметы мебели. Нужно заблаговременно прикрепить мебель к стене и убрать те предметы, которые могут упасть или наклониться.

  • Опустите матрас в кроватке ребенка на самый нижний уровень, пока он еще не умеет стоять самостоятельно.

  • Не забывайте об акциях и скидках для молодых родителей.

  • Посмотрим, что там в ближайшем будущем. Вот что ждет вас и малыша, когда ему исполнится 10 месяцев.

  • А чтобы узнать еще больше, подпишитесь на нашу рассылку:

nine month old baby — checklist

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность. Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент — это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку, игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Режим дня девятимесячного ребенка

  • Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – около 14 часов. Количество периодов дневного сна не должно быть меньше двух, при этом дневной сон (в целом) составляет 4-4,5 часа, а на ночной приходится 9-10 часов в сутки.
  • Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут также продолжать просыпаться ночью и требовать грудь. Но эта потребность у малышей обусловлена не голодом, а потребностью быть рядом с мамой.
  • Часто младенцы в этом возрасте имеют проблемы со сном. Причиной этому служит переутомление днем, сбой в налаженном режиме. Приучайте ребенка вставать и ложиться спать в одно и то же время, и кроха начнет спокойно спать и набираться сил по ночам.

У грудного ребенка 9 месяцев режим дня мало чем отличается от содержания режима прошлого месяца жизни. Небольшие изменения можно понаблюдать в таблице ниже, где представлен вариант рационального режима дня девятимесячного малыша.

Время (в часах) Элемент режима
7.00 Пробуждение ребенка, гигиенические процедуры, гимнастика
7.30 Завтрак
8.00 Бодрствование, активные игры
9.00 Развивающие занятия, чтение с мамой, прослушивание музыки
11.00 Перекус
12.00 Прогулка на свежем воздухе, первый дневной сон
14.30 Обед
15.00 Бодрствование, игры, развивающие занятия, массаж
16.00 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
18.30 Перекус
19.00 Бодрствование, чтение с мамой, спокойные игры
20.00 Ужин
21.30 Вечернее купание, подготовка ко сну
22.00 Перекус, укладывание на ночной сон

Развитие речи

На 10-м месяце жизни речь ребенка преображается. Она входит в активную фазу и обогащается новыми словами. Четко можно услышать «мама», «папа», «дай», «на» и т.д. Эти первые простые, но такие важные слова становятся первой попыткой активно общаться с людьми при помощи речевого аппарата. Первые слова употребляются в отношении конкретного предмета или человека, имеют эмоциональную окраску и сопровождаются активными жестами. Чтобы кроха в дальнейшем стремился развивать активный словарь, пополнял свою речь, необходимо стремиться понимать первые попытки крохи говорить, поддерживать его стремление общаться. Рекомендуется показывать малышу, что вам очень нравится его новое умение, вы всегда рады с ним поговорить. В ближайшие 4 недели, к первым словам начнут добавляться новые слоги, постепенно малыш освоит технику звукопроизношения слоговыми цепочками в необходимой последовательности, начнет употреблять ежедневно несколько новых слов.

Умению малыша произносить свои первые слова способствует развитие понимания обращенной к нему речь. Постепенно пассивный словарь увеличивается, раскрывая перед карапузом смысл большинства слов, произнесенных мамой.

Чтобы активный словарь постепенно пополнялся новыми словами, логопеды рекомендуют не оставлять вопрос развития речи на потом и предлагать малышу занятия, развивающие пассивный словарь уже в этом возрасте. Постепенно из пассивной формы понимания слов, при интересе взрослых к диалогу с ребенком, словарь используемых слов будет пополняться новыми элементами. Вначале это будут слова, состоящие из первых слогов или упрощенной формы, но с развитием речевых возможностей карапуз постепенно будет расширять активный словарь. В норме к году кроха должен использовать до 20 слов.

Чтобы помочь своему чаду развить речь, рекомендуется:

  • вести активный диалог с ребенком лицом к лицу как можно чаще;
  • просить малыша найти заданный предмет или изображение в комнате, книжке;
  • читать и рассматривать книги с крупными простыми иллюстрациями;
  • познакомить кроху со сказками, читать или рассказывать их каждый день;
  • петь песни и декламировать стихи;
  • во время игры с малышом родителям желательно комментировать свои действия, рассказывать, что может чувствовать, делать ребенок;
  • развивать мелкую моторику карапуза. В этом возрасте можно предложить различные пальчиковые игры, сенсорные мешочки и бизиборды, первые виды творческих занятий (лепка, рисование).

Небольшой итог

В качестве небольшого вывода хочется представить на рассмотрение более удобный вариант всего выше сказанного. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Таблица приведена ниже.

Кроха должен уметь

Кроха может уметь

Добираться до игрушки, которая находится вне области его досягаемости

Подбирать мелкие игрушки, используя указательный и большой пальцы

Малыш начинает разговаривать, появляются первые слоги, слова

Может говорить «мама», «папа», «баба»

Активно использовать различные предметы, изучает формы, текстуру

Любит играть в «ку-ку»

Кушать взрослую пищу с ложки

Играет в ладушки, может хлопать

Умеет пить из чашки (при поддержке взрослых)

Может пить из чашки, не требуя посторонней помощи

Перекладывать предметы из руки в руку

Садится из положения «лежа на животе»

Поворачиваться на голос родителей, понимать, когда к нему обращаются

Пытается делать первые свои самостоятельные, без поддержки взрослых, шаги

Стоять, держась за опору.

Подтягивается, чтобы стать, из положения сидя

Таким образом, малыш в 9 месяцев активно развивается физически, любит общаться с окружающими, издает разнообразные звуки, манипулирует с предметами и т.д. В статье были кратко рассмотрены основные закономерности его развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector