«мой ребенок не хочет жить…»

Почему дети спрашивают о смерти

Обычно вопросы, связанные со смертью, дети начинают задавать, когда им всего четыре-пять лет. Причем интерес к этой теме у них острый, и настойчивый. Почему так происходит? Созревают определенные структуры мозга, и маленький человек начинает замечать то, что не видел раньше, чему раньше не придавал значение. Ребенку интересна эта тема

И это важно понимать

Что делать, чтобы не научить ребенка через свои реакции, свои чувства, боятся смерти? Прожить, отгоревать и принять факт смерти, как обязательной части жизни. Если трудно самостоятельно, то с помощью психолога. Проработав свои травмы, вы не будете травмировать собственного ребенка.

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные. Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями.
Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

ОКР

Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.

По течению выделяют 3 формы расстройства:

  • эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
  • хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
  • прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.

Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.

Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.

Расстройство проявляется в нескольких вариациях:

  • присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
  • присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
  • смешанный вариант.

При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.

Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.

Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.

Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.

Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.

Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.

Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.   

Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.

Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.

Нарколепсия

Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Психологическая и когнитивная реабилитация

Помимо физической реабилитации, о которой мы уже рассказывали, переболевшим нужна когнитивная и психологическая. ВОЗ сообщает, что курс восстановления показан людям, у которых во время болезни и после выздоровления наблюдаются когнитивные нарушения, включая снижение памяти и концентрации, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и хроническая усталость.

Пока еще недостаточно сведений о том, какие методы реабилитации лучше. Сейчас врачи практикуют когнитивно-поведенческую реабилитацию, которая включает:

  • тренировку памяти и внимания
  • логопедию
  • умственные упражнения
  • психологическую поддержку

Задача психологической реабилитации — нормализовать эмоциональный фон, избавить от тревоги, напряжения и подавленности. Психотерапия помогает переболевшим снизить стресс, вызванный социальной изоляцией и физическим дистанцированием. Психотерапию можно проходить как онлайн, если человеку нужно соблюдать изоляцию, так и очно, индивидуально или в группе.

Психологическую реабилитацию оказывают детям и взрослым. Для восстановления детей дошкольного возраста психологи и психотерапевты применяют методы игровой и сказкотерапии. Для более старших детей — арт-терапию: песочную терапию, изотерапию и музыкотерапию. Взрослым показана когнитивно-поведенческая терапия, семейная и интерперсональная психотерапия.

Формы проявления болезни

Танатофобия способна проявиться несколькими вариантами.

  • боязнь непосредственно процесса захоронения;
  • боязнь кремации;
  • болезненное ожидание самой смерти;
  • тантофобия – боязнь насильственной смерти. В этом случае большая роль принадлежит СМИ, систематически информирующих население о случаях насильственной погибели.

В современном мире панический ужас перед своей кончиной возникает у пожилых людей. И дело здесь вовсе не в высоких материях, страхом перед неизведанной загробной жизнью или религиозных мотивах. Паническое неприятие своей кончины исходит от банальных вещей: пожилые люди пугаются, что их накопленных средств будет недостаточно для погребения.

Расстройству сопутствует боязнь покойников, надгробий, даже призраков.

Существуют определенные возрастные периоды, являющиеся критическими для формирования фобии. В данных возрастных рамках особо велика вероятность проявления танатофобии. Для детского возраста это периоды 4–6 лет, 10–12. Для взрослых – 17–24 и 35–50 лет.  

Обсудите свои духовные убеждения

Также может быть полезно поделиться своими духовными убеждениями. Верите ли вы в загробную жизнь, или просто хотите сказать: «Дедушка всегда будет в наших сердцах», но ребёнок также может обрести уверенность в духовном аспекте.

Если вы сомневаетесь в том, во что верите, или не хотите навязывать ребёнку свои убеждения, вы можете сказать, что у людей существует множество разных убеждений относительно того, что происходит с нами, когда мы умираем. Приведите несколько примеров: «Твоя тётя ходит в церковь. Люди, верующие в эту религию, считают, что с людьми, когда они умирают, происходит … Но моя подруга считает иначе. Она верит в то, что с людьми, когда они умирают, происходит …».

Страхи у дошкольника и младшего школьника

В белорусском Витебске по методике опросника «Страхи у детей» была изучена группа из 40 дошкольников в возрасте 5 — 7 лет с нормальным развитием, посещающих детский сад. Также были опрошены 40 детей, обучающихся в первом классе гимназии Витебска. Исследование показало, что у близких по возрасту старших дошкольников и первоклассников страхи почти одни и те же. Однако у первоклассников появился страх опоздания, связанных видимо с необходимостью соблюдать школьную дисциплину. Кроме того, у первоклассников преобладал страх смерти (как самого ребенка, так и и боязнь смерти родителей). У дошкольников на первом месте стоял страх животных. Также после поступления в школу частотность страхов резко увеличилась и видимо стало больше детей, у которых отмечено несколько разных видов страхов.

Страхи у старших дошкольников

Витебское исследование показало, что у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет наиболее часто (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) встречаются такие страхи (в скобках указано количество случаев выборов в группе из 40 детей):

  • Животных (25);
  • Темноты (24);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (15);
  • Неожиданных, резких звуков (14);
  • Врачей (10);
  • Пожара (8);
  • Одиночества (8);
  • Нападения бандитов (7);
  • Уколов (7);
  • Сделать что-нибудь плохо (7);
  • Крови (6).

Страхи перед людьми у этих дошкольников, как видно из вышеуказанных данных встречались редко. Наиболее частыми из таких страхов были боязнь врачей и нападения бандитов. Старшие дошкольники почти не боялись смерти и стихийных бедствий. Три самых распространенных страха у старших дошкольников не были связаны с обществом — дети боялись животных, темноты и сказочных персонажей.

Страхи у первоклассников

У детей 1-го класса белорусской гимназии при проведении такого же опроса в начале 2010-х годов (в Белоруссии детей в начале 2010-х годов в 1-й класс принимали в возрасте 6 — 7 лет, кроме того, как и в России в 1-м классе белорусской школы детям не ставили отметок) наиболее частыми (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) были следующие страхи (в скобках указано количество ответов в группе из 40 детей):

  • Смерти (32);
  • Смерти родителей (25);
  • Пожара (25);
  • Нападения бандитов (24);
  • Сделать что-нибудь плохо (24);
  • Стихийных бедствий (23);
  • Огня (22);
  • Опоздать (22);
  • Войны (21);
  • Животных (18);
  • Страшных снов (17);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (16);
  • Глубины (16);
  • Темноты (14);
  • Не успеть куда-либо (что-то сделать) (14);
  • Высоты (12);
  • Заболеть (12);
  • Боли (12);
  • Неожиданных резких звуков (12);
  • Уколов (12);
  • Одиночества (11);
  • Незнакомых людей (10);
  • Сна (10);
  • Наказания (9);
  • Крови (8);
  • Больших улиц, площадей (8);
  • Врачей (8);
  • Замкнутых пространств (6).

Из этих цифр видно, что после поступления в школу общее количество страхов у каждого ребенка резко увеличилось, но новых видов детских страхов почти не появилось. Если у опрошенных старших дошкольников 5-7 лет зафиксированы 28 видов страхов, то у опрошенных первоклассников — 30 видов страхов. У первоклассников выявлены только два вида страха, которых не было у старших дошкольников — страхи опоздать и заболеть.

У первоклассников очень часто встречались страхи, связанные с жизнью в обществе — сделать что-то плохо, не успеть что-то сделать, боязнь опоздать, встречи с незнакомыми людьми, наказания. Также у первоклассников Витебска часто встречались страхи стихийных бедствий и пожаров (огня). Самым распространенным у первоклассников был страх смерти — как самого ребенка, так и родителей. Также первоклассники очень часто боялись заболеть или испытать боль.

Интересно, что исследование детских страхов у первоклассников российского Владимира, проведенное по методике М. А. Памфиловой «Страхи в домиках», показало иной результат — 73 % обследованных 26 учеников одного первого класса боятся одиночества. Именно страх одиночества был среди владимирских первоклассников доминирующим, в то время как среди 40 первоклассников Витебска этот страх был отмечен только у 11 детей (28 % опрошенных).

Страхи у учеников 2 — 3 классов школы (8 — 9 лет)

У 8 — 9-летних школьников сохраняются те же страхи, что и у первоклассников. По методике А. И. Захарова «Выявление страхов у детей» были обследованы 60 школьников Нижнего Новгорода. В результате этого исследования были выявлены следующие распространенные страхи:

  • Смерти — 82 % опрошенных;
  • Войны — 82 % опрошенных;
  • Нападения — 81 % опрошенных;
  • Резких, неожиданных звуков — 71 % опрошенных;
  • Наказания — 58 % опрошенных;
  • Боли — 55 % опрошенных;
  • Страшных снов — 52 % опрошенных;
  • Высоты — 37 % опрошенных;
  • Одиночества — 32 % опрошенных.

Чувство вины

Феномен чувства вины заключается в том, что оно вылезает везде, где только можно. В ситуации, когда кто-то из близких заболел раком, чувство вины обязательно бороздой пройдется по каждому члену семьи.

По пациенту — за то, что стал обузой для близких (даже если это не так), что заставляет своих родственников переживать (кстати, это одна из самых громких причин, по которой пациенты не хотят сообщать свой диагноз членам семьи).

По родственникам — за то, что допустили, что близкий заболел (хотя, как мы помним, нет линейных связей между этими вещами), даже за то, что они здоровы, а близкий нет.

Если близкий умирает, чувство вины в разы обостряется:

  • Я недостаточно сделал для того, чтобы он поправился.
  • Я была плохой матерью.
  • Как я смею продолжать жить, когда он умер?
  • Его смерть — наказание за мои грехи.

Порой, когда близкий человек находится на терминальной стадии заболевания, родственники начинают усиленно таскать его по врачам, водить к народным целителям, подвергают человека болезненным и бесполезным процедурам именно, чтобы не чувствовать вину.

Суеверные страхи и страх природных катаклизмов

В младшем школьном возрасте появляются страхи и не связанные с чувством долга. Их можно назвать суеверными страхами — ребенок ожидает несчастья не от конкретного поступка, ситуации или человека, а от рока, судьбы. Дети этого возраста верят в чертей, леших, вампиров. Подобные представления являются естественным проявлением   внушаемости, пик, развития которого приходится на 10 лет. Суеверные страхи усваиваются одновременно с другим культурным опытом, в котором важную роль играет расширение круга общения и увеличение числа социальных контактов у младшего школьника по сравнению с дошкольником.

Помимо суеверных страхов для детей этого возраста типичен страх стихии, природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен и отражает особенность, присущую данному возрасту, а именно так называемое магическое мышление – склонность  верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания.

Лечение ОКР

Обсессивно-компульсивное расстройство – хроническое заболевание с перемежающимися светлыми и темными промежутками. Необходимо учитывать наличие периода ремиссии, чтобы не перестараться с лечением расстройства. К тому же стоит учитывать, что ОКР в большом количестве случаев сопровождается депрессией. Удачная терапия депрессивного состояния сама по себе смягчает симптомы болезни.

В лечении ОКР совмещают назначение лекарственных средств и психотерапию.

Из психотропных препаратов назначают анксиолитики, помогающие снимать тревожность. Прием их обычно кратковременный, не превышает 2 недель. Впоследствии подключают антидепрессанты, нейролептики. Хороший эффект дает сочетание атипичных нейролептиков с антидепрессантами класса ингибиторов обратного захвата серотонина.

В ходе психотерапии специалист в первую очередь знакомит пациента с его болезнью, помогает принять ее. Существует методика четырех шагов, с помощью которой психотерапевт разъясняет больному, какие из его опасений реальны, а какие являются плодом расстройства, показывает, как бы отреагировал на такие импульсы здоровый человек. Используется также методика остановки мысли.

Из поведенческой психотерапии применяют метод экспозиции. Пациента намеренно погружают в ситуацию, рождающую навязчивые импульсы, но запрещают использовать компульсивные акты. Вместо этого больному дают инструкцию, позволяющую рационально справиться с данной ситуацией. Методика считается довольно действенной.

Беседы с психотерапевтом являются эффективным способом искоренения ОКР. Но пациент посвящает встрече со специалистом пару часов. Что же делать оставшееся время, когда пациент остается в одиночестве со своими мыслями? Чтобы противостояние навязчивым импульсам поддерживалось постоянно, были разработаны правила самостоятельной работы над собой.

Главный совет: при появлении навязчивых мыслей или влечений наберитесь терпения, не обращайте на них внимание. Игнорируйте навязчивые позывы

Изначально будет сложно. Нужно пережить момент, принимая все как есть. Постарайтесь обходить возникающие неадекватные размышления, побуждения стороной. Относиться к ним спокойно. Представьте, что они чужие, не ваши.

Некоторым помогает другой способ: записывать возникающие навязчивости на бумаге. Написанные иррациональные мысли выглядят менее устрашающе, даже комедийно.

И последний совет. Заполните свой досуг полезными делами, которые будут отвлекать ваше сознание от мысленного мусора. Встречайтесь с друзьями, устройте шопинг, почитайте книгу, послушайте музыку. Займитесь спортом, применяйте релаксирующие тренировки для расслабления, снятия эмоционального напряжения.

Обсессивно-компульсивное расстройство слишком навязчивое, изматывает человека до полного истощения. Больной сохраняет способность критически оценивать ситуацию, понимая ее нелепость, что угнетает еще больше. С другой стороны, сохраненное сознание дает возможность посмотреть на вещи трезвым взглядом, рационально оценить обстановку, дает человеку шанс стать хозяином своих мыслей, смещая их с доминирующей позиции.

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна.  Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти  до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

Фактор Ночные страхи Ночные кошмары
Возраст От 3 до 8 Любой возраст
Пол Чаще у мальчиков Не имеет значения
Возникает в фазе сна NREM REM
Пробуждение Нет Да
Память на событие Нет Да
Усиливается при стрессе Да Да

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Причины страха

Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу

Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте

Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старости или от какого-либо очень редкого заболевания.

Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх остаться в одиночестве. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет.  Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Группы риска

Как правило, агорафобия развивается у человека в возрасте 20–30 лет и крайне редко может появиться после 40. У многих людей она «уживается» с паническим расстройством, неуверенностью, зависимым характером, недовольством жизнью.

У сельских жителей, в отличие от тех, кто живет в мегаполисах, агорафобия не развивается. Среди страдающих данным заболеванием больше особ женского пола, нежели мужчин, в группе наибольшего риска: дамы без детей, девушки, не состоящие в постоянных отношениях, с небольшим доходом и низким социальным статусом. Уязвимы также:

  • эпилептики;
  • люди с богатым воображением;
  • невротики;
  • страдающие заболеваниями ЦНС;
  • маниакально-депрессивные личности;
  • слабые соматически;
  • астеники;
  • люди с проблемами дыхательных путей;
  • получившие черепно-мозговую травму;
  • имеющие опухоли;
  • со сбоями в работе эндокринной системы.

Особенность страха открытого пространства заключается в том, что до двадцати лет человек живет совершенно спокойно полной жизнью, но в определенный момент, когда на него наваливается первый приступ паники, все кардинально меняется. Обычно это происходит, когда он начинает самостоятельную жизнь и может опасаться перемен, путешествия в одиночку, толпы.

Если пренебрегать лечением, то заболевание может привести к глубокой депрессии, невозможности появления больного где-либо без сопровождения и инвалидности.

«Спусковые крючки» расстройства

Факторы, «запускающие» боязнь открытого пространства, вполне ясны:

  1. Генетика. Если в семье были страдающие агорафобией, то с вероятностью 50% потомки унаследуют ее (как и с любыми другими видами фобий).
  2. Окружающая среда. Невроз может развиться в случае постоянного нахождения растущего ребенка в напряженной атмосфере, неблагоприятно воздействующей на его нервную систему.  
  3. Наличие тревожного расстройства – панического, социофобии (страха публичных действий, выступлений), аквафобии и др.;
  4. Травмирующая ситуация, стрессы. Слабые и умеренные, но постоянно и долгое время действующие на ребенка или подростка раздражители приводят к эмоциональному напряжению. Они истощают нервную систему индивида и становятся «плодородной почвой» для развития фобии. Внезапный стресс (смерть близких, теракт, стихийное бедствие и т.д.) тоже этому способствует.   
  5. Особенности строения организма, психологическая конституция. Имеются в виду черты характера, темперамент, личность человека, формирующие отношение индивида к определенному стрессовому фактору, реакцию на него. Так, риск развития «страха площадей» имеется у людей с повышенной тревожностью, развитым воображением, склонностью к изоляции. При каком-либо «катаклизме», который другой человек и не заметит, у них может появиться ПТСР, переходящее в панику и агорафобию.
  6. Акцентуированный тип личности. В этом случае заостряются черты характера индивида и начинают проявляться очень ярко – у тревожно-мнительного возникает излишняя тревожность, у шизоида – подозрительность и т.д.
  7. Слабое физическое здоровье.

Кроме вышеперечисленного, агорафобии могут быть подвержены люди с хронической усталостью, мало отдыхающие, нерационально питающиеся, бесконтрольно употребляющие лекарства – снотворное и транквилизаторы.  

Причины появления

Специалисты не могут назвать главного «виновника» развития агорафобии. Существует мнение, что первопричиной является паническая атака, переходящая в тревожное расстройство. Другие же считают диаметрально противоположное: сначала появляется боязнь открытых пространств, а уже из нее «вытекают» панические атаки. Компромисса между этими теориями до сих пор не достигнуто, но ясно одно – эти патологии связаны между собой очень тесно. 

Концепция Зигмунда Фрейда

Основоположник психоаналитики предложил свою концепцию развития агорафобии, и других тревожных расстройств: так как все они являются невротическими патологиями (неврозами), то их происхождение находится на психогенном уровне.

Фрейд полагал, что основной симптом заболевания тревога – это результат зародившегося в детском или подростковом возрасте внутриличностного конфликта, компромисс между влечением («оно») и запретом на это желаемое («сверх Я»). Она, в свою очередь, трансформируется в такие ощущения, как тремор, отдышка, удушье.

Теория академика Павлова

Великий физиолог считал любой страх условно-рефлекторным. То есть если с индивидом или близким ему человеком происходит какое-то происшествие, вызывая испуг, то при попадании в подобную ситуацию мозг начинает «бить тревогу». С течением времени, нарастая как снежный ком, такой страх трансформируется в агорафобию. Но с этим можно поспорить: не все люди, испытавшие неприятности в толпе, заболели, и наоборот, расстройство развивается у тех, у кого не было таких случаев.

Во всем виноват вестибулярный аппарат?

Не так давно появились результаты исследований, утверждающих, что именно неполадки с вестибулярным аппаратом ответственны за агорафобию. Находится он во внутреннем ухе, в костном лабиринте, а его функциональная обязанность – ориентировать движение головы и тела человека. То есть, сигналы визуально-мышечной системой и вестибулярного аппарата должны быть уравновешены. Однако проблемы с последним не позволяют агорафобам нормально воспринимать тактильные ощущения от поверхности и визуально четко видеть объекты. Такая дезориентация приводит к возбуждению и панической атаке.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector