Ребенок боится громких звуков

Заикание у левши

В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.

Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.

Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.

Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.

Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.

Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.

Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.

Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.

Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.

В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.

Как справиться со страхом громкого шума

Как научить ребенка не бояться громких звуков? Родителям нужно проявлять повышенное внимание и чуткость. Обязательно следует помнить, что до года такая чувствительность не является поводом для беспокойства

Чтобы успокоить кроху, можно разговаривать с ним спокойным голосом. Очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к необычному тембру (по сравнению с мамой).

При резком звуке нужно вести себя спокойно, не вздрагивать и не пугаться, потому что в противном случае ребенок почувствует опасность. Можно включить успокаивающую музыку (максимум на 30 минут, потому что даже спокойные звуки утомляют), тихо спеть колыбельную, спокойно поговорить с крохой. Если его пугает что-то конкретное, то можно познакомить ребенка с источником шума. Обычно после этого малыши перестают опасаться телефона или пылесоса.

Если ребенок боится громких звуков в 6 месяцев, не нужно создавать в доме идеальную тишину. Малыш должен привыкнуть спать при незначительном фоновом шуме. Речь, конечно, не идет о громкой уборке. Но от тихого разговора или приглушенного звука телевизора ребенок не должен просыпаться. В этом возрасте полезно знакомить малыша с разными звуками: стуком каблуков, игрой гитары, звоном ключей. Это влияет только положительно. Учеными доказано, что дети, которые растут в богатой звуковой среде, успешнее начинают говорить и быстрее развиваются.

Это не игра

Хирург проводит операцию. Сурдолог подбирает и регулярно настраивает речевой процессор. Логопед работает над правильным произношением. Что же делает сурдопедагог?

Этот специалист участвует в слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации на всех этапах:

  • Начальный, т. е. сразу после операции, когда малыш может быть напуган открывшимся миром звуков. Не только младенцы, но и дети постарше в стрессовой ситуации зачастую не могут объяснить, что и как они слышат. А врачи — не всегда могут правильно понять реакцию ребёнка. Какими бы добрыми и профессиональными ни были окружающие специалисты , участие сурдопедагога скажется положительно. Именно сурдопедагог является связующим звеном между ребёнком и другими взрослыми. В силу образования и опыта, хороший сурдопедагог умеет понять, почему ребенок так реагирует на звук, что именно он испытывает, и что с этим делать тому, кто настраивает речевой процессор или слуховой аппарат.
  • Обязательные регулярные занятия. Самостоятельные – дома, а также со специалистом, которого нужно найти по месту жительства. Как правило, кохлеарная имплантация проводится в крупных клиниках (их в России немного), семьи из отдаленных регионов потом возвращаются домой, и вся работа по адаптации к нормальной жизни начинается уже здесь. Без сурдопедагога не обойтись! Он может быть связующей нитью между семьей и другими специалистами, должен стать добрым другом ребенку, вторым человеком после родителей, который знает все особенности реабилитируемого, его возможности и будет помогать адаптироваться к миру звуков максимально быстро.

Занятия с сурдопедагогом похожи на игру. А как иначе с детьми?! На самом деле в это время проводится большая работа.

На занятиях ребенок учится слушать, слышать, общаться.

Например, как рассказала сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева, в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации у детей важна поэтапность. Все происходит как у обычных слышащих ребят, когда они растут, развиваются, постоянно узнают что-то новое, осваивают различные навыки и умения. Так, одно из первых, что предстоит ребенку – понять, как соотносятся увиденные предметы (к ним он привык с рождения, даже когда не слышал) с их звучанием, обозначением совершаемого действия (что для него ново). Без такого понимания услышанное не будет иметь смысла. Как если бы вы включили передачу на китайском: вроде шум есть, а что он значит – непонятно. Это несоответствие сурдопедагог как раз и исправляет.

Разумеется, не только с малышами, но и детьми любого возраста скучные занятия, как в школе, не возымеют эффекта. Надо играть, рисовать, лепить, изображать сценки, пересказывать увлекательные истории… А в это время будут:

  • отрабатываться речевые и неречевые звуки;
  • включаться понимание градаций громкости;
  • закрепляться связка между сказанным и сделанным и т. д., и т. п.

И это лишь малая часть того, что сурдопедагог делает для развития ребенка. Он может сопровождать маленького пациента месяцами, а то и годами.

Почему ребенок в 2-3 года боится громких звуков?

Дети на раннем этапе развития (в период от нескольких месяцев до 1-1,5 года) пугаются громких и резких звуков. Это нормальное проявление инстинкта самосохранения – слишком большое количество шума может стать причиной потери чувствительности ушей и ухудшения слуха. Не стоит нервничать и беспокоиться, когда двухлетние малыши испытывают страх от громкого шума, это нормальное проявление того, что их нервная система находится на этапе развития. Она более чувствительная, чем у взрослых. Такая фобия обычно проходит примерно в три года.

Если ребенок в 5-6 лет все еще боится громких звуков, то родителям необходимо проконсультироваться с врачом. Такие проявления свидетельствует о том, что нервная система малыша слишком чувствительная.

Причиной страха может стать и слишком эмоциональная реакция родителей на ситуации, в которые попадает маленький исследователь. Если мама будет все время кричать: «Не делай этого, не трогай, не лезь!», – это может вызвать сильный стресс. С детьми лучше говорить ласково и спокойно, давая им понять, что они защищены и ничего плохого не случится.

Боязнь громких звуков у малышей до года

Ближе к концу первого месяца жизни ребенок будет чутко реагировать на неприятные и громкие звуки. Кроха вздрагивает всем телом, может беспокойно двигать руками, плакать. Если ребенок стал бояться громких звуков в раннем возрасте, то обычно это связано не с негативным пережитым опытом, а с естественной реакцией психики на шум. Звук ассоциируется с опасностью. Похожее чувство грудничок испытывает в присутствии незнакомцев или когда боится засыпать без мамы. Продолжительный звук вызывает неприятные ощущения в органах слуха.

Так, боязнь громких звуков — это естественная реакция организма, проявление инстинкта самосохранения, который в этом случае дает о себе знать до 12-18 месяцев. Со временем ребенок перестанет бояться громкого шума, который повторяется и не несет никакой опасности. Это феномен слухового привыкания.

Другой интересный феномен можно наблюдать уже к концу второго месяца жизни или раньше. Если мама поет ребенку колыбельные, то кроха скоро начнет пытаться имитировать гласные звуки. Это напрямую связано со слуховыми стимулами.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Категории

АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГинекологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-АндрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог

Мифы и факты о причинах кондуктивной тугоухости

Некоторые взрослые любят пугать детей, мол, будешь смотреть телевизор на высокой громкости/слушать музыку – оглохнешь. Это преувеличение. Слух снижается, если постоянно проводить время в громких наушниках, работать на производствах с сильным шумом или получить контузию от разрыва снаряда. От громких звуков в нормальной жизни и в разумных пределах дети не оглохнут.

А вот перепады давления во время путешествия на самолете или подъема в высокогорье, хотя насчет этого в массах меньше страхов, наоборот, могут повлиять на слух. Для предотвращения есть профилактика, например, открывать рот, сосать леденцы, жевать жвачку во время взлета/посадки.

Диагноз – кондуктивная тугоухость. Что он означает

Кондуктивная тугоухость – нарушения восприятия звуков, связанные с плохой их проводимостью в слуховом проходе. Причина – физическое препятствие (иногда врожденное, но чаще всего – приобретенное) для передачи звука в мозг. Кондуктивная тугоухость может возникнуть в любом возрасте, но, в основном, обнаруживается в раннем.

  • Чуткие родители быстро замечают врожденные аномалии.
  • Именно малыши часто засовывают мелкие предметы в ухо, что может вызвать повреждение барабанной перепонки, частей слухового прохода и, соответственно, снижение слуха.
  • Дошкольники и младшие школьники чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями, дающими осложнения на уши, в основном речь об отитах , но встречаются и другие опасные детские инфекции.

Диагноз «кондуктивная тугоухость», конечно, неприятен, но с ним есть и повод для оптимизма – этот вид нарушения слуха лучше многих других поддается коррекции. Если, конечно, вовремя выявить проблему и начать ею заниматься

Для маленьких пациентов это особенно важно, так как влияет на дальнейшее развитие. Несколько месяцев промедления – и все заметнее будут: задержка речи, проблемы с коммуникацией

Причем чем меньше возраст, тем все это явнее и критичнее.

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием

Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу.  Это явление может происходить по многим причинам

Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных –  повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты. 

Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?

В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Лечение кондуктивной тугоухости

«Если у вас возникли подозрения, что у ребенка снижается слух, не откладывая, записывайтесь на прием к врачу», – советует Евгений Буданов. «Лучше, как говорится, перебдеть. Если узкий специалист недоступен, начинайте с участкового педиатра. У него есть отоскоп (такая специальная воронка) для осмотра, он же может направить к оториноларингологу».

Дальнейшее лечение зависит от выявленных причин:

  • Если это отит – лечим отит.
  • Инородное тело в слуховом проходе? Удаляем его.
  • Постоянные простуды, насморки, рост аденоидов? Укрепляем иммунитет, проводим профилактику, держим рост аденоидов под контролем.
  • Если обнаруживаются какие-то врожденные аномалии, скорее всего, ребенок некоторое время будет под наблюдением, затем принимается решение о возможности операции.

Главное – не ждать, не доводить до хроники. На начальном этапе любые проблемы в разы легче поддаются коррекции.

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Психоневроз: симптомы и причины для обращения к специалисту

Частое подавление негативных эмоций, жизнь в постоянном стрессе приводит к затяжным психоневрозам. Выйти из них без квалифицированной помощи бывает крайне трудно.

Человека годами может мучить хронический невроз, симптомы которого — это эмоциональные «срывы» (истерики, слезы, раздражительность) или физиологические реакции (ступор, потеря голоса, скачок давления, тошнота) на небольшой конфликт или трудность. Человек просто не в состоянии контролировать поведение и эмоции в сложный момент.

Важно

Если терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог ничего не нашли — не забудьте обратиться за диагностикой к психотерапевту.

Часто в попытках облегчить состояние или выяснить причину постоянного дискомфорта люди находят мнимые болезни при неврозах. Это свойственно соматоформной форме расстройства. Человек сдает все возможные анализы, проходит абсолютно все обследования. Свойственное в некоторых случаях психоневрозу жжение кожи или слабость в ногах (иногда вообще любое, малейшее ощущение в теле) воспринимается, как симптом страшного, смертельного заболевания.

Это заболевание обратимо, но обращение к психотерапевту — важный шаг на пути к выздоровлению. Невротическое расстройство ухудшает отношения с родными, создает проблемы на работе, приводит к саморазрушающему поведению (алкоголь, наркотические вещества, попытки уйти из жизни).

Причиной обращения к специалисту может быть нарушение терморегуляторной функции организма — говоря просто, повышение температуры при неврозе. По-другому оно называется термоневроз

Здесь важно исключить другие заболевания, поэтому можно заодно проконсультироваться у невролога.

Диагностика включает в себя:

  1. Личная беседа врача с пациентом — первый и самый важный этап, от которого зависит план дальнейших действий.
  2. Консультация невролога — при подозрении на неврологические расстройства (онемение, боль, повышение температуры, нарушение подвижности).
  3. Для дифференциальной диагностики врач может назначить Нейротест и Нейрофизиологическую тест-систему (с эндогенными заболеваниями), ЭЭГ, КТ/МРТ, анализы крови на гормоны и маркеры (показатели) воспаления.
  4. При необходимости врач привлекает к диагностике клинического психолога или научных экспертов, может созвать консилиум.

На основании полученных результатов диагностики и анамнеза пациента психотерапевт назначает соответствующее индивидуальное лечение. Подробнее о лечении неврозов.

Цены на услуги

Первичный прием психотерапевта 6 000 руб.
Индивидуальная психотерапия 6 000 руб.
Сеанс индивидуальной психотерапиипо абонементу на 10 сеансов 6 000 руб.5 400 руб.
Прием врача невролога 4 000 руб.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector