Новорожденный малыш: первые 4 недели жизни

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Скорректированный возраст

Скорректированный возраст используется для недоношенных детей первых трёх лет жизни . Измеряется в неделях и месяцах .

Скорректированный возраст легко рассчитать — необходимо вычесть количество недель недоношенности (недель, не хвативших достичь доношенности) из хронологического возраста.

Например, для ребёнка с хронологическим возрастом 18 месяцев, рождённым на сроке 28 недель беременности, скорректированный возраст составит:

18 месяцев — ((40 недель — 28 недель) х 1 месяц / 4 недели) = 15 месяцев.

  • 18 месяцев – хронологический возраст (время, прошедшее с момента родов);
  • 40 недель – количество недель, характерное для доношенной беременности;
  • 28 недель – гестационный возраст ребёнка (количество недель беременности на момент родов);
  • х 1 месяц / 4 недели – перевод показателя из единицы измерения в «неделях» в «месяцы»;
  • / – знак деления.

Скорректированный возраст 15 недель, означает, что рост и развитие недоношенного ребёнка сопоставимы с ростом и развитием доношенного ребёнка возрастом 15 недель. Об оценке роста подробнее по тегу #рост.

В некоторых странах/учреждениях скорректированный возраст считают до 2—2 лет и 5 месяцев хронологического возраста ребёнка .

И также существует условная формула желаемой продолжительности подсчёта скорректированного возраста: 40 – гестационный возраст ребёнка х 10. Например, ребёнку, рождённому на сроке 32 недель гестации скорректированный возраст желательно считать не менее чем до ((40 – 32) х 10) = 80 недель или 20 месяцев или 1 года и 8 месяцев .

Как приучить ребенка спать на животе

Прежде чем приучать ребенка спать на животе родители должны определиться, зачем эту нужно. Некоторые педиатры не рекомендуют оставлять спящего грудничка в этом положении. По их мнению, сон на животе увеличивает риск синдрома внезапной детской смерти. Но этот феномен научно не доказан. Тем более сон на животе полезен:

  • малыш спит спокойней и крепче, его меньше тревожат болевые ощущения в кишечнике;
  • увеличивается приток крови к голове;
  • формируется осанка;
  • риск подавиться срыгиваемой массой минимален.

Для того чтобы приучить кроху спать на животе, мама может воспользоваться специальными мягкими валиками. Их необходимо уложить по сторонам от ребенка и зафиксировать его в таком положении. Но главное правило сна новорожденного – периодически менять позу. Маме придется вставать по ночам и переворачивать кроху с животика набок, при этом каждый раз менять направление. Ведь если он будет постоянно спать на одной стороне, может произойти деформация костей черепа. Делать это необходимо вплоть до 3-4 месяцев, именно к этому возрасту, малыш самостоятельно научится переворачиваться и устраиваться в удобной ему позе.

Сон малыша на животике станет безопасным, если родители предусмотрят:

  1. Отсутствие подушки. Ребенку до года эта мягкая постельная принадлежность совсем ни к чему. Тем более подушка может стать причиной закупорки дыхательных путей.
  2. Жесткий матрас. Для правильного развития опорно-двигательного аппарата важна ровная и твердая поверхность.
  3. Своевременное лечение насморка. Если у крохи забит носик, то укладывать его спать на живот не стоит. Ему и так трудно дышать из-за образовавшихся корок на носу.
  4. Обязательное проветривание перед сном. Особенно это актуально в зимнее время года, когда в квартирах работает отопление.
  5. В кроватке не должно быть ничего лишнего. Перед тем как уложить кроху спать, необходимо убрать из кроватки лишние пеленки, простыни и игрушки.

Под матрас в районе головы можно положить свернутую в 4 раза пеленку. Это поможет малышу успокоить дыхание и уснуть крепким здоровым сном.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Рот и нос новорождённого

Новорождённый малыш умеет дышать только носом, поэтому любые преграды воздуху могут угрожать жизни ребенка. Необходимо рассмотреть его рот и глотку, чтобы выявить отклонения в виде:

  • «волчьей пасти» — расщелины нёба,
  • «заячьей губы» — расщелины верхней губы.

Такие отклонения — явление редкое и обычно их замечает первым врач-неонатолог. Также нечасто бывают преждевременно выросшие зубы, которые следует удалять, особенно если они расшатаны и могут вот-вот выпасть.

Не волнуйтесь, если, по словам врача, уздечка языка прикреплена слишком близко к кончику языка. Это явление, как правило, не мешает жизни ребенка, его кормлению и становлению речи. В крайних случаях можно решиться на операцию по подрезанию уздечки. Но спешить с этим без необходимости не стоит. Чаще всего такую операцию проводят уже после двух-трех лет, когда ребенок достаточно окрепнет.

Молодые родители: карнавал эмоций!

Сразу после родов маму переполняют самые разные эмоции – счастье, боль, усталость. К тому же на интенсивность переживаний непосредственно влияют стресс и гормональные перепады. Ваш распорядок дня теперь подстраивается под циклы кормления, смены подгузников, укладывания. К тому же теперь вам удается поспать гораздо реже, чем раньше. Знайте, что все родители проходят через это, и, если вам захочется поплакать, не стесняйтесь. Но если вы постоянно испытываете ощущение глубокой грусти, пустоты, апатии или отчаяния, возможно, у вас послеродовая депрессия. Обязательно расскажите об этом врачу, ведь есть способы облегчить ваше состояние.

После любых родов, что естественных, что посредством кесарева сечения, организм восстанавливается постепенно. Вот что может с ним происходить на этом этапе:

  • Кровотечение. Из вас выходит кровь и выстилка матки (эти вагинальные выделения называются «лохии»). Поначалу крови может быть много, но через какое-то время это утихнет. Если вам приходится менять по две прокладки в час два часа подряд, обратитесь к врачу.

  • Маточные схватки. Послеродовые боли могут посещать вас еще 10 дней после родов по мере того, как матка возвращается к обычному размеру.

  • Боль в области промежности. При родах через естественные родовые пути кожа между влагалищем и анальным отверстием (промежность) растягивается, чтобы головка малыша могла пройти. Иногда в этой области возникают разрывы, которые затягиваются сами по себе или требуют наложения швов. Чтобы снять отеки и болевые ощущения, прикладывайте к этой области холодные примочки. Также перед тем, как сесть, подкладывайте мягкую подушку.

  • Растянутый живот. Некоторое время после родов живот все еще может быть большим, словно вы еще беременны. Брюшным мышцам сложно сразу вернуться в привычное положение. Дайте организму время прийти в себя, а перед тем, как начинать заниматься спортом, обязательно посоветуйтесь с врачом.

  • Запор и геморрой. Возможно, в первые несколько дней после родов вам будет сложно сходить в туалет. Причиной этому могут быть болевые ощущения, замедление перистальтики кишечника под действием обезболивающих или же просто отсутствие еды перед родами. В этом случае обратитесь за советом к врачу. Возможно, вам станет лучше, если вы будете пить больше воды и употреблять в пищу продукты с высоким содержанием клетчатки, ограничите нагрузки и сидячий образ жизни.

  • Усталость. Удивляться усталости не стоит – вы и ваш организм через многое прошли. Потребуется время на восстановление. А пока попросите друзей или родных помочь вам по дому, ограничьте посещения и спите, когда спит ваш малыш.

Следуйте указаниям врача и советам по восстановлению в домашних условиях. Постарайтесь отдыхать и правильно питаться. А когда врач разрешит, постепенно начинайте заниматься спортом.

Подготовка ванны

Обязательно нельзя забывать про тщательную подготовку ванны. Перед проведением упражнений необходимо вымыть ванну обыкновенным хозяйственным мылом. Раз в семь дней емкость чистят пищевой содой. После это смывают большим количество воды, чтобы сода не осталась. Наотрез откажитесь от химических чистящих средств и различных травяных отваров. Они могут негативно сказаться на состоянии здоровья крохи.

Температура воды и оптимальное время занятий

Температура воды является очень важным параметром, к которому нужно отнестись внимательно. Нельзя слишком резко снижать температуру воды, но и высокой она тоже не должна быть. Температурный режим воды снижается под постоянным контролем и постепенно, без перепадов. В первые дни водных упражнений температура должна быть не ниже 35 – 36 градусов, меньше не допускается. Температура в 32 градуса должна быть наименьшей. Больше понижать ее нельзя

Обязательно следует уделять внимание тому, чтобы новорожденному при выполнении упражнений было максимально комфортно

Некоторые рекомендации, которые следует учесть:

  • Если новорожденный при выполнении водных упражнений не активен и выглядит расслабленным, это говорит о том, что температурный режим воды высок. Его нужно понизить.
  • Если при выполнении водных упражнений грудничок начинает капризничать, но через пару минут успокаивается, значит, температура для плавания подобрана правильно.
  • Если при выполнении водных упражнений новорожденный раскапризничался и не успокаивается – вода слишком прохладна для него. Температуру обязательно нужно повысить. Нельзя выполнять водные упражнения в некомфортных условиях для ребенка.

Подбирайте температуру правильно, точно следуйте рекомендациям специалистов. Ни в коем случае не экспериментируйте самостоятельно. Ведь здоровье малыша зависит от правильности и аккуратности ваших действий.

6-й месяц жизни

Полгода — очень важный период в жизни маленького человечка. И встреч с различными специалистами будет много. Кроме педиатра, нужно будет посетить невропатолога, офтальмолога и хирурга-ортопеда. В шесть месяцев врачи проверят способность младенца, положенного на спину, переворачиваться на бок, живот, менять положение своего тела, хорошо держать голову, опираться на выпрямленные ладошки рук в положении лежа на животе, точно схватывать разные предметы; удостоверятся в способности малыша сидеть при поддержке с боков. На повестке дня следующие прививки: третья вакцина АКДС, третья вакцина от полиомиелита, третья вакцина против вирусного гепатита В.

Чем полезно плавание для малышей в бассейне?

Преимущества раннего обучения плаванию можно перечислять очень долго. Вот лишь главные из них:

  1. Установление более тесной связи между малышом и мамой. Во время занятий вы сфокусированы друг на друге, и это способствует росту взаимного доверия.

  2. Улучшение когнитивных способностей. Двигательная активность тесно связана с работой мозга и нервной системы. Плавание в воде способствует образованию новых нейронных связей, в особенности развитию мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.

  3. Воспитание уверенности в себе. Приобретая новые навыки, общаясь со своими сверстниками и взрослыми в бассейне, малыш растет более уверенным и социально активным.

  4. Развитие мышц. Плавание помогает мышцам малыша обрести силу, а также полезно для здоровья сердца, легких и кровеносной системы.

  5. Совершенствование координации и баланса. Чем больше малыш двигается, тем быстрее развиваются его навыки крупной моторики.

  6. Улучшение сна. Плавание требует больших энергетических затрат. Малыш устает (в хорошем смысле этого слова), поэтому лучше спит.

  7. Улучшение обмена веществ. Еще одно следствие высоких энергетических затрат — у ребенка появляется отменный аппетит, при этом в организме не откладываются лишние калории.

Полезные советы и ответы на вопросы

Как узнать — хватает ли ребенка грудного молока?

  1. Мокрые пеленки Суть метода заключается в том, чтобы вычислить, сколько раз в течение суток малыш мочится. Для проведения подобного эксперимента необходимо запастись пеленками и выбрать подходящий день, когда можно отложить дела и посвятить свободное время стирке. Избавив ребенка на сутки от подгузника, необходимо подсчитать количество мочеиспусканий за 24 часа. Если число мокрых пеленок будет больше десятка, то причин для беспокойства нет, малыш сыт и доволен!
  2. Норма веса Всемирная организация здравоохранения постаралась и произвела на свет диаграмму, которая показывает норму роста и веса малыша в различные возрастные периоды. Ориентируясь на полученную информацию можно сделать вывод, что здоровый ребенок должен набирать от 500 г до 2 кг за месяц. Регулярные прибавки в весе являются верными показателями того, что процесс лактации протекает успешно.
  3. Регулярность стула Малыш, который питается достаточно, на первом месяце жизни должен опорожняться до 5 раз за день. Несколько дней с момента рождения стул младенца имеет густую консистенцию и темный цвет. Затем испражнения приобретают светло-коричневый оттенок и несколько возрастают в размере. На начальном этапе жизни при хорошем питании, количество испражнений должно практически совпадать с количеством приемов пищи. Нерегулярный стул или полное его отсутствие является сигналом о нехватке молока.
  4. Наблюдение.Ребенок может чувствовать голод, если был неправильно приложен к груди. Понять, что все сделано точно, можно понаблюдав за тем, как младенец глотает. При осуществлении глотка, подбородок малыша делает толкательное движение по направлению к груди. Длительность исполнения приема показывает количество полученного молока. Если глотки не слышны, следует изменить положение младенца, добившись правильного расположения у груди.

Какой распорядок дня у младенцев?

Спокойное бодрствование — ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат

Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
Активное бодрствование — движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
Дремота — веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует

Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
Поверхностный сон — малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
Глубокий сон — дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.

Как поиграть? Потешки.

Тушки-тутушкиТушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две — Ванюшке (Катюшке)!Едет-едет паровозЕдет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», — пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.Смелый пилотВырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.ЛужицаАи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,Вот проснулисьВот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:

  • Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.

  • Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!

  • Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.

  • Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.

  • Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.

  • Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.

Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.

Кормление новорожденного: сколько должен есть малыш на 1-й, 2-й, 3-й или 4-й неделях жизни?

К счастью, придерживаться жесткого графика здесь не нужно. Наблюдайте за малышом и замечайте, как он себя ведет, когда голоден. На этом этапе ребенок сигнализирует о том, что он голоден, с помощью поискового рефлекса (см. описание рефлексов), также он может причмокивать или сосать кулачок. Плачем малыш тоже может показывать, что он голоден, но лучше покормить его раньше и не доводить до расстройства. В среднем в сутки ребенку требуется не менее восьми кормлений, как днем, так и ночью. Малыш может просить покормить его чаще в период скачков роста – а они происходят у каждого ребенка по-разному, чаще всего в конце второй недели и между третьей-шестой неделями. Когда малыш наелся, он выглядит вялым или засыпает. Кормящих мам часто беспокоят вопросы: «Достаточно ли молока?», «Правильно ли ребенок захватывает грудь и сосет?» В таких случаях рекомендуется проконсультироваться с педиатром или специалистом по грудному вскармливанию. Но во всем мире придерживаются правила кормления по требованию малыша, если нет медицинских показаний к другому режиму кормлений.

Нужно ли давать ребенку витамины и добавки?

По вопросу введения витаминов и добавок в рацион ребенка, независимо от способа вскармливания (грудное, искусственное или сочетание грудного и искусственного), лучше всего посоветоваться с педиатром. Например, детям до месяцев показано назначение витамина Д в определенных дозировках.

Считаем мокрые подгузники

Мамы постоянно волнуются, достаточно ли питания получает малыш. Чтобы в этом убедиться, можно посчитать, сколько раз в день вы меняете подгузники и как они выглядят. Не пугайтесь, если в первые несколько дней, развернув подгузник, вы увидите густую субстанцию темно-зеленого или черного цвета. Первый стул малыша состоит в основном из мекония. После выхода мекония из организма стул становится мягче и приобретает желто-зеленый цвет. В норме в течение дня вам придется сменить шесть мокрых подгузников и три-четыре подгузника со стулом, но, конечно же, все дети индивидуальны.

Также о том, что малыш получает достаточно питания, можно понять по тому, как он сглатывает (должен быть отчетливый звук сглатывания). Если малыш ведет себя спокойно в течение нескольких часов после кормления, значит, он сыт. По результатам замеров на приеме у педиатра также можно понять, достаточно ли питательных веществ для роста получает ребенок. Кроме того, если ребенок все тяжелее, складок на конечностях (перетяжек) все больше, а гардероб новорожденного меняется быстро, то явно у малыша все хорошо с прибавками.

На первых порах менять подгузники будет сложно, но вы быстро наловчитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector