Аритмия сердца у детей
Содержание:
- Что делать родителям
- Виды аритмии у детей
- Чем опасно заболевание
- «Школьные» страхи
- Первая помощь при панической атаке у ребенка
- Другие статьи по теме:
- Факторы риска
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Когда это случается
- Страх смерти
- Снохождение и сноговорение
- Загадочные случаи снохождения
- Нервное расстройство с иммунодепрессией, инфекцией и повышением температуры
- Что такое снохождение
- В каких случаях стоит обратиться к врачу
Что делать родителям
Мамы и папы, сталкиваясь с этой детской проблемой, чувствуют себя беспомощными и не всегда умеют успокоить перепуганное дитя. Им рекомендовано не поддаваться панике и запастись терпением, переждать, когда приступ пройдет.
Будить ребенка при эпизоде ночного страха крайне нежелательно. Резкое пробуждение чревато тем, что он может не узнать родителей, будет дезориентирован, растерян и еще сильнее напуган. После этого ему будет труднее прийти в себя и вновь отойти ко сну.
Главной задачей близких во время приступа является обеспечение безопасности своего чада во избежание его травмирования. Им рекомендовано находиться рядом с ребенком и следить, чтобы в бессознательном состоянии он не причинил себе вреда, когда во сне начнет размахивать руками или попытается бежать.
Только после завершения эпизода мама может аккуратно разбудить дитя. Поскольку быстрое возвращение к глубокой фазе сна чревато очередным приступом ночного страха, ей следует убедиться, что малыш полностью очнулся от происходящего с ним в сновидениях.
Родители должны позаботиться, чтобы их чадо лучше высыпалось. Для этого увеличивается время отдыха ребенка, а для карапузов до трехлетнего возраста – обеспечивается более продолжительный дневной сон. Детям постарше рекомендовано ложиться в постель в вечернее время пораньше. За день деткам нельзя слишком сильно уставать. Это тоже чревато проявлением ночных страхов в ночи.
Мамам рекомендовано озаботиться сохранением тесной эмоциональной связи со своим чадом, налаживанием плодотворного с ним общения для обсуждения причин тревожности ребенка. Детям становится легче, когда они рассказывают о том, что их беспокоит. Беседа с мамой и папой поможет их чаду осознать, что ему нечего бояться.
Виды аритмии у детей
С учетом особенностей отклонений сердечного ритма, детскую аритмию распределяют на четыре ключевых вида:
- Тахикардия. Сопровождается учащением ритма. Частота сердечных сокращений в норме увеличивается при физической активности, повышенной температуре, стрессах. Но если такое состояние не зависит от внешних факторов, это считается патологией. Тахикардия свидетельствует о сбоях в работе сердечной мышцы и приводит к ее быстрому износу.
- Брадикардия. Характеризуется слишком медленным ритмом. Частота сокращений уменьшается до 30-50 ударов в минуту. Патологическая брадикардия может не нарушать кровообращение и не вызывать симптомов. Но если ритм падает ниже 40 ударов в минуту, у малыша появляются обмороки, появляется хроническая слабость и головокружения.
- Экстрасистолия. Отличается наличием сокращений вне ритма. Возникает, когда между нормальными сокращениями сердца появляется внеочередной импульс – экстрасистола. Экстрасистолы могут быть множественными или единичными, появляться согласно определенному ритму или беспорядочно. Редкие единичные экстрасистолы не опасны и не требуют лечения. Однако при частых групповых внеочередных импульсах необходима диагностика и лечение патологии.
- Мерцание предсердий. Беспорядочное быстрое сокращение разных участков предсердий, которое вызывает ускорение пульса. Такой вид аритмии в детском возрасте встречается чаще всего. Патология достаточно опасна и при отсутствии лечения вызывает сердечную недостаточность.
Чем опасно заболевание
В большинстве случаев аритмия сердца у ребенка обладает благоприятным прогнозом и протекает доброкачественно
Однако при любой форме болезни крайне важно следить за состоянием здоровья малыша, регулярно проводить профилактическое обследование и по решению врача проходить лечение
При отсутствии грамотной и своевременной терапии патология в будущем может вызывать серьезные осложнения. Длительное течение заболевания пагубно сказывается на работе сердца и приводит к опасным последствиям.
Аритмия может стать причиной сердечной недостаточности и кардиомиопатии, которые несут опасность ранней инвалидизации и даже летального исхода. Повышает риск развития артериальной гипотонии, ишемии миокарда. Длительный приступ тахикардии может спровоцировать кардиогенный шок или острую сердечную недостаточность с отеком легких.
«Школьные» страхи
У детей в это время часто встречаются страхи, связанные со школой. Причин для этого множество. Иногда родители в своем опыте пережили дидактогенный страх и внушают этот страх детям (выполняют за них задания или излишне контролируют их). В результате у детей появляется чувство неуверенности в себе, сомнение в своих силах и знаниях.
Бывает, что дети не хотят идти в школу, мотивируя это тем, что их будут спрашивать. В основе этого страха лежит боязнь совершить ошибку, быть неуспешным или осмеянным. Чаще всего школьники боятся отвечать у доски, панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки, т.е. нанести ущерб самооценке, представлению о своем «Я».
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков.
Первая помощь при панической атаке у ребенка
Успокоить ребенка спокойным тоном и объяснить в максимально доступной форме, что с ним происходит. Дать понять, что скоро это состояние пройдет и не нанесет ему никакого вреда. Создать максимально комфортную обстановку вокруг: устранить провоцирующий фактор (если это возможно), нормализовать температурный режим, обеспечить доступ свежего воздуха, снять неудобную одежду и пр. Если есть возможность, то следует умыть ребенка очень теплой/холодной водой или дать ему подержать руки под струей воды необходимой температуры. Температура воды в этих случаях определяется состоянием ребенка по принципу «наоборот» – если ему жарко, то она должна быть холодной и наоборот. Попытаться помочь ребенку выполнить дыхательные упражнения для успокоения
Дышать он должен ровно и выдох должен быть несколько удлиненным: вдох на два счета, выдох на 3 счета и задержка дыхания на 1 счет. Посоветовать ребенку не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытываются им на физическом уровне. Для этого можно отвлечь его другой интересной для него темой, задать вопрос о ком-то из близких
Более взрослый ребенок, оказавшийся без сопровождения, может попытаться повторить про себя считалочку, стихотворение или поговорить с родственниками по телефону. При сильной панике дать принять рекомендованное специалистом седативное средство (например, экстракт валерьяны, Персен, препарат на основе брома и пр.). Посоветовать ребенку заняться чем-то: сложить в стопку книги, пересчитать деревья вокруг, понаблюдать за рыбками в аквариуме и т. п. Ни в коем случае не кричать на ребенка во время приступа и не ругать его за возникшее состояние. При беседе с ним тон голоса должен оставаться максимально спокойным, уравновешенным и уверенным.
Другие статьи по теме:
- Профилактика инсульта
- Комплексные программы обследования
- Выездные консультации и исследования
- Головная боль
- Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
- Методы диагностики
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.
Факторы риска
Можно сказать, что от общей обстановки в семье напрямую зависит сон ребенка. Во время конфликтных ситуаций неокрепшая психика переживает огромный стресс, даже если подросток просто является пассивным наблюдателем. Во время сна полученная информация перерабатывается, и мозг посылает импульсы в центр, отвечающий за двигательные функции организма.
Ночное снохождение у детей может вызывать повышенная эмоциональность. Эта особенность влияет не только на нарушения сна, но и на общее состояние. Поскольку поддержание эмоционального равновесия ребенка – прямая обязанность родителей, то все опять сводится к семейному микроклимату.
Многие относятся скептически, но все же, ученые предполагают, что лунные фазы также оказывают свое действие на людей, склонных к лунатизму. Сила влияния Луны и ее циклов на земные тела давно известна и изучена. Поэтому замечено, что эпизоды снохождения повторяются с закономерной регулярностью.
Когда снохождение ребенка уже неоднократно было обнаружено, нужно принять все меры, чтобы, в первую очередь, обеспечить его безопасность:
- Установить на окна фиксаторы, чтобы ребенок не смог самостоятельно их открыть.
- Не стоит укладывать маленького лунатика на второй этаж двухъярусной кровати.
- Убрать подальше все острые предметы.
- Позаботиться, чтоб ребенок во время прогулок по квартире или дому не споткнулся о лежащую на полу игрушку и не травмировался.
Конечно, нужно максимально контролировать сон таких детей и не позволять им самостоятельно бродить ночью. Но если такое случается, то хотя бы о безопасности можно не беспокоиться.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Когда это случается
У малышей до трех лет сон обычно настолько глубокий, что даже если им снятся сны, после пробуждения они их не помнят. Поэтому до достижения этого возраста ночных кошмаров у ребенка не бывает. Если кроха слишком сильно переполнен впечатлениями, ему просто может быть трудно заснуть. Или во время сна могут всплыть самые яркие впечатления прожитого дня, а так как мозг малыша не отличает сон от реальности, он просыпается и плачет.
Первые ночные страхи у детей чаще всего связаны с темнотой и страшными сказочными персонажами. По мере развития бурная детская фантазия дорисовывает недостающие части, например, к тени, падающей от стоящего возле кроватки кресла. И вот уже из-под него выползает огромное страшное чудовище, готовое схватить малыша своей мохнатой лапой. Ну как же тут заснешь!
В возрасте 5-7 лет детские страхи связаны чаще с процессом социализации
В это время дети начинают искать и отстаивать свое место в социуме и для них крайне важно признание окружающих. Их может тревожить мысль о завтрашнем выступлении на утреннике, о ссоре с первыми друзьями и т.д
Особенно тяжело переживается в этот период конфликт с мамой, который перед сном обязательно должен быть улажен, иначе малышу кажется, что мама его больше не любит и не полюбит уже никогда.
В 7-9 лет много тревожных мыслей может быть связано со школой. Вечером ребенок переосмысливает прожитый день и не всегда справляется со своими эмоциями, особенно если он сильно перегружен
Поэтому очень важно не проглядеть момент, когда появляются первые признаки переутомления и планировать учебные и внешкольные нагрузки с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша
Примерно в этот же период у ребенка появляется осознание того, что жизнь на земле не вечна и пробуждается страх смерти. Он может бояться не проснуться утром или внезапной смерти родителей и того, что он останется совсем один. Распознать этот страх часто бывает сложно, так как дети с неохотой говорят об этом.
По сути, это нормально, что одни детские страхи по мере взросления сменяются другими – так протекают основные этапы развития психики малыша. Но многих родителей интересует вопрос, как скоро период страхов у ребенка закончится. Все очень индивидуально и дать однозначный ответ сложно.
Но иногда этот период затягивается, и ночные страхи сопровождают ребенка до 12 и более лет, а некоторые из них перерастают в настоящие фобии. Поэтому паниковать по поводу этой проблемы не стоит, но и игнорировать ее полностью нельзя.
Страх смерти
Особо хочется остановиться на том, что, как на предыдущем возрастном этапе, так и в этом возрасте у детей часто проявляется страх смерти. Напрямую страх смерти всплывает редко, обычно он принимает формы угрожающих жизни ситуаций: нападения, стихий, заболевания, войны, падения лифта и т.д.
Взрослые обычно пытаются оградить ребенка от контакта со смертью, когда он начинает проявлять к ней интерес, задавать вопросы. Они окружают смерть тайной, о которой нельзя говорить. Такое молчание еще больше усиливает страх смерти
Однако, о ней важно говорить с ребенком. Дети – великие существа – они способны понять любое явление, если с ними говорить откровенно и на их языке
Нужно понимать, что избегая разговоров о смерти, мы, с одной стороны оберегаем ребенка от чрезмерного стресса, с другой стороны, лишаем его возможности обрести свое внутреннее отношение к этой данности, научиться ценить свою собственную единственную жизнь, проживая ее во всей полноте.
Снохождение и сноговорение
При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него
Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»
Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.
Загадочные случаи снохождения
В сети достаточно историй о странных и даже ужасных выходках лунатиков. Действительно ли они правдивы или придуманы людьми с богатой фантазией для привлечения аудитории – неизвестно. Однако некоторые из них просто шокируют.
Парень возвращался домой поздно ночью после вечеринки. Проходя мимо стройки, он почему-то задержал взгляд на высотном кране. Присмотревшись, мужчина разобрал в темноте отчетливый силуэт, двигавшийся по лестнице крана вверх. Он предположил, что это какой-нибудь рабочий строительной площадки поднимается в кабину, но что-то его все-таки насторожило. Силуэт был слишком маленького роста, но двигался быстро и уверенно. Парень подошел ближе и с ужасом понял, что на стреле высотного крана находится мальчик лет семи. Он был совершенно один и в пижаме. Мужчина не растерялся – сразу вызвал спасателей. Все закончилось хорошо, ребенка спасли. Его родители спокойно спали дома и даже не обнаружили пропажу сына. Они оба утверждали, что с мальчиком такое случилось впервые, а до этого случаев снохождения у него не наблюдалось.
Восьмилетний мальчик, проживающий на последнем этаже пятиэтажного дома, однажды ночью встал с постели и беспрепятственно вышел не только из своей комнаты, но и из квартиры. Побродив по площадке, он поднялся на крышу, подошел к самому краю и упал. Поскольку дом был довольно старый, вокруг него росли большие деревья. Именно это и спасло ребенку жизнь. Пролетая на уровне третьего этажа, он зацепился пижамой за ветку и завис. Конечно же, от такого удара ребенок проснулся и пережил сильнейшее психическое потрясение и шок. Он потерял сознание и остался висеть на дереве. Шум услышали соседи, они же вызвали медиков и сотрудников МЧС. Мать мальчика заметила, что ребенок покинул пределы квартиры, она опоздала буквально на пару минут, чтобы предотвратить падение. Малыш отделался переломом ребер и руки и необходимостью длительное время посещать психотерапевта. Но эпизодов снохождения у него больше не наблюдалось.
Нервное расстройство с иммунодепрессией, инфекцией и повышением температуры
Первично возникает стрессорное нарушение в работе организма на фоне психического стресса, стресса, связанного с операцией, с травмой, адаптацией к часовому поясу, резким климатическим перепадом. В такой ситуации нервная система перенастраивает организм таким образом, чтобы при необходимости дать моментальный физический ответ на опасность.
Иммунная система в стрессе выполняет отличные от «мирного времени» задачи т.е., тормозит выполнение некоторых повседневных процессов, в т.ч. и контроль за микробами на слизистых оболочках. Если стрессорная реакция продолжается слишком долго, слизистые оболочки носа и глотки, бронхов, пищеварительного тракта, мочеполовой системы атакуются микробами с развитием воспаления и повышением температуры тела (лихорадка неясного генеза). При обследовании на предмет лихорадки неясного генеза, частыми находками становятся цитомегаловирус, вирус Эпштейн-Барр, герпес 6 типа и простой герпес, стрептококк, хеликобактер, йерсиния.
Хронический воспалительный процесс приводит к повышенному нервному напряжению. Повышение температуры тела при стрессе обусловлено попаданием организма в замкнутый круг, когда иммунная система слабеет и перестает выполнять свои функции из-за стрессорного воздействия, развиваются инфекционные процессы, являющиеся дополнительным стрессом для нервной системы, «подогревающим» уже запущенные процессы.Обычные симптомы нервного расстройства с повышением температуры (температура на нервной почве):
- астения (слабость, вялость и апатия) и повышение температуры тела;
- нарушение сна ночью и/или сонливость днем;
- мышечные или суставные боли без признаков артрита, которые могут ошибочно трактоваться как артроз или остеохондроз;
- частые и хронические инфекции: тонзиллит, фарингит, циститы, герпес, постоянный дисбактериоз, половые инфекции и т.д.
Что такое снохождение
Для того чтобы понять, откуда у детей берется расстройства сна, необходимо хотя бы иметь представление о его фазах и их различиях.
Сон ребенка, как и взрослого человека, включает в себя несколько повторяющихся циклов, которые, в свою очередь, состоят из сменяющих друг друга медленных и быстрых фаз. Каждая фаза при этом делится на пять стадий. С каждым новым циклом период быстрого сна увеличивается. Именно в это время идёт «переваривание» мозгом полученной за день информации. Регулярное прерывание сна в этой фазе может вызвать серьезные психические нарушения.
Если среди взрослого населения планеты лунатизму подвержены лишь около двух процентов людей, то детей-сомнамбул намного больше. Это временное отклонение происходит из-за повышенной эмоциональной чувствительности и чрезмерно активной мозговой деятельности. Замечено, что ночные «похождения» чаще других устраивают активные, любознательные и общительные малыши.
Когда наступает глубокая фаза медленного сна, возможны проявления снохождения. Наиболее часто это явление возникает при смене третьей стадии четвертой. Происходит так называемое неполное пробуждение, при котором ребенок встаёт, разговаривает, берет в руки какие-либо предметы или совершает, казалось бы, вполне осознанные действия.
Конечно, каждый случай снохождения уникальный и неповторимый. Поскольку все дети абсолютно разные, то и проявляется отклонение по-разному. Можно наблюдать такие признаки лунатизма:
- проявление беспокойства во сне;
- сидение на постели;
- разговор, крики или шепот;
- хождение по комнате;
- действия с какими-либо предметами;
- выход за пределы спальни;
- выполнение привычных мероприятий, которые производятся в период бодрствования, но более медленно и неловко;
- неадекватное или агрессивное поведение;
- отсутствие реакции при обращении.
Приступ, чаще всего, начинается через полтора-два часа после засыпания и длится от 5 минут до 1 часа. После чего ребенок может самостоятельно вернуться в постель, если ранее он не был замечен взрослыми или не вышел за пределы квартиры. Проснувшись, малыш ничего не вспомнит о своих ночных походах, и будет очень удивлен рассказами об этом.
Снохождение у маленьких детей досконально не изучено, но его причины и меры профилактики всем известны.
В каких случаях стоит обратиться к врачу
В большинстве случаев ночные кошмары у детей проходят самостоятельно, но в некоторых случаях они могут стать поводом для обращения к врачу. Родителям следует проконсультироваться с врачом, если:
- приступы у ребенка наблюдаются больше одного раза в неделю;
- если приступ длится более 45 минут или сохраняется после превентивного пробуждения;
- если ребенок начинает ходить во сне, тем самым подвергая себя опасности;
- если во время приступа у ребенка наблюдается напряжение мышц тела и подергивание, слюнотечение;
- если «кошмары» начинаются во время второго, третьего и т.д. цикла сна;
- если ночные страхи ребенка запоминаются и сохраняются в течение дня.
Клинический институт мозга
Рейтинг: 5/5 —
1 голосов