Истерика у ребёнка: советы психологов для родителей

Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?

Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.

Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой

На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:

  1. Мама воспитывает Ваню одна.
  2. Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
  3. Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.

Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.

Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.

А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично

Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Действия родителей

От реакции взрослого очень многое зависит в этот период

В первую очередь родителям важно уяснить: такое поведение считается абсолютно нормальным явлением для данного возраста. Малыш начинает осознавать, что мир крутится не только вокруг него, и порой не желает с этим мириться

В результате проявляются вспышки гнева, агрессии, протест, злость.

Эмоциональная обстановка в семье играет очень важную роль в дальнейшем развитии маленького человека. Родители, осознанно или нет, принимают различные меры, чтобы это прекратилось. Кто-то оставляет малыша одного в комнате, кто-то пытается успокоить его объяснениями. Популярным способом является переключение внимания, но психологи не рекомендуют к нему прибегать. Таким образом, проблема не решается, а откладывается.

Несколько рекомендаций родителям:

  1. Нельзя подавлять проявление детских эмоций, ведь это необходимо для дальнейшего психологического развития;
  2. Критике можно подвергать поступки ребенка, но не личность в целом. Малыш должен быть уверен, что любовь родителей остается, несмотря ни на что;
  3. Нельзя отвечать агрессией на детский гнев и припадки. Кроха должен понимать, что такое поведение не может изменить мир;
  4. Запреты должны быть обоснованы и постоянны.

Разберитесь, почему ребенок так сильно реагирует

То, что ребенок 3–4 лет уже использует слова и может донести, что он хочет, не говорит о том, что конфликты исчезнут.

Ребенок еще учится справляться с эмоциями и даже незначительные разногласия могут привести к конфликту.

Для ребенка важна его растущая независимость и потребность в вашей помощи его разочаровывает. Ребенок расстраивается, когда не может самостоятельно завязать шнурки ботинок.

Дети до 2.5 лет имеют словарный запас около 50 слов.  Они не могут хорошо выразить свои желания и потребности. Когда вы не понимаете их, они разочаровываются.

Можно обучить ребенка нескольким ключевым словам. Сразу может не получиться, но через некоторое время практики вы увидите результаты. Большая часть конфликтов исчезнет.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша — нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать — вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” — ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула — у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 26

Как успокоить ребенка во время истерики?

Первое правило – нужно постараться избежать ситуации, в которой малыш может расплакаться. Не идти с ним в торговый центр, сделать это без малыша. Если ребенок устал и голоден, необходимо его вовремя положить спать и до этого покормить. Не нужно малышу давать много сладкого, сладости приводят к возбуждению психики ребенка. Перекус должен быть нейтральным: сыр, крекер, галетное печенье, вода. Малышу необходима прогулка, если ее нет, он может быть не в настроении. Потому, свежий воздух необходим для маленького исследователя.

Advertisement

Малыши часто капризничают, не получая необходимого внимания, потому стоит всегда обращать внимание на своего ребенка. Дома должна быть положительная атмосфера, ребенок не должен слышать ссоры

Если много смотреть телевизор, ребенок становится раздражительным, необходимо ограждать малыша от постоянных просмотров видео.

Второе правило – это правило активного слушания. Необходимо быть позитивным, быть дружелюбным и когда малыш просит чего-то, озвучивать это и проговаривать. Например, малыш просит воды:” Ты хочешь водички? Хорошо мама нальет тебе водичку. Пожалуйста, вот твоя водичка, солнышко!” Чем больше вы общаетесь с малышом в позитивном настроении, тем позитивнее становится сам ребенок. Ребенок должен чувствовать уважение матери или отца, тогда он будет расти с уверенностью в том, что позитивное общение просто необходимо в мире людей

Очень правильно сказал Дмитрий Писарев: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».Третье правило — необходимо постоянно, на протяжении всего дня, уделять ребенку внимание. Каждый час обращайте внимание на детей и они будут гораздо покладистее

Показывайте, как дороги вам дети, как они умны, способны, талантливы. Малыши, в такой атмосфере, растут полноценными личностями и в жизни многого достигают. Должны быть и разговоры или сказки перед сном и просто объятия и приятные воспоминания, смех вместе, если ребенок более взрослый.

И четвертый необходимый шаг избавления от истерик: тренировка терпения. Дети становятся спокойнее и разумнее при развитии терпения. Если малыш требует внимания, а вы не можете в эту минуту его уделить. Объясните, что потом вы уделите ему больше внимания и поощрите его игрой, если он даст закончить важный разговор или неотложную работу.

Advertisement

Родитель подавляет истерику ребенка криком

Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее. Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке»

Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит

Екатерина Доманькова

— Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик — крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение. Что предпринять:

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Развитие мелкой моторики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и логопедический массаж

Частые причины истерик

Причин такого поведения предостаточно:

  1. Переутомление.

К такому состоянию приводит:

  • нарушение режима дня;
  • сна (читайте полезную статью Как уложить ребенка, если он перегулял>>>);
  • питания;
  • перемена обстановки;
  • много новых впечатлений;
  • долгое пребывание без мамы или папы.

При проблемах со сном у ребенка старше года, смотрите курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

  1. Болезнь или недомогание.
  2. Прекращение ГВ.

Многим родителям приходится проявлять терпение, пока получится отучить от истерик при завершении грудного вскармливания.

Малыш лишился особо ценного в его жизни, ему придется привыкать жить по другому. Ведь ранее успокоение начиналось, как правило, с прикладывания к груди.

На заметку! Усиливать истерики при отлучении может резкое завершение грудного вскармливания.

К сожалению, такой метод является травматичным для ребенка, и истерики — это способ сбросить накопившееся напряжение.

Если вы еще кормите, но хотите завершать, то начните действовать по мягкому методу из интернет-курса Формула отлучения>>>

  1. Плохое настроение мамы, папы или близких людей.

В этой ситуации ваши резкие фразы, нервозность, поторапливание ребенка вполне могут привести к возникновению истерики.

Так ребенок может проявить свое непонимание происходящего с вами и свой страх от странного поведения родителя.

На заметку! Дети хорошие психологи, они быстро считывают информацию о состоянии человека, находящегося рядом.

  1. Истерика, как способ добиться своего.

Многократные положительные результаты истерики, когда родители бросают все свои дела и выполняют желания ребенка, приводят к быстрому пониманию ребенком выгоды такого поведения. И он истерит снова и снова.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Советы окружающим

Окружающие нередко становятся невольными зрителями истерик чужих детей. Иногда без возможности покинуть помещение: ребёнок, например, может начать плакать в самолёте или поезде. Британские учёные из Университета Ньюкасла и Центра лучевой диагностики Wellcome Trust уже давно выяснили, что детский плач — один из самых неприятных звуков для человека. Но нет такого ребёнка, который бы никогда не плакал. Поэтому в первую очередь надо быть понимающим и терпеливым. К тому же не стоит учить родителей азам воспитания. А вот осуждающие или вопросительные взгляды на самого нарушителя тишины иногда могут даже помочь.

Статья по теме

Хорошая мама. Какой она должна быть?

«Действительно неприятно, когда в вашем присутствии случаются такие сцены. Нужно понимать, что это естественный процесс формирования, который проживают все дети хоть и с различной интенсивностью. Не старайтесь как-то повлиять на происходящее: не стоит давать советы и, тем более, высказывать критичные замечания в адрес родителей. Дайте им возможность справиться с происходящим самостоятельно. Кстати, иногда, если ребёнок чувствует осуждение со стороны окружающих, он способен удерживать себя в рамках. Однако, если вас никто не просит о помощи — просто не мешайте», — посоветовала Меркулова.

Даже если случайному прохожему удастся остановить детскую истерику, это может задеть чувства родителей, которые будут винить себя за то, что не смогли совладать со своим ребёнком самостоятельно.

Что нельзя делать

Долгий плач может вывести маму из себя. Постарайтесь не терять самообладания. Если дома есть кто-то кроме вас — поменяйтесь ролями. Вам нужно отдохнуть.

Нельзя резко бросать ребенка, даже на мягкую кровать, неокрепший позвоночник можно легко повредить. Не кричите, не злитесь — ребенок чувствует ваше настроение. Если не уверены в чем причина плача — не торопитесь давать ему лекарства — положение может усугубиться. Не оставляйте малыша одного, к его проблеме добавится состояние одиночества. В этом случае он точно не успокоится.

Стремитесь понять ребенка, дарите любовь и тепло. Если в первые дни вам сложно, вскоре вы научитесь понимать ребенка и быстро устранять причины плача.

Материалы взяты с источника: polzavred.ru

Причины плача ребенка

Все причины расстройства младенца сложно воспринимать в первые недели и месяцы. Со временем ребенок будет четче проявлять эмоции, а мама лучше его понимать, устраняя беспокойство.

Чувство голода

Часто ребенок кричит громко и не может успокоиться даже на руках. Пытается взять свой кулачок в ротик, во время истерики не сразу берет грудь или бутылочку.

Истинная причина в голоде. Чуть успокоившись, он с удовольствием начнет принимать еду.

Требуется контакт с мамой и грудь для успокоения

В этом случае ребенок нуждается в тесном контакте с мамой. Для ребенка требуется создать условия, максимально приближенные к жизни в животе. Тесное пространство, тепло и грудь. Спасает в такой ситуации тугое пеленание. Ребенок быстро успокаивается и засыпает.

Скорее вы услышите назойливые жалобные крики. Просто проверьте подгузник или смените пеленку.

Болит животик – метеоризм

Эти крики резкие, пронзительные, с большой тревогой. Заставляют впечатлительных родителей сопереживать малышу. Главное, не поддаться панике и решить проблему.

До трех месяцев такой плач может заставить поволноваться родителей. Все из-за незрелой пищеварительной системы. Считается, что мальчики страдают коликами чаще девочек.

Жарко или холодно

Следите за температурой и влажностью. Если вам холодно или жарко —  это не значит, что ребенок чувствует то же самое. Определите комфортную для него температуру и правильно подбирайте одежду как дома, так и на прогулке.

Необходимость опорожнить кишечник

Плачущего ребенка вы застанете с поджатыми ножками. Скорее всего, ему нужно освободить животик. Вы можете помочь массажем или легко похлопать по попке. Рецепторы передают сигнал в мозг и скоро ребенок легко опорожнится.

Сонливость

Плач прерывистый. Успокоить новорожденного можно, качая на руках, лежа на кровати, в слинге, в коляске — любым привычным способом мамы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector