Важно знать: как научить ребенка разговаривать в 2 года

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Основные ошибки молодых родителей

Итак, основные ошибки родителей:

  1. Некоторые родители, основываясь на предположении о том, что до достижения одного года малыш ничего не понимает, не считают нужным говорить с ним осмысленными фразами. Это, безусловно, ошибка, так как хотя смысл сказанного ребенку еще не понятен, но уже в один месяц им различаются интонации, и формируется первый словарный запас (пока еще пассивный).
  2. Самый популярный способ успокоить малыша – это дать ему пустышку. Именно злоупотребление этой привычкой может послужить причиной задержки развития детской речи, а в будущем – неправильной артикуляции.
  3. От изобилия чувств родители переходят в общении с ребенком на коверканье слов и «сюсюканье». Этого делать не нужно, потому что ваше чадо освоит именно этот вариант произношения и позже вам предстоит долгий процесс переучивания.
  4. Из-за сумасшедшего ритма мамочки очень скоро начинают уставать. Поэтому часто, чтобы положительно повлиять на разговорчивость энергичного ребенка, ему включают телевизор. Просмотр телепередач не только не скажется на повышении навыков речи, но и может стать причиной неврозов и проблем со сном у детей.
  5. Когда же ребенок начинает говорить свои первые осмысленные слова, совершенно естественным есть то, что не всегда произношения являются правильными. Вот тогда родитель включает режим «навязчивого учителя». Подолгу указывая ребенку на его ошибки и добиваясь правильного произношения, можно напрочь отбить желание учиться говорить. Замечания при обучении важны, но в умеренном количестве и тактичной форме.

Как научить ребенка говорить в 2-3 года: советы родителям

mamuli.club

Недостаточно четкая речь в 2-3 года еще не считается патологией. Главное, чтобы ребенок все понимал и пробовал говорить. Для того, чтобы ребенок 2-3 года научился разговаривать, следуйте следующим рекомендациям:

  • Не сюсюкайте с ребенком, произносите полные слова, даже если малыш не может сказать так, как вы.
  • Не повторяйте слова на языке малыша. Называйте вещи своими именами. Никаких «би-би» и «ням-ням».
  • Многократно повторяйте названия предметов, учите их вместе.
  • Задавайте вопросы малышу и ждите ответа, старайтесь научить ребенка вести диалог.
  • Избегайте языка жестов, поощряйте ребенка говорить слова, собирать их в предложения, усложняя постепенно.
  • Изучайте карточки или картинки в книгах, называйте предметы, персонажи и описывайте действия.
  • Играйте в игру «Что или кто это?», «Что он делает?» с карточками или иллюстрациями в книгах.
  • Читайте и рассказывайте сказки.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Рисуйте пальчиковыми красками.
  • Лепите из теста или пластилина.
  • Общайтесь с детьми постарше.

Если ребенок 2-3 лет продолжает молчать или говорит непонятно, есть несколько полезных методик, которые помогут вам научить разговаривать ребенка:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Посадите ребенка перед зеркалом, а сами сядьте так, чтобы малыш мог вас видеть. Произносите слова, активно артикулируя. Просите ребенка повторять все слова и движения перед зеркалом. Желательно заниматься ежедневно, но не более 10-15 минут.

  1. Игры для языка.

Добиться четкого произношения проще, если учить малыша выговаривать отдельные звуки. Обучение в игре проходит веселее и эффективнее. Научите ребенка рычать, как тигр — отличная подготовка для правильного произношения звука «р». Как шипит змея – подготовка к произношению шипящих.

  1. Скороговорки.

Первоначальная задача говорить четко, а потом уже четко и быстро. Благодаря перестановкам звуков в скороговорках малыш сможет натренироваться произносить сложные звуки.

Научить ребенка разговаривать по силам каждой маме, главное не пускать этот вопрос на самотек, но и не заставлять заниматься насильно. Придет время, и ваш малыш обязательно научиться говорить.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Часто предметом споров молодых родителей является вопрос, какое же слово первым произнесет их малыш: «мама» или «папа»? Это волнующее и незабываемое событие в жизни каждой семьи. Но долгожданное «ма-ма» — «па-па» – всего лишь повторяющиеся слоги, которые не несут никакого смысла и не имеют привязанности к объекту. Впервые осмысленные слова звучат из уст вашего чада в возрасте около года. В этот период его словарный запас составляет около 3-10 слов и с каждым днем пополняется новыми.

Бывает же и так, что с достижением одного года, а затем и двух лет ребенок все еще не говорит. Родители начинают «бить тревогу», но в большинстве случаев это напрасно. До достижения трех лет это абсолютно нормально. Каждый малыш развивается индивидуально. Так, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Помимо этой причины, существует еще ряд других: протекание беременности, первый год жизни ребенка, экологическая обстановка, участие родителей в развитие малыша.

Более подробно хотелось бы поговорить о последней причине и о том, как научить ребенка говорить.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы. Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком. Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику. Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами, когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно «забывайте» фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

Развитие вербальных способностей

Основа для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.

На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.

Постоянное общение

Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.

При этом рекомендуется разговаривать с грудничком, как со взрослым собеседником, даже если он еще не может поддержать разговор. И обязательно хвалить его, если он пытается повторить звуки, произнесенные взрослыми. Это будет стимулировать малыша на дальнейшее развитие.

Знакомство с алфавитом

Годовалому ребенку уже можно показывать буквы, ведь его начинают интересовать окружающие звуки и он пытается их воспроизводить. Занятия должны проходить в игровой форме, и если малыш не готов длительное время сидеть возле мамы и изучать буквы, то не нужно его к этому принуждать.

Мама должна объяснять ему, как «делает машина», «говорит кошка (собака, корова)». При этом следует научиться быть терпеливой и не требовать от своего ребенка слишком многого. Повторять слова нужно в доброжелательном тоне. Во время чтения сказок нужно дать карапузу посмотреть картинки в книге и объяснить, что на них нарисовано и какую они имеют связь с прочитанным.

Пальчиковая гимнастика

Речевой центр располагается в коре головного мозга рядом с областью, управляющей движениями рук и пальцев. Поэтому, стимулируя конечности, можно оказывать положительное воздействие на развитие речи. Рекомендуются такие упражнения:

  1. «Ладони на поверхности». Кроху нужно усадить за стол и положить ручки ладошками вниз. Мама говорит «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
  2. «Пальчики здороваются». Кроха сидит с вытянутыми руками и на счет «раз» соединяет все пальчики правой и левой руки, потом поочередно указательный с указательным, мизинец и мизинцем и т. д.
  3. «Человечек». Пальчики поочередно «бегают» по столу, имитируя ходьбу человека.
  4. «Очки». Карапуз должен показать, как выглядят очки, приставив пальцы к лицу.
  5. «Деревья». На счет «раз» — руки над головой, пальцы вместе. На счет «два» — пальцы растопырить. «Три» — руки перед собой, соединить тыльной частью, пальцы должны быть внизу (показать корни дерева).
  6. «Паук». Согнуть пальчики и медленно перемещать их по столу (как ползет паук).
  7. «Стол». Сжать кулачок и накрыть его ладошкой другой руки.
  8. «Прятки». Ребенок должен сжимать и разжимать кулачки.
  9. «Апельсин». Под стишок «Мы делили апельсин» малыш должен поочередно загибать пальчики.
  10. «Ну-ка братцы». Одна ручки разжата, а указательный палец другой руки поочередно постукивает разжатые пальчики на другой.
  11. «Алые цветы». Кроха должен соединить обе ладошки, а затем медленно раскрыть пальчики (как будто открывается цветок) и покачать ими. После этого пальчики закрываются (цветок засыпает).
  12. «Белка». Поставить руки перед собой ладошками вверх. Правая рука должна находиться на весу, а указательный палец левой водит по ладошке, а потом загибает пальчики правой в порядке очереди: белочка на тележке продаёт вкусные орешки — лисичке-сестричке, мишке толстопятому, воробью пернатому.
  13. «Мостик». Малыш поднимает руки над головой ладошками друг к другу, а затем скрещивает пальцы до горизонтального положения, соединяет средние и безымянные пальчики (мост разводят).
  14. «Ромашка». Пальчики левой и правой руки переплести между собой, а потом прямые пальцы развести по сторонам (лепестки ромашки).
  15. «Бочонок с водой». Малыш сжимает левую руку в кулачок, оставляя небольшое отверстие, а затем повторяет то же самое с правой рукой.
  16. «Пчела». Указательными пальчиками поочередно делать вращательные движения по кругу.
  17. «Солнечные лучики». Поднять руки над головой, скрестив пальчики вместе, а затем развести пальцы в стороны.

Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок заговорил?

 Имеется специальный набор игр, позволяющий неплохо развить речь у детей двухлетнего возраста. Чтобы вовлечь крошку в игру, можно показать ему незнакомую игрушку, или какой-нибудь новый предмет, затем быстро спрятать его и снова показать. Это поднимет ребёнку настроение, вызовет массу положительных эмоций. Всё новое в таком возрасте очень интересно ему.

В процессе подобного общения родителям надо как можно чаще повторять новое для малыша слово. Интерес проявится сам собой, и слово будет произноситься маленьким человеком снова и снова

Важно только по ходу игры вызвать у ребёнка интерес произносить те или иные слова, разговаривать самому

Полезно разговаривать с ним возле окна. Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если отдельные слова и фразы он станет произносить. Если он сказал о дереве, можно спросить, какого цвета его листья. Разговор постоянно надо стимулировать, подталкивая ребёнка к нему. Непременно повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет с тем, чтобы он сам сказал, что это. Подобным приёмом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.

Можно петь с ребёнком весёлые песни и повторять стихи. Такие методы способствуют хорошему развитию речи малыша. Полезно также говорить по телефону. Надо постараться устроить дело таким образом, чтобы кроха не только слушал голос в трубке, но и сам принимал участие в разговоре.
Очень полезны активные игры, содержащие много движения. Можно предложить попрыгать, покружиться, по приседать. Дать команду выполнить то или иное действие. Так ребёнок научится слышать и выполнять просьбы, обращаемые к нему.

Обязательно нужно научить ребёнка правильно произносить слова, для чего надо не коверкать их самому, либо неправильно произносить, не надо смягчать и сюсюкать, ребенок впитывает как «губка» и потом намного сложнее будет его переучивать!!!

Все вышеперечисленные упражнения вполне подходят для двухлетнего малыша. Они направлены на его гармоничное развитие, и познавание им всего нового и интересного.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года

Ориентируясь на среднестатистические данные речевого развития, можно сказать, что в норме речь ребенка в 2 года выглядит так:

  • активный словарь состоит из 200-300 слов, в нем кроме названий предметов и обозначения действий есть уже и прилагательные, местоимения, предлоги;
  • предложения состоят из 3-4 слов;
  • появляется монологическая речь;
  • осваивается грамматический строй языка, структура простого предложения;
  • услышанная речь запоминается и анализируется;
  • вместе с накоплением активного и пассивного словарного запаса происходит усвоение звуков;
  • речь используется для общения, выражения просьб, пожеланий или протеста.

Подчеркнем, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Его речь может и даже будет отличаться от общеустановленных норм.

Поэтому, сравнивая свои достижения со статистикой или с другими детьми, важно соблюдать золотую середину. Что это значит? Не беспокоиться понапрасну и не игнорировать очевидное

Как научить ребенка разговаривать в 2 года

Создавайте потребность говорить

Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы

Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.

Разговор с самим собой

Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом.

Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».

Зрительный контакт

Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова.

Еще лучше — опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.

Произносите слова правильно

Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей.

Говорите медленно, четко и просто

Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба»

Используйте от одного до трех слов

Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним.

Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь.

(Узнайте, 7 советов, как правильно разговаривать с малыми детьми?)

Жесты являются важной частью развития языка

Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.

Читайте вашему малышу каждый день

Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать».

(Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы малыш любил их читать?).

Завершение фразы

Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:

«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.

Помните: стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.

Не используйте телевизор, как фон

Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector