Фобии и стрессы у детей

Почему ребенок постоянно плачет

Часто родители разводят руками, не зная, что предпринять, если ребенок постоянно плачет, и сводят все на банальную истерику.

Ребенок до года

Когда речь идет о новорожденном, об истериках разговора быть не должно: ребенка что-то беспокоит. Взрослые не должны бояться, что избалуют малыша, бросаясь в комнату на каждый его плач. Детские психологи уверяют, что ребенка до года избаловать невозможно. Зато необходимо создать у крохи уверенность в безопасности окружающего, пока незнакомого, мира, либо разрушить уверенность в этом, тогда детские истерики в будущем обеспечены: постоянно пугаясь и ощущая себя в опасности, ребенок будет избавляться от негативных эмоций криками и слезами.

Дети от 1 до 5 лет

Ребенок от года до 4-5 лет может часто плакать, капризничать и истерить

В этот период от родителей требуется пристальное внимание к взрослеющему малышу, гибкость в методике воспитания, понимание и терпение. Поведением младенца управлять было проще: в плаче присутствовала некая логика – дискомфорт, голод, испуг. Сейчас же ребенок идентифицирует себя как личность, этот период сложен не только для родителей, но и для него самого

Подрастающий человечек жаждет самостоятельности, но в то же время не способен объективно оценивать обстоятельства и принимать решения.

Сейчас же ребенок идентифицирует себя как личность, этот период сложен не только для родителей, но и для него самого. Подрастающий человечек жаждет самостоятельности, но в то же время не способен объективно оценивать обстоятельства и принимать решения.

Бывает, что капризы ребенка избирательны, возникают только в присутствии одного из членов семьи, чаще – с мамой. Именно мама в сознании ребенка – это собственность, она и любит, и кормит, и меняет штанишки

Такое отношение к маме проходит с возрастом, но не у всех детей: здесь важно «потрудиться» самой маме, избрав единую линию поведения, никогда не поощряя капризы. Постепенно привыкнув к тому, как реагировать на истерики ребенка, предназначенные исключительно ей, мама даст понять ребенку, что вить из нее веревки не получится. Евгения, мама трехлетнего Матвея: «Матвейка быстро понял, что истерики с папой не срабатывают, а вот меня он всегда «ловил» на моей слабости, постоянно плача, канюча, чего-то требуя

В моем присутствии это был настоящий нытик. Как только я оставляла сына с отцом или бабушками, а позже в саду – ребенок становился абсолютно нормальным мальчиком, не ревел, не жаловался! Я начала воспитание с себя, просто оставляла его наедине с истериками и сдерживалась, чтобы не прибежать успокаивать».

Евгения, мама трехлетнего Матвея: «Матвейка быстро понял, что истерики с папой не срабатывают, а вот меня он всегда «ловил» на моей слабости, постоянно плача, канюча, чего-то требуя. В моем присутствии это был настоящий нытик. Как только я оставляла сына с отцом или бабушками, а позже в саду – ребенок становился абсолютно нормальным мальчиком, не ревел, не жаловался! Я начала воспитание с себя, просто оставляла его наедине с истериками и сдерживалась, чтобы не прибежать успокаивать».

Но бывает, что истеричность – это тип характера, и изменить это невозможно, необходимо подбирать гибкую систему воспитания, консультироваться с психологом

Ребенку с подобным характером жить всю жизнь, поэтому так важно с детства научиться сдерживать себя.

Симптомы и стадии истерики

Хотя зачастую нам кажется, что истерический приступ начался совершенно внезапно, обычно признаки предстоящего «спектакля» можно увидеть заранее. Ребенок хнычет, не слушается, отвлекается, куксится, потом может и замолчать. Это обманчивое затишье часто предвещает последующий взрыв с криками, слезами, топаньем ногами, иногда и случайным нанесением физического вреда себе и окружающим. Если вы научитесь видеть симптомы будущей истерики заранее, то ее будет проще предотвратить. Отвлеките ребенка, покажите ему что-то яркое и необычное. Спросите, чем он недоволен, как ему помочь, предложите решить проблему вместе.

Истерика может проявляться по-разному и длиться разное время, но она всегда устраивается при наличии хотя бы одного зрителя. Так как это во многом демонстративное поведение, без активного участия и явной реакции со стороны приступ утихает гораздо быстрее, так как становится бессмысленным. В истерике можно выделить три стадии.

Первая стадия – голосовая

Ребенок плачет, кричит, визжит, обращает на себя внимание громкими звуками

Вторая стадия – моторная или двигательная. Малыш бросается игрушками и другими предметами, падает на пол, катается по нему, сучит руками и ногами, стучит кулаками. Если в этот момент попытаться физически утихомирить ребенка, он может бить родителя, кусаться и вырываться. Опасность этой стадии в том, что потерявший контроль над своим телом ребенок может случайно нанести себе травму.

Третья стадия – остаточная. Буря прошла, остается физическая и эмоциональная усталость. Ребенок уже не кричит, а тихо плачет, тяжело вздыхает и судорожно всхлипывает, иногда может начаться икота. На этом этапе можно обнять ребенка, успокоить, но не нужно причитать над ним и громко жалеть – это только продлит приступ, не давая малышу окончательно прийти в себя. Все обсуждения и выяснения стоит отложить на потом, когда эмоции улягутся.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления — это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем

Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет

Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов — старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Детские истерики 3 года

3 года – возраст, когда ребенок активно и стремительно демонстрирует свою самостоятельность от родителей. Несомненно, он от них зависит в еде, безопасности, защите, одежде и пр. Однако он желает многие вещи и действия совершать самостоятельно, что должно поощряться. Детская истерика в 3 года – нормальное явление, когда ребенок старается удовлетворить сразу несколько потребностей:

  1. Отстоять свою самостоятельность.
  2. Получить желаемое (способ достижения целей).
  3. Убрать все запреты, которые ему не нравятся и мешают.

С одной стороны родителям следует немного давать свободы детям, поскольку они таким образом познают окружающий мир, становятся самостоятельными, активными и т. д. С другой стороны родители не должны вестись на истерики. Если они будут потакать ребенку, когда он истерит, то неизбежно разовьют в нем истеричное поведение, к которому он будет постоянно прибегать, чтобы получать свое.

В момент истерики следует проявлять хладнокровие – лишать ребенка зрителей, которые будут его жалеть. Лучше, если ребенок окажется один в комнате, тогда он быстрее успокоится. После этого ребенка запрещается наказывать. Он это делал потому, что хотел удовлетворить свои потребности. Лучше обговорить с ребенком, как он может в будущем себя вести, если вдруг снова пожелает удовлетворить ту или иную потребность.

Обсуждение того, как можно достичь желаемого, даст понимание ребенку, что существуют другие способы, помимо истеричности. Поскольку на его истерику никто не реагирует, то следует применить другие методы. В случае их эффективности ребенок будет прибегать только к ним, перестав проявлять истерику.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Как лечить агрессию, раздражительность, нарушения речи и поведения у ребенка в России?

Здравствуйте!

Помогите, пожалуйста, я в растерянности. Ребёнку 3 года, 1 месяц. Не говорит. Из слов говорит мама, мам, ди — друг на его языке. Использует звуки подражания — мяу, ав — ав, му. Показывает жестами (круг, чуть-чуть пальцами сжимая ладонь и др.). Знает и правильно показывает все цвета, но не называет. Буквы — А, Ы, Ли говорить начал недавно. Невропатолог ставит нам диагноз ЗРР 1 степени. Не ходим в сад. Хотим пойти. Сегодня проходили комиссию в сад (для поступления). Психиатр посмотрел и сказал, что мы ребёнка неправильно воспитываем. Даем все и так без слов… Иначе истерики. Муж работает дома, приучил ребёнка иногда играть в танки (компьютерная игра), игра ребёнка раздражает. Ночью пах — пах просыпается и требует. Вроде сегодня с мужем договорились вообще не давать играть ни в игры танки, ни в телефоне игры (разбивал телефон). Я ребёнка стараюсь воспитывать по строже, папа в основном всегда жалел и на его стороне был… С ребёнком я могу договорится и стараюсь на истерики не обращать внимания. Говорю, что этими капризами ничего не добьёшься. Он вроде понимает. Но не всегда. Сегодня психиатр посмотрел и сказал мужу, что дальше из ребёнка может вырасти психопат, если не пресечь поведение и воспитание ребёнка сейчас. Все что попросил или заистерил — дали, уступили… Практически все. Мы в шоке. Муж только вечером мне сказал. Также психиатр сказала, что ребенка обязательно надо в сад отдавать. Хотя бы в частный на полдня. Прямо сейчас. Чтобы его характер (очень сильный, упрямый) перестроить как-то. Я узнала, пойдём даже бегом побежим в садик частный на следующей неделе. Сейчас стараемся наладить режим — раньше вставать и ложиться раньше. Невролог выписала актовегин, пантогам. Начали пить. Актовегин пили 15 дней. Сейчас допиваем. Потом сказала пропить магнеБ6 и тенотен детский. Невролог сказала, что скорее всего, что от того что при родах были зелёные воды, и получилось кислородное голодание. Хотя нам врачи сказали, что все было нормально. Ребёнок доношен – 3300 гр и 51 см. Мы ждали 3 года, что заговорит. Но раньше говорил: «Катя, папа», — сейчас забыл и не говорит. Вылетают какие-то слова, и он их забывает. Хотя повторяем, стараемся. У меня такое ощущение, что я ему говорю: «Скажи это и то», — а он вроде и пытается или не пытается часто и как будто не может. Но все понимает. После слов психиатра я и муж в шоке. Муж уже начал ещё до этого говорить, что проще самому жить, чем с такой семьёй. Ребёнок истерики заказывает… Бесится… Дерется часто. Скажите, пожалуйста, что нам делать? Я так понимаю, что нам обязательно надо в сад начать ходить. Муж уезжает днем из дома, бесится, что он должен уходить, чтобы не видеть истерик и хоть как-то работать. А надо ли сейчас с логопедом заниматься? Или надо бросить все лекарства и через 3 месяца к неврологу на приём показаться? Он у нас интеллектуально развит. Собирает конструкторы мелкие, сопоставляет одинаковые рисунки, и гиперактивный. Что посоветуете делать? Хочется все наладить и ребёнка восстановить до садика или до школы. Да и просто, чтобы он не умственно отсталый был, без каких-либо отклонений. Физически здоровый ребёнок. 1 ребёнок у нас. Очень жду ответ. Заранее очень признательна. Надеюсь на Вашу помощь. Спасибо.
Наталья
 

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Причины истерик

Истерика не бывает абсолютно беспричинной, она всегда становится реакцией на те или иные раздражители. Не всегда сразу становится очевидно, что именно вызвало такое поведение ребенка, но задача родителей – понять это и работать с конкретными проблемами. Если истерические приступы не обусловлены неврологическими или психическими нарушениями, то в большинстве случаев можно выделить следующие причины детских истерик:

1. Недостаток родительского внимания

Ребенку необходим контакт с родителями. Он хочет общаться, проводить время вместе. Малышу нужно знать, что его любят, что он важен для родителей. Если ребенку не хватает внимания, он будет искать способы его получить любой ценой

Иногда слезы, крики и гипертрофированная реакция – это чуть ли не единственная возможность для маленького человечка напомнить о себе, попытаться добиться того, чтобы взрослые заметили его, даже если это внимание будет со знаком минус. Поэтому нередко истерики – повод задуматься, хватает ли ребенку взаимодействия с вами, не чувствует ли он себя брошенным и обделенным

2. Физический дискомфорт

Когда малыш устал, хочет есть или пить, когда ему жарко или, наоборот, слишком холодно, неприятные ощущения и переутомление могут вызвать истерику. Особенно такие реакции характерны для детей 1-2 лет, когда ребенок не всегда полностью осознает потребности своего тела. В этой ситуации сложно переоценить значение режима дня

Устоявшееся время приемов пищи, прогулок и сна, отсутствие излишней активности перед тем, как уложить ребенка спать, внимание к физическому состоянию малыша – все это может помочь укрепить нервную систему и, как следствие, значительно уменьшить количество истерик

3. Невозможность выражать мысли и чувства вербально

Это частая причина истерик в период до 3 лет. Ребенка переполняют эмоции, он хочет донести до вас что-то, жаждет понимания и ответной реакции. Малыш не знает, как высказать то, что он чувствует, и это раздражает его, вызывает вспышки гнева. Ситуация может осложняться, если в семье в принципе не принято говорить о чувствах

Очень важно, чтобы с самого раннего возраста родители обучали ребенка словесному выражению эмоций. Помогите крохе – спросите его, злится ли он, испуган или взволнован, покажите, что вы со своей стороны искренне хотите понять его чувства

4. Кризис, обусловленный возрастом

Недолгий, но бурный период истерик может быть связан с так называемым кризисом трех лет. В этом возрасте дети проходят важный этап взросления, и этот момент обычно сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок стремится к самостоятельности, упрямится, прощупывает границы, пытается «продавить» родителей. Это нормальная стадия развития, и главное в этот момент – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации ребенка. Не давайте ему манипулировать вами, иначе ребенок запомнит, что это действенный способ добиться своего и будет применять его регулярно. Не нужно игнорировать более активные, чем раньше, проявления характера или давить родительским авторитетом, но необходимо давать ребенку понять, что хорошо, а что плохо, и не раздвигать по малейшему требованию рамки дозволенного.

5. Непоследовательность родителей

Когда требования взрослых к малышу бессистемны и нелогичны, а в некоторых случаях и противоречат друг другу, его растерянность и непонимание находят выход в истерике. С самого начала вам стоит выработать четкие правила и ограничения и следовать им. Не ругайте ребенка сегодня за то, что было поводом для похвалы вчера, не допускайте несогласованных действий разных членов семьи, когда, например, мама запрещает что-то, а папа разрешает. Если обстоятельства меняются, проговаривайте их с ребенком, объясняйте, на что ему нужно ориентироваться и почему.

6. Гиперопека

На попытки тотального контроля, удушающую любовь и непрошеную чрезмерную заботу ребенок ответит истерикой, пытаясь вырваться из созданной родителями клетки и отстоять свои границы. Для малыша это практически единственный способ постараться отвоевать свое личное пространство, право на собственное мнение, заявить о себе как о личности. Уважайте вашего ребенка, считайтесь с ним, с самого рождения он – отдельный человек со своим характером и полноценный член вашей семьи.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша — нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать — вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” — ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула — у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 26

Таблица возрастных кризисов

Основоположник отечественной детской психологии Л.С. Выготский ввел понятие «возрастной кризис». Так он обозначил изменение детской психики и поведения в определенный возрастной период. В большинстве случаев, кризисы непродолжительны (до нескольких месяцев), но иногда длятся до двух лет. Начало и финал кризиса размыты, заметны не явно, а середина кризиса отмечается обострением. Тогда и проявляются конфликтность, капризы и истерики.

Период Проявление Задачи
Кризис новорожденности: 0-1 мес. Рефлекторный характер, проявление – плач. Адаптация к окружающему миру.
Кризис 1 года Проявление самостоятельности, вспышки аффективного поведения как реакции на непонимание его взрослыми. Осознание и восприятие дозволенного и недозволенного.
Кризис 3 лет Упрямство, негативизм, протест. Главный мотив: сделать все наоборот. Обесценивание прежних правил поведения.Осознание себя как личности. Познание социальных ролей, норм поведения.
Кризис 7 лет Развитие аффективного комплекса, обостренная
реакция на критику, ожидание похвалы, кривляние, манерность, капризы.
Рождение социального «Я», развитие интеллекта.
Кризис пубертатный (11-15 лет) Эмоциональная нестабильность, вызванная гормональным всплеском (половое созревание), кризис мотивации, конфликтность с окружающими, негативизм. Формируется образ физического «Я». стремление к интимно-личностному общению со сверстниками, стремление к самоутверждению.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector