Скачок роста у детей в 12 месяцев
Содержание:
- Что принесет новый виток в развитии ребенка?
- Как развивать малыша
- Питание ребенка в 1 год
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
- Гимнастика
- Тест на развитие
- Питание ребенка в 14 месяцев
- Ребенку 12 месяцев
- Физическое и двигательное развитие
- Развитие ребенка в 6 месяцев
- Развитие ребенка в 7 месяцев
- Навыки и умения одиннадцатимесячного ребенка
- Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
- Правила по уходу за малышом
- Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
Что принесет новый виток в развитии ребенка?
В свой первый серьезный день рождения ваш малыш вступит в новый этап своей жизни, открывая двери в ещё неизвестный для себя мир, где его ожидает очередная порция знаний и возможностей.
Наступит восьмой скачок роста в развитии вашего ребенка. Он принесет малышу понимание области задач.
Во время предыдущего скачка ребенок освоил понятие последовательностей. Теперь же настал момент глубже и шире изучить внешний мир и взаимосвязь в нём различных событий, действий.
Понятие «Задача» сложнее и объемнее, чем определение последовательности.
Читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>>
В период последнего скачка роста, ваш малыш узнал о чёткой узкой взаимосвязи между разными событиями, предметами и действиями. Он понял, чтобы зажёгся свет в комнате, нужно нажать на выключатель, а чтобы получилась башня, необходимо один кубик поставить на другой.
Других вариантов для достижения этих целей нет: другим способом свет не включить, а замок не построить.
Теперь же ребёнку открывается понимание того, что достичь желаемого результата можно разными способами.
Разновариантность — главное отличие задачи от последовательности. Последняя всегда одинакова и статична. Задача же подразумевает различные способы её решения.
Приготовить пищу можно по-разному. Например, отварной картофель и жаренный — это совершенно два разных блюда. Но и тот вариант, и другой, однозначно можно назвать обедом или ужином.
Но при этом объемное понятие «Приготовить еду» состоит из односложных действий, следующих одно за другим, без которых выполнение задачи будет невозможным:
- подготовить продукт, вымыв его и очистив;
- сложить его в ёмкость;
- подвергнуть воздействию температуры.
Но вот как нарезать картофель, запекать, жарить или отваривать его, какой вид масла добавить и очередность отдельных операций — всё это разные способы достижения одной цели — приготовления пищи.
Читайте полезную статью Питание ребенка от 1 до 3 лет>>>
Другими словами, задача — это различные возможные последовательности, приводящие к одному и тому же результату. Именно это и узнает ваш малыш на данном этапе времени.
Важно! Период освоения новых знаний занимает примерно 4–5 недель, но может сократиться до 3 или наоборот увеличиться до 6 недель. Это зависит от конкретного ребенка, а как мы уже знаем — все дети разные и каждый малыш обладает своей личной и неповторимой индивидуальностью
Это зависит от конкретного ребенка, а как мы уже знаем — все дети разные и каждый малыш обладает своей личной и неповторимой индивидуальностью.
Как развивать малыша
Развитие ребенка на втором году жизни – разносторонний процесс, включающий в себя не только занятия на развитие интеллекта и физических способностей, но и воспитательные моменты, обучение навыкам самообслуживания. Малыш на втором году жизни нуждается в разнообразии, подбору игр, соответствующих потребностям в текущий момент. Чтобы помочь карапузу развиваться, целесообразно проводить с ним занятия развивающие:
крупную моторику. Подвижные игры (догонялки, прятки), гимнастика и упражнения на фитболе, пешие прогулки и т. д. Выбор вида подвижной деятельности нужно производить исходя из интересов крохи. Если малыш не любит догонялки, осторожен в движениях, то ему лучше предлагать прогулки. Активным малышам, не ведающим страха, предпочтительно показывать безопасные игры, с использованием мяча, фитбола и т. д.;
мелкую моторику. Конструктор, первые крупные пазлы, вкладыши, сортеры, игры с бусинами и крышками, шнуровки и т. д
Внимание крохи еще очень не постоянно, хорошо иметь в запасе несколько разных игр для развития мелкой моторики, чтобы предлагать в течение дня 5-6 разных занятий, стимулирующих пальчики рук;
мышление. Логические домики и кубики, конструктор, разборные игрушки, пирамидки, матрешки и т
д. Дети в 12 -15 месяцев уже не просто рассматривают предметы, они хотят их изменить, понять, из чего сделаны вещи, попробовать видоизменить игрушки. Чтобы желание разрушать не превратилось в постоянное крушение окружающих предметов, предложите крохе разборные игрушки;
слух. Музыкальные игрушки и инструменты, прослушивание классической музыки, акцентирование внимания на окружающих звуках. Слух играет важную роль в зарождении активной речи, чем чаще малыш будет слышать разнообразные звуки, тем лучше будут формироваться речевые способности;
бытовые навыки. Учите кроху умываться и вытираться полотенцем, кушать ложкой и пить из кружки, одеваться, обуваться и т. д. Самостоятельные действия благоприятно влияют на развитие личности ребенка, формируют понимание собственных возможностей и положительных личностных качеств. Даже, если у крохи не получается с первого раза выполнить простое действие, не расстраивайтесь. Раз за разом предлагайте малышу пробовать свои силы и скоро он будет делать все сам;
речь. Разговор и чтение книг – лучший способ стимулировать появление активной речи. Малыш должен буквально «купаться» в речи;
творческое мышление и способности. Краски, пластилин, карандаши, мелки и т. д. Чем больше различных способов выражения внутреннего мира будет в запасе у малыша, тем быстрее и лучше будет развиваться его головной мозг. Творчество – способ запустить фантазию, мышление, логику и многие другие важные умения карапуза.
Питание ребенка в 1 год
К концу первого года жизни, постепенно, в рацион ребенка можно начинать вводить твердую пищу. Так годовалому малышу можно дать кусочек яблока, печенье, сухарик.
Обратите внимание, если Вы даете ребенку твердую пищу, не оставляйте его без присмотра, так как малыш может откусить слишком большой кусок и подавиться.
Рацион ребенка в 12 месяцев уже очень разнообразен, в его меню входят основные продукты питания (овощи, фрукты, мясо, рыба, масло, кисломолочные продукты, хлеб и другие).
Молочные продукты очень важны в рационе ребенка. К концу первого года жизни рекомендуется чтобы малыш выпивал около 400-500 мл молока, кефира или йогурта. Молоко можно использовать для приготовления каш, размачивать в нем печенье. Также в рационе ребенка должен быть творог.
Мясные продукты лучше давать малышу в первой половине дня, чтобы пищеварительная система успела справиться с ним до отхождения ко сну и не возникало проблем с животиком.
Один — два раза в неделю, мясные блюда рекомендуется заменять на рыбные. Для годовалого малыша лучше всего подходит морская рыба и рыбы не жирных сортов.
Каши очень сытные и полезные.
Чтобы малыш ел кашу охотнее, в неё можно добавлять овощи или фрукты по вкусу малыша.
Фрукты и овощи источники витаминов, минералов и клетчатки. Они обязательно должны присутствовать в рационе годовалого малыша.
Очень полезно давать малышу компоты, кисели, свежевыжатые соки.
Несмотря на то, что эксперты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка грудью до тех пор пока он сам от нее не откажется, многие мамы, после года, начинают отучать ребенка от груди. Конечно, в таком возрасте грудное вскармливание больше психологический акт, чем элемент питания, поэтому отучать ребенка от груди следует постепенно, чтобы не травмировать его.
Таким образом, к году у ребенка формируется рацион, состоящий из завтрака, обеда и ужина, а также из грудного молока или адаптированной молочной смеси.
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
Что еще умеет ребенок в 11 месяцев и какие навыки формируются у него в этот период, рассмотрим дальше.
Активно развивается понимание речи. Ребенок в 11 месяцев реагирует на свое имя — поворачивает голову, чтобы увидеть, кто его позвал. Он уже понимает, когда его хвалят или ругают, повторяет действия, за которые его хвалили или которые вызвали у взрослых улыбку и смех. Ребенок понимает и может выполнять простые просьбы мамы: «Иди ко мне», «Дай, мама попробует». Ребенок узнает интонации и смысловые жесты, сам подражает жестам взрослых — «дай», «пока-пока».
Понимает значение простых предлогов — «из», «в», «за». Ребенок может достать игрушку из прозрачной банки, не пытаясь взять ее через стенку, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает. Умеет отвинчивать и снимать крышку пластиковой бутылочки, если вы ему показывали, как это делается. Чтобы подкрепить исследовательский интерес ребенка, можете положить в бутылку кусочек яблока или шарик. Не забывайте, что вы всегда должны находиться рядом, когда ребенок играет с мелкими предметами!
Любит активные игры. Дети просто обожают подвижные шумные игры. Вспомните, как хохочет малыш, когда папа подбрасывает его, раскачивает или опускает вниз головой!
Привязан к родителям, особенно к маме. Ребенок в 11 месяцев очень привязан к маме. Он может тревожиться и капризничать, если она долго отсутствует. Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта. Некоторые малышам необходимо, чтобы купали, кормили и укладывали его спать оба родителя.
Усиливается детский лепет. Даже наедине с собой ребенок может произносить целые монологи из различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, активно копирует звуки, которые слышит. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай» и «особые» слова, понятные только ему и родителям: «бах» — падение, «фа» — шапка и т.д.. Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.
Подражает движениям и жестам родителей. По просьбе взрослых ребенок может показать, где у него (мамы, папы, котика, собачки) носик, глазки, ротик, ушки и т. п.
Читай также: Особенности развития психики ребенка до года
Гимнастика
Кроме классической утренней гимнастики для разминки суставов на 2-м году жизни необходимо в течение дня предлагать крохе выполнять новые упражнения, способствующие совершенствованию умения ходить и координации тела во время игры. Наиболее полезными считаются:
- приседания. Малыш держится за руки или другой предмет и совершает приседания вместе со взрослым;
- ползание через обруч или руки взрослого. Положите на пол яркую игрушку. Поставьте перед карапузом обруч или руки, сведенные в замок. Попросите кроху достать игрушку. Можно предложить проползти под палкой или подушкой, уложенной на небольшие стульчики на высоте в 30-40 см от пола;
- растяжение мышц спины. Малыш сидит на полу. Взрослый садится к нему лицом и зажимает его ноги своими бедрами. Придерживая кроху за руки, предложите ему лечь, после чего вернуться в исходное положение;
- покорение высоты. Под контролем взрослого ребенку предлагается залезть на диван или стул и слезть с него правильно: поочередно спустив ноги на пол;
- броски мяча. Резиновый мяч диаметром около 30 см карапуз кидает как можно дальше двумя руками. Взрослый кидает мяч крохе в руки, стимулируя умение ловить мяч двумя руками;
- тренировка ног. Кроха лежит на спине. Взрослый держит на высоте 40-50 см небольшой предмет. Предложите карапузу достать до игрушки ногой;
Эти простые упражнения понравятся вашему бутузу еще больше, если фоном к ним будет бодрая маршевая музыка.
Тест на развитие
Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз должен уметь:
- Ползать, стоять у опоры, делать несколько шагов за руку со взрослым;
- активно использовать жесты и мимику для общения;
- говорить минимум 1 слово, подразумевающее под собой объект или предмет;
- выполнять простые просьбы «дай», «покажи»;
- выражать негативные эмоции;
- применять простые игровые навыки (собирать пирамидку, строить башенку из кубиков);
- пить из чашки.
Если какой-либо из навыков отсутствует, следует постараться развить его при помощи гимнастики, самостоятельной деятельности малыша или обратиться к участковому педиатру при отсутствии желания изучать умение со стороны крохи.
Питание ребенка в 14 месяцев
Ребенку в 14 месяцев нужно 1000 калорий в день, распределенных на три небольших приема пищи и два сытных перекуса. Включайте в рацион продукты из основных категорий: с высоким содержанием белка (например, мясо и яйца), молочные (творог , йогурт и сыр), фрукты, овощи, цельнозерновые (хлопья и каши, макароны, хлеб).
Сбалансированное питание обычно обеспечивает малыша необходимыми витаминами и минералами, но иногда нужно давать дополнительные витамины.
Например, вашему малышу могут потребоваться добавки с витаминами В2, В12 и кальция, если ваша семья придерживается строгой вегетарианской диеты.
Ребенку 12 месяцев
На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…
Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.
Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.
Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.
Если истерика случилась на улице, унесите домой
В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать
Кризис первого года
Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.
И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.
Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления
За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша
Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.
Приметами кризиса первого года являются:
- «трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Проблемы второго полугодия
- постоянное вредное для себя поведение;
- безостановочный онанизм;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- отсутствие любимых игрушек и занятий;
- постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!
Физическое и двигательное развитие
В период между 10 и 11 месяцами малыш должен набрать около 400 г, а общий вес должен быть в пределах от 7 до 11,7 кг (по данным ВОЗ). Рост у ребенка одиннадцати месяцев должен быть в пределах 68-78 см. Как правило, у мальчиков рост и вес больше, чем у девочек. Почему такие большие расхождения? Все очень просто, все детки разные, кто-то больше, кто-то меньше и развитие у каждого индивидуальное, поэтому специалисты и допускают такие пределы.
Что же должен уметь малыш в 11 месяцев, говоря о двигательном развитии?
- Все те навыки, которые ваш ребенок научился делать раньше, теперь активно совершенствуются. Если пару месяцев назад он просто брал игрушки и перекладывал их с места на место, то уже сейчас малыш может разбирать и собирать их, самостоятельно играя. Например, кроха может разобрать и собрать пирамиду или башни из кубиков.
- В 11 месяцев ребенок уверенно сидит и может сидя крутиться в разные стороны. Теперь малыш может некоторое время сидя играться различными игрушками, а у мамы появляется больше свободного времени.
В этом возрасте малыш уже может самостоятельно стоять, опираясь на что-то, активно ползать и делать первые шаги. Его костная система уже достаточно сформирована, чтобы выдерживать такие нагрузки. Дети, которые предпочитают ползать, как правило, не торопятся ходить и изучают окружающий мир на четвереньках. Это абсолютная норма, некоторые специалисты даже утверждают, что процесс ползания необходим для укрепления детских костей и мускулатуры.
Так что если малыш любит ползать, не торопите его, он обязательно встанет и пойдет. А если ваш ребенок, мальчик или девочка, в 11 месяцев умеет устойчиво стоять и пытается ходить, вы можете смело на прогулке тренировать этот замечательный навык, а дома можно использовать ходунки, ведь ходьба очень полезна для растущего организма.
Развитие ребенка в 6 месяцев
С каждым месяцем подвижность ребенка увеличивается: в 6 месяцев вовсю переворачиваются со спины на бок, а потом на живот, а некоторые малыши начинают ползать. Пусть и неуверенно, но дети уже способны передвигаться самостоятельно. Родителям теперь не стоит оставлять малыша надолго одного, особенно в местах, где существует опасность упасть или наткнуться на острый/горячий предмет.
Полугодовалые малыши обычно могут стоять и сидеть, используя руки взрослых как опору. Пока это длится недолго, но с каждым днем скелет и мышцы ребенка крепнут, позволяя ему чувствовать себя более уверенно.
В 6 месяцев малыши могут держать в руках игрушки разного размера, трясти и ощупывать их, а также пробовать на вкус. Их поведение становится все более осмысленным: теперь родителям легче понимать желания ребенка и его эмоции.
Огромный объем информации малыши сейчас получают через свои глаза и уши
Важно объяснять им все, что происходит вокруг, давать названия объектам и действиям. Пусть у ребенка будут игрушки разных цветов и размеров, издающие звуки и молчащие, гладкие и шероховатые
Чем больше впечатлений будет получать дитя, тем интенсивнее будет его развитие.
Развитие ребенка в 7 месяцев
Прошло более полугода с момента появления малыша на свет, и наступает новый важный этап в его жизни: самостоятельное передвижение. Большинство детей к 7 месяцам начинают ползать и границы их мира значительно расширяются. Оказывается, что вокруг столько интересного и непознанного! Напоминаем, что взрослым нужно быть внимательными и обеспечить безопасность всех мест, куда может добраться малыш.
Приблизительно в этот момент у детей начинает развиваться долгосрочная память: они запоминают, какие игрушки издают звуки, а какие молчат; различают знакомых людей и тех, кого видят впервые в жизни. Их речь приобретает большую плавность и иногда может казаться, что ребенок осознанно произносит какое-то слово. Но чаще всего это лишь набор звуков, похожий на заветные “мама” и “папа”.
Навыки и умения одиннадцатимесячного ребенка
Кроха в одиннадцать месяцев уверенно стоит на ногах, придерживаясь при этом за любую опору или за родительскую руку. Передвигается в ходунках, ходит, держась за стену или игрушку-каталку. Некоторые малыши уже самостоятельно стоят без опоры или даже ходят, удерживая в руках какие-либо предметы для равновесия.
Ребенок уже может садиться из положения стоя, хотя это пока ему дается непросто. В одиннадцать месяцев карапуз хорошо ползает на четвереньках, уверенно и без поддержки сидит на протяжении длительного времени. Во время хватания предмета, малыш определяет его размеры и раскрывает ладонь в соответствии с ними.
Малыш может показывать пальцем на интересующие его предметы. Дети в этом возрасте довольно успешно орудуют ложкой и могут набирать в нее еду. Чашку ребенок держит двумя руками. Он полностью освоил щипковое хватание и теперь без проблем поднимает с поверхности даже самые мелкие предметы. Карапуз может ставить один кубик на другой.
У многих одиннадцатимесячных малышей уже имеется по четыре резца: два внизу и два вверху. Также могут начать прорезаться коренные зубы сверху и снизу. Хотя зубы в этом возрасте бывают не всегда. Если они еще не появились, не следует паниковать. Скорее всего, они прорежутся до года. При их отсутствии у годовалого малыша, его следует показать врачу и пройти обследование.
Одинадцатимесячный малыш уже всё понимает
В одиннадцать месяцев ребенок произносит простые слова с обобщенным смыслом. Он умеет выговаривать «мама» и «папа». Может попросить поесть, указывая на любимый продукт. В этом возрасте карапуз уже знает до четырех слов, а остальные повторяет за взрослыми. Ребенок четко осознает, что родителями можно манипулировать. К примеру, поняв, что на его плач взрослые идут быстрее, он хныкает специально для привлечения внимания. В этом случае в глазах ребенка не будет слез, а только полная сосредоточенность. В одиннадцать месяцев кроха понимает практически все, что ему говорят родители. Он может выполнять многие их просьбы.
Качает в такт головой под слова «да» и «нет». Если карапуз ставит перед собой цель, он настойчиво добивается ее, и может по нескольку раз повторять одни и те же действия, если они не приводят к желаемому результату. Сделав то или иное действие, ребенок ждет, чтобы родители его одобрили и похвалили.
Когда взрослые играют с малышом, он старается сделать все, чтобы его поведение смогло их рассмешить или удивить. На данном этапе своего развития, карапуз понимает, когда с ним играют и шутят, а когда, нет. Ребенок становится сообразительным. Он может спихивать предметы со стола, переворачивать коробку с игрушками, чтобы достать ту, которая ему нужна. Одиннадцатимесячные малыши могут играть в простые сюжетные игры, к примеру, качать мишку или кормить куклу.
Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.
Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.
Зрение
Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.
Слух
Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.
Речь
Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.
Моторика
В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.
Эмоции
Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот
Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления
Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.
Правила по уходу за малышом
На втором году жизни стоит постепенно приучать карапуза к самообслуживанию. Утренние умывания, мытье рук перед и после еды постепенно превращаются в ритуал, совершаемый малышом самостоятельно, под контролем взрослых. Для удобства хорошо поставить около раковины стул, подходящий по высоте малышу, чтобы он сам мог дотянуться до крана и мыла. Покажите крохе, как нужно мыть руки с мылом, ополаскивать их, вытирать. Целесообразно разместить вешалку с полотенцем для малыша на высоте около 90 см от пола. Так кроха сможет под вашим контролем самостоятельно вытирать руки и лицо.
Уши и нос ребенка можно проверять на чистоту раз в 2 дня. При необходимости, очищая ушную раковину и носовые проходы. В этом возрасте многие дети начинают протестовать при очищении носовых проходов. Если кроха плачет и кричит, не стоит его мучить, в норме, скопившиеся корочки самостоятельно покинут нос вместе со слизью во время высмаркивания.
Базовый уход за ребенком между 12 и 15 месяцами жизни состоит из:
- Утреннего комплекса: гимнастика, чистка зубов, самостоятельное умывание, проверка ушей и носа на наличие корочек, подмывание, закаливающие процедуры.
- Дневные процедуры: очищение рук, лица перед и после еды, подмывание после дефекации и при смене подгузника, дневные упражнения, закаливающие процедуры и т. д.;
- Вечерний комплекс: купание (1 раз в 2 дня), массаж, очищение кожи рук и лица, подмывание, расслабляющий массаж, чистка зубов и т. д.
Рекомендуется проводить одни и те же процедуры ежедневно, приблизительно в одно время, чтобы кроха привыкал к заданному режиму, воспринимал базовый уход как необходимость. Постепенно следует приучать малыша выполнять основные процедуры по уходу за своим телом самостоятельно, особенно детей, готовящихся в ближайшее время посещать детский сад.
Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
Что еще умеет ребенок в 11 месяцев и какие навыки формируются у него в этот период, рассмотрим дальше.
Активно развивается понимание речи. Ребенок в 11 месяцев реагирует на свое имя — поворачивает голову, чтобы увидеть, кто его позвал. Он уже понимает, когда его хвалят или ругают, повторяет действия, за которые его хвалили или которые вызвали у взрослых улыбку и смех. Ребенок понимает и может выполнять простые просьбы мамы: «Иди ко мне», «Дай, мама попробует». Ребенок узнает интонации и смысловые жесты, сам подражает жестам взрослых — «дай», «пока-пока».
Понимает значение простых предлогов — «из», «в», «за». Ребенок может достать игрушку из прозрачной банки, не пытаясь взять ее через стенку, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает. Умеет отвинчивать и снимать крышку пластиковой бутылочки, если вы ему показывали, как это делается. Чтобы подкрепить исследовательский интерес ребенка, можете положить в бутылку кусочек яблока или шарик. Не забывайте, что вы всегда должны находиться рядом, когда ребенок играет с мелкими предметами!
Любит активные игры. Дети просто обожают подвижные шумные игры. Вспомните, как хохочет малыш, когда папа подбрасывает его, раскачивает или опускает вниз головой!
Привязан к родителям, особенно к маме. Ребенок в 11 месяцев очень привязан к маме. Он может тревожиться и капризничать, если она долго отсутствует. Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта. Некоторые малышам необходимо, чтобы купали, кормили и укладывали его спать оба родителя.
Усиливается детский лепет. Даже наедине с собой ребенок может произносить целые монологи из различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, активно копирует звуки, которые слышит. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай» и «особые» слова, понятные только ему и родителям: «бах» – падение, «фа» – шапка и т.д.. Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.
Подражает движениям и жестам родителей. По просьбе взрослых ребенок может показать, где у него (мамы, папы, котика, собачки) носик, глазки, ротик, ушки и т. п.