Хватательный рефлекс у новорожденных
Содержание:
- Основные подходы к лечению ДЦП
- Оральные рефлексы
- Патологические рефлексы новорожденных детей
- Описание хватательных рефлексов
- Устное общение и осмотр
- Тонический лабиринтный рефлекс
- Таблица значений рефлексов новорождённого
- Оральные сегментарные автоматизмы
- Что такое безусловные рефлексы
- Нарушения рефлекторных реакций
- Врождённые защитные механизмы
- Виды рефлексов у новорожденных детей
- Корневой рефлекс [ править ]
- Врожденный рефлекс Моро: что это такое
- Пластинки Star Smile в помощь здоровому прикусу у ребенка
Основные подходы к лечению ДЦП
Помощь ребенку с ДЦП подразумевает задействование команды различных специалистов медицинского, педагогического и социального профиля. При этом важную роль играет активное участие родителей. Ключевым аспектом является непрерывность оказания помощи.
Лечебная физкультура при ДЦП. Фото: olesiabilkei / Depositphotos
Реабилитационная терапия
Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание. Поэтому раннее начало комплексной терапии играет важную роль в развитии доступных ребенку моторных и речевых навыков. Реабилитационная программа подбирается индивидуально, на основе имеющихся дефектов.
Основа реабилитации при ДЦП – массаж и лечебная физкультура (ЛФК), которые должны проводиться ежедневно. Поэтому базовыми навыками и упражнениями следует овладеть родителям ребенка.
Навыки двигательной активности приобретаются при помощи кинезиотерапии. Она заключается в многократном повторении нормальных движений, которые должны быть освоены. Наиболее эффективными подходами считаются Войта-терапия, Бобат-терапия, PNF-терапия.
Также в рамках реабилитации применяются технические средства: ортезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Их назначение – компенсировать физические дефекты, например, различия в длине конечностей, деформации и моторные нарушения.
Что такое ортезы?
Ортез представляет собой специальное медицинское приспособление, которое позволяет изменить структурные и функциональные характеристики нервно-мышечной и скелетной системы. Они помогают разгрузить, зафиксировать или скорректировать функции поврежденного сустава или конечности. К их числу относятся разнообразные корсеты, бандажи, аппараты, специальная обувь и стельки.
При ДЦП часто наблюдается подошвенное сгибание стопы и голеностопного сустава, что связано с чрезмерной напряженностью икроножных мышц. Это приводит к изменениям структуры голеностопного сустава и стопы, что вызывает такие явления как вальгус (наклон стопы кнутри) или варус (наклон стопы кнаружи).
Для коррекции этих состояний и других деформаций нижних конечностей используются следующие ортезы:
- AFO (ankle and foot orthoses) – на голеностопный сустав и стопу.
- KAFO (knee ankle foot orthoses) – на коленный, голеностопный сустав и стопу.
Цель ортезов – помощь в передвижении и приобретении моторных навыков. Однако они не направлены на лечение или нормализацию мышечного тонуса, по этому они не могут быть единственными методомам коррекции при ДЦП.
Социально-педагогическая реабилитация
Основная цель восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом – адекватная социальная адаптация. Для нее необходима не только возможность двигаться, но и навыки коммуникации, интеграции в среду сверстников, получение образования и профессии.
В связи с этим в комплекс терапии обязательно включаются:
- Трудотерапия. Позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п.)
- Логотерапия. Помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами. При этом могут применяться вспомогательные устройства: компьютеры с синтезаторами речи или изображениями предметов и действий повседневной жизни, при помощи которых ребенок получает возможность объяснить свои потребности. При выраженном дефиците речи больной обучается альтернативным методам общения, например языку жестов.
- Арт-терапия и реабилитация через спорт. Способствуют формированию мотивации к лечению и социальной интеграции.
Также широко используется кондуктивная педагогика. Она объединяет педагогические и реабилитационные цели. Во время занятий широко используют ритмические звуки и песни. С помощью ритма и текстов песен устанавливается фоновый ритм двигательной активности, который помогает обучению и мотивации ребенка4.
Использование животных в реабилитации детей с ДЦП
Действенным подходом считается вовлечение животных в процесс реабилитации детей с ДЦП – анималотерапия. Она основана на сочетании кинезиотерапии и позитивного эмоционального настроя4.
К основным разновидностям анималотерапии относятся:
- Иппотерапия – занятия с лошадьми.
- Канистерапия – общение со специально обученными собаками.
- Дельфинотерапия – плавание в бассейне с дельфинами.
Анималотерапия широко распространена среди детей с ДЦП. Фото: TUT.BY / YouTube
Оральные рефлексы
Сосательный — когда крохе в рот попадает грудь или соска он их активно сосет.
Поисковый — когда грудничку легонько трогают уголок губ, то он поворачивает голову и открывает рот, у двух — месячных младенцев его уже нет.
Хоботковый — если задеть губку малыша, то он выпечет ее словно хобот, рефлекс сохраняется до трех месяцев.
Ладонно-ротовой — смешанный рефлекс, относится и к оральным и к спинальным рефлексам. В случае, когда крохе надавливают на ладошки, в районе большого пальца, то он откроет ротик, и попытается подтянуться к кулачкам. У двух месячных малышей такая особенность ослабевает.
Если, эти рефлексы у младенца отсутствуют — поражена центральная нервная система.
Нужно учесть то, что рефлексы по-разному выражаются у голодного и сытого ребенка. Если ребенок здоров и голоден его реакция будет бурной, он будет искать пищу, быстро сосать. В случае, когда ребенок сыт его реакция будет более пассивной. Поэтому, чтобы невролог не ошибался с диагнозом, обязательно расскажите ему о том, как покушал ваш малыш и когда.
Максимальную пользу от похода к неврологу можно получить в том случае, если в помещении будет комфортная температура, ребенок поест заранее до приема врача, но не меньше чем за полчаса и на улице будет солнечная погода.
Патологические рефлексы новорожденных детей
Говоря об основных врожденных рефлексах новорожденных, нельзя забывать и о том, что у малышей могут возникать и патологические (неправильные) рефлексы, не предусмотренные заложенной в них «программой». Как правило, они возникают не случайно, а вследствие каких-либо причин. И их множество. Один из примеров — это привычка ребенка сосать свой палец.
Если младенец начинает сосать палец в раннем возрасте, от 1-го до 3-х месяцев, то он может делать это в промежутках между кормлениями, как бы имитируя их, или в случае, если у него болит животик. Дело в том, что малыш сосал пальчик, еще находясь в утробе матери, и это стало для него привычкой. Как правило, с возрастом эта привычка проходит. В целом, патологическим рефлексом у новорожденных детей может быть любой нормальный рефлекс, продолжающийся больше установленного для него срока. В этом случае нужно обратиться за консультацией к педиатру.
Описание хватательных рефлексов
Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.
На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).
Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.
Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.
О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:
- Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
- Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
- Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
- Сохранение функции после 4-5 месяцев.
Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).
Устное общение и осмотр
Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.
Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.
Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.
Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.
Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.
Тонический лабиринтный рефлекс
Тонический лабиринтный рефлекс — это примитивный рефлекс, обнаруживаемый у новорожденных людей. При таком рефлексе наклон головы назад в положении лежа на спине заставляет спину напрягаться и даже выгибаться назад, ноги выпрямляются, напрягаются и сводятся вместе, пальцы ног указывают на пальцы, руки сгибаются в локтях и запястьях и руки сжались в кулаки или пальцы сжались. Наличие этого рефлекса за пределами стадии новорожденного также называется патологическим паттерном разгибания или тонусом разгибателей.
Присутствие TLR, а также других примитивных рефлексов, таких как асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) после первых шести месяцев жизни, может указывать на то, что у ребенка задержка в развитии и / или неврологические аномалии. Например, у людей с церебральным параличом рефлексы могут сохраняться и даже быть более выраженными. Как аномальные рефлексы, тонический лабиринтный рефлекс и асимметричный тонический шейный рефлекс могут вызывать проблемы у растущего ребенка. И TLR, и ATNR препятствуют функциональной активности, такой как перекатывание, соединение рук или даже поднесение рук ко рту. Со временем как TLR, так и ATNR могут вызвать серьезное повреждение суставов и костей растущего ребенка, в результате чего головка бедренной кости частично выскользнет из вертлужной впадины ( подвывих ) или полностью выйдет из вертлужной впадины ( вывих ).
Таблица значений рефлексов новорождённого
Название рефлекса Описание Как проверить? Когда исчезает? Что важно?
Сосательный рефлекс
Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.
Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком.
К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.
Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы только, если сосательный рефлекс хорошо выражен.
Хоботковый рефлекс
Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс – это компонент сосательного рефлекса новорожденного.
Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.
В 2-3 месяца. Долгое сохранение хоботкового рефлекса новорождённого может говорить о поражении центральной нервной системы.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.
Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.
В 3-4 месяца.
Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует – о поражении ЦНС.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
Смешанная разновидность реакции ребёнка.
Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.
Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.
Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.
Верхний защитный рефлекс
Благодаря этому рефлексу малыш восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Если положить новорождённого на живот, он повернёт голову набок, чтобы дышать спокойно. К 1,5 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС. Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных Способность новорождённого к опорной реакции.
Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки
Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.
Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев.
Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.
Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)
Становится выраженным на 3-4 день жизни.
Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.
К 4 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
Рефлекс объятий (рефлекс Моро)
Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.
Вызвать можно разными способами, например, стукнуть по пеленальному столику в 15 см от головы лежащего на нём ребёнка, или приподнять ноги и таз малыша над постелью, или внезапно разогнуть ребенку ноги. При этих действиях малыш разводит руки в сторону и разжимает кулачки, выпрямляет ноги, несколько секунд спустя малыш возвращается в исходное положение и даже может обнять себя.
К 5 месяцам.
У детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго.
Это основные, но далеко не все рефлексы, которые проверяют неврологи и педиатры у новорождённого. При слабовыраженном, отсутствующем рефлексе или при неадекватной реакции на вызов рефлекса следует провести дальнейшие обследования, чтобы выявить причины.
Оральные сегментарные автоматизмы
Сосательный рефлекс
При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет. ( Dettwyler 1995).
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления
Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает
Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
Видео, показывающее рефлекс Бабкина.
При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
Что такое безусловные рефлексы
Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.
Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.
При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.
https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o
Нарушения рефлекторных реакций
Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.
Итак, на что же нужно обращать внимание?
Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо
Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.
Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:
- нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного>>>;
- патологии нервной системы;
- воспалительных заболеваний;
- реакции на лекарственный препарат.
При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:
- Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
- Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
- Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.
Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие
Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.
- Икота у новорожденных
- Синдром внезапной детской смерти
- Почему ребенок срыгивает после кормления?
Врождённые защитные механизмы
Новорожденные далеко не так беззащитны, как это может показаться со стороны. Природа наделила детей первых месяцев жизни мощными врождёнными механизмами, которые позволяют обеспечить основные потребности малыша.
С момента появления на свет ребёнок способен:
- добывать себе еду — сосать сосок материнской груди;
- хвататься за всё, что только попадается в его маленькие цепкие ручки;
- задерживать дыхание под водой;
- плавать;
- продвигаться вперёд «ползком», отталкиваясь от опоры;
- совершать движения, отдалённо напоминающие ходьбу.
Все эти врождённые механизмы носят название врождённые рефлексы, и именно по ним косвенно определяется зрелость нервной системы новорожденного
При этом важно не только присутствие этих рефлексов, но и сроки их исчезновения
Значение врождённых автоматизмов (рефлексов) сложно переоценить. Они призваны защитить ребёнка от негативных факторов окружающей среды, как можно быстрее адаптироваться в новых условиях существования.
https://youtube.com/watch?v=wHW3JQlJQEw
Виды рефлексов у новорожденных детей
Медицинские специалисты насчитывают 16 основных безусловных рефлексов новорожденного ребенка. Выделяются оральные, то есть поддерживающие сосательную функцию, спинальные, представляющие собой непроизвольные движения туловища и конечностей, и позотонические, обеспечивающие правильное распределение нагрузки на мышцы, врожденные реакции.
Оральные рефлексы
Сосательный рефлекс – способность младенца производить губами и ртом сосание. Причем реакция возникает, когда в детскую ротовую полость проникает не только мамина грудь, но и любой предмет. Если, например, всунуть малышу в ротик палец, то он крепко стиснет его язычком и губками, примется старательно сосать. Этот рефлекс исчезает довольно поздно, в отдельных случаях держится до пяти лет. Глотательный рефлекс – умение заглатывать пищу, попадающую в рот. Эта автоматическая реакция организма сохраняется на всю жизнь. Хоботковый рефлекс – вытягивание губ в виде трубочки при непроизвольном сокращении круглой ротовой мышцы. Такой неосознанный ответ появляется при легком прикосновении к верхней губе ребенка. Он важен для правильного совершения сосательных движений, пропадает примерно через три месяца после рождения. Искательный рефлекс – поиск малышом маминой груди. Если легонько дотронуться до края ротика, то кроха сразу повернет головку в сторону раздражителя, а его губки раскроются. Эта реакция исчезает в четыре месяца. Рефлекс Бабкина – поиск младенцем материнской груди при прикосновении к его ладоням
Если осторожно надавить на бугорки возле больших пальчиков, то ребенок автоматически откроет ротик и откинет головку, пытаясь найти источник пищи. Эта непроизвольная реакция обычно пропадает уже в два месяца
Спинальные рефлексы
- Хватательный рефлекс – сжатие в руках и крепкое удерживание какого-либо предмета. Если новорожденному ребенку в ладонь вложить, например, указательный палец, то он обхватит его и не отпустит. Исчезает эта неосознанная реакция в четыре месяца.
- Подошвенный рефлекс – сгибание пальчиков ног. При легком надавливании на ступню над второй и третьей плюсной малыш автоматически поджимает все пальцы.
- Защитный рефлекс – способность ребенка, уложенного на животик, поворачивать головку вбок. Так младенец получает возможность нормально дышать при любом положении тела. Реакция пропадает, когда кроха обучается самостоятельно держать голову.
- Рефлекс опоры – умение упираться всей ступней в какую-либо поверхность. Когда ребенок находится на весу, например, на руках у мамы, то его ножки согнуты в коленках и поджаты к животу. Если же малыш прикасается стопами к поверхности, то сразу же выпрямляет ноги. Такой непроизвольный ответ организма сохраняется долго, почти до года.
- Рефлекс ходьбы – имитация шагов. Если младенца, выпрямившегося и упершегося ступнями в горизонтальную поверхность, немного наклонить вперед, то он сделает два или три шага. Сначала кроха ходит неуверенно, путается, спотыкается, но через полтора месяца обычно уже умеет двигаться правильно.
- Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра) – совершение хаотичных движений, лежа на животе. Новорожденный ребенок, перевернутый со спины на животик, выгибается в разные стороны, шевелит руками и ногами. Реакция исчезает в четыре месяца, когда малыш обучается продвигаться вперед, отталкиваясь задними конечностями от опоры.
- Рефлекс Бабинского – распрямление и веерообразное разведение пальчиков ног при легком поглаживании ступней от пяток к носочкам.
- Рефлекс Моро – реагирование на испуг. Если громко хлопнуть ладонями и вскрикнуть рядом с младенцем, то он автоматически выпрямит ножки, раскинет ручки, разожмет пальчики, но затем быстро успокоится и вернется в нормальное положение. Синдром Моро исчезает, как только малыш достигает пятимесячного возраста.
- Рефлекс Галанта – выгибание спинки при поглаживании тела вдоль позвоночника.
- Рефлекс Ландау — ребенку необходимо придать положение пловца, для этого его следует поднять малыша, его лицо должно смотреть вниз. В этот момент ребенок поднимет голову, выпрямит спину (возможно даже немного выгнет), разведет и разогнет руки и ноги.
Позотонические рефлексы
- Ассиметричный шейный тонический автоматизм (рефлекс Магнуса-Клейна). Если новорожденному ребенку, лежащему на спине, повернуть вбок голову, то с этой же стороны ручка и ножка выпрямятся, а с другой стороны – согнутся. Эта непроизвольная реакция пропадает в два месяца.
- Симметричный шейный тонический автоматизм. Когда младенец запрокидывает головку, то его ручки и ножки выпрямляются, а когда наклоняет – то сгибаются.
Корневой рефлекс [ править ]
Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно к четырем месяцам, так как постепенно попадает под добровольный контроль. Рефлекс укоренения помогает при кормлении грудью . Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по неуклонно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. После того, как ребенок научится реагировать таким образом (при грудном вскармливании, примерно через три недели после рождения), ребенок будет двигаться прямо к объекту, не обыскивая его.
Врожденный рефлекс Моро: что это такое
В 20 веке немецким педиатром Э. Моро был описан определенный рефлекс, причем тщательно описан и внесен в список тех, которые обязательно должны быть у ребенка.
Он проявляется если:
- Резко и громко ударить рукой по столу или кровати с одной стороны от малыша в радиусе 30 см от головы;
- Быстро опускать и поднимать малыша на высоту в 30 см;
- Приподнять кроху до пояса за ножки.
В ответ малыш будет стараться отклониться в другую сторону, и будет разводить пальчиками на руках, а также ножками и ручками. Также, как только его вернуть в нормальное положение, то он может свернуться в позу эмбриона, что свидетельствует о наличии рефлекса и полной его исправности.
К примеру, если справа или слева отсутствует сигнал о реакции на раздражитель, то стоит обратиться к неонатологу или невропатологу. О чем еще может говорить выбрасывание рук малыша в стороны? Некоторые родители считают, что это просто радость ребенка или игра, но на самом деле, когда кроха спонтанно разводит руками в сторону, начинает разжимать кулачки, дрыгать ножками и даже потеть – это свидетельствует о наличии беспокойства и даже внутреннего расстройства
Таким образом, он проявляет нервоз относительно рядом находящейся опасности и старается как можно сильнее привлечь внимание и защитить себя, так как может
На фоне этих действий может возникнуть:
- Учащение дыхания;
- Учащение пульса;
- Плач.
Другими словами, в этот момент происходит выброс адреналина. Довольно ярко такие симптомы проявляются, если малыша очень сильно напугать, что может быть в виде: гудка авто, лая собаки, хлопка, взрыва воздушного шара и не только. Многие родители стараются как можно сильнее оградить малышей от всевозможных звуков и шумов, однако это тоже не является идеальным, так как ребенок в будущем не сможет спать спокойно даже при малейшем шорохе, что будет доставлять дискомфорт и родителям и самому крохе. Лучше всего создавать вокруг него небольшие шумы, например, разговаривать в полголоса или включать радио на низкую громкость.
Если малыш развивается нормально, то рефлексы можно проверять и в домашних условиях. Желательно следить за: общим состоянием малыша, тем, чтобы кроха не спутал день и ночь, проверять рефлексы с некоторой периодичностью, наблюдать возбудимостью крохи.
Пластинки Star Smile в помощь здоровому прикусу у ребенка
Стандартная пластинка Star Smile чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что привычки высовывать язык и держать палец во рту могут привести к серьёзным нарушениям. И только в этом случае лечение будет успешным, если авторитет врача сработает. Лечение даже во взрослом возрасте всегда может быть успешным, но на это просто потребуется больше времени и средств.