Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

От девяти до 12 месяцев

В этом триместре малыши особенно активно развиваются в физическом и речевом плане. Дети пытаются самостоятельно ходить, любят общаться, правда, не всегда даже родители понимают, о чем они говорят.

  1. Поощряйте каждую детскую попытку подняться на ноги и сделать несколько шажков. Поначалу водите малыша, придерживая за обе руки, а потом лишь за одну. Очень скоро он сделает сам первые шаги.
  2. Читайте крохе стихотворения детских классиков – К. Чуковского и А. Барто. Разыгрывайте сценки и короткие спектакли с помощью пальчиковых куколок, перчаточных игрушек.
  3. Не забывайте, что целенаправленное воспитание ребенка до года бесполезно без личного положительного примера. Демонстрируйте хорошее отношение к другим людям, домашним животным. Хвалите кроху за добрые и щедрые поступки.

Игрушки для детей от девяти месяцев до года

Для вашего любопытного младенца подойдут игрушки, предназначенные для развития интеллектуальных способностей. Обязательно купите малышу:

  • неваляшки, которые ему понравится толкать;
  • пирамидки – с ними годовалый карапуз уже умеет играть, если предварительно показать, как нанизывать кольца;
  • кубики (необязательно мягкие), из которых можно соорудить башню;
  • трехсоставную матрешку для изучения формы и размера предметов;
  • игрушки-каталки, предназначенные для развития согласованности движений и навыков ходьбы;
  • большую куклу для изучения частей тела и лица.

При воспитании детей до годика помните, что самое главное – это не дорогие дидактические игры и пособия, а ваш положительный пример и большая любовь к ребенку. Лишь в этом случае вы поможете вашему чаду перейти к новым свершениям и достижениям.

Кормим, играем, болтаем

Конечно, только что родившемуся малышу не объяснишь сразу, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас он лучше понимает язык тёплых маминых рук. Поэтому воспитание новорожденных – это, прежде всего, уход, поглаживания, лёгкий массаж конечностей, животика

Такое физическое взаимодействие очень важно

При этом с малышом нужно обязательно разговаривать. Всё равно о чём, мамин ласковый голос должен звучать постоянно. Песенки, потешки, комментирование своих действий. «А сейчас мы будем умываться, а кто это у нас проснулся и так сладко потянулся», — эти монологи кроха воспринимает и скоро будет соотносить с действиями.

Как заниматься с новорожденным мини-зарядкой, которая снимет тонус мышц, поднимет настроение и непременно вызовет у ребёнка положительные эмоции? Во-первых, с поглаживаний перейдём к растираниям, разминаниям ручек и ножек только к 3-4 месяцам. Всё постепенно.

Малыш ещё только познаёт своё тело, поэтому делаем всё без резких движений, подушечками пальцев. Если у вас упитанный кроха, можно и слегка похлопывать его тыльной стороной ладошки по спинке, бедрам, попке.

От полутора до 2 лет

Полтора года – новый, важный этап в жизни ребенка. Происходит скачок его эмоционального и физического развития. Родители замечают, что поведение изменилось. Кроха уже знает такие слова, как «я», «мой». Чувство собственности обостряется.

В восемнадцать месяцев ребенок обладает небольшими навыками самоконтроля. Но работать это будет только при вашем участии. Например, малыш не может достать игрушку, вы можете попросить подождать минуту, и предложить свою помощь. И он действительно будет ждать.

Если у вас случился неудачный опыт, значит до этого вы не объясняли или не регулярно доносили до ребенка какое поведение недопустимо. Если это так, начните разговаривать об этом с ребенком уже сегодня. Не бойтесь опоздать.

Несколько простых советов, которые вам помогут:

  1. Куда бы вы не собиралась со своим ребенком, планируйте все заранее. Это поможет избежать стресса вам и ребенку. Любая ситуация, в которой вы чувствуете себя уверенно и держите все под контролем, проходит легче.
  2. Проводите как можно больше времени со своим ребенком. Изучайте его. Если вы будите понимать в каких ситуациях он терпелив, а когда его легко вывести из себя, вы сможете помогать ему правильно развивать чувство самоконтроля. Понимать в каких ситуациях лучше его сдерживать, а в каких позволить выплеснуть накопившиеся эмоции.
  3. Не наказывайте своего ребенка, если ему трудно справиться со своими переживаниями, тяжело успокоиться. Не стоит обвинять его или сравнивать с другими детьми. Лучшим развитием событий будет, если вы пожалеете кроху, объясните ему, что он должен стараться держать себя в руках.

Интересно: Родинки на теле ребенка: предупреждение или тайное послание

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.


Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом. Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему

Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Что говорят психологи о воспитании ребенка до одного года?

Одно из самых распространенных заблуждений, с которым связана психология воспитания и развития ребенка от 1 года, связано с тем, что в будущем ребенок все равно не будет помнить то, что происходило с ним в это время

А значит вовсе не обязательно уделять воспитанию должное время и внимание

Безусловно – вряд ли кто-нибудь из нас сможет вспомнить те события, которые происходили с нами в раннем детстве, в частности – до двух лет. Тем не менее, период от года до двух лет – это тот самый период, когда начинают закладываться первые психические процессы. Ребенок получает первый в своей жизни опыт и первые воспоминания о достаточно активном (а не пассивном, как до первого года) взаимодействии с окружающим его миром.


Ребенок в полтора года изучает мир

Воспитанием ребенка необходимо заниматься с самого рождения – это утверждение не вызывает сомнений ни у одного современного психолога.

Действительно, чем раньше родитель начнет вкладывать в него свое внимание и проявлять к нему заботу, тем быстрее дадут знать о себе первые результаты. Упущения, допущенные даже на ранних этапах, могут вылиться в пробелы в воспитании, заполнить которые будет очень непросто еще много лет

Но всегда ли легко понять, что именно пытается донести он до своих родителей? Чаще всего, даже самые простые эмоциональные реакции вызывают самую неоднозначную реакцию его родственников.


Малыша начинает интересовать общение со сверстниками

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит – до 20 часов в сутки,
  • много кушает  (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью>>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период)
Ключевые воспитательные моменты
Краткое описание периода
0-3 месяца
Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия
Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке

Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев
Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром
Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию)

В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев
Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком)
Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития
В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев
Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру
В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении
На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Ключевые моменты в воспитании ребенка

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

  • не интересуются делами и успехами детей в школе;
  • не помогают в выполнении домашних заданий;
  • не уделяют должного внимания;
  • создают жесткую систему ограничений (не отпускают гулять, запрещают играть в компьютерные игры и т.д.);
  • не поощряют даже за самые маленькие успехи;
  • в целях воспитания применяют физическую силу (используют для наказания ремень и т.д.);
  • повышают голос;
  • навязывают свою точку зрения;
  • ограничивают свободу выбора;
  • заменяют общение гаджетами.

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша – в следующем видео.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.
  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению).
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему?
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как правильно держать новорождённого?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Этот материал рассчитан уже не только на маму или папу. Его будет, несомненно, полезно почитать и бабушкам, и дедушкам. Да и остальным домашним, которые должны знать как правильно держать малыша. А ведь на руки его будут брать все.  

В вашем доме появился новорожденный ребенок. Ну конечно это произошло не по взмаху волшебной палочки. Вы долго готовились к появлению нового члена семьи, представляли, какой он будет, но не догадывались, что он будет настолько маленький.

Часто родители бояться брать ребенка на руки сразу после приезда из роддома или делают это крайне неуклюже. Для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно рядом с крохой давайте рассмотрим правила и способы того, как держать новорожденного.

Как правильно брать новорожденного? ↑

Если малыш лежит на спинке, чтобы взять его на руки положите одну ладонь ему под попку, а вторую — под затылок. Поднимайте новорожденного медленно и следите, чтобы голова была выше нижней части тела.

Если кроха лежит на животике, то в этом случае, чтобы взять его на руки проведите одну ладонь под грудью ребенка так, чтобы большой и указательный пальцы придерживали шею малыша, а второй ладонью проведите под животиком. Помните, что все ваши движения должны быть плавными, чтобы случайно не испугать малыша.

Как правильно положить новорожденного? ↑

Если вам нужно положить новорожденного обратно в кроватку, то прижмите его ближе к себе и вместе с ним опускайтесь к кроватке как можно ниже

Положите ребенка осторожно в кроватку, но не спешите убирать руки

Подождите, пока он привыкнет к твердой поверхности хотя бы пять секунд. Потом медленно уберите руки и поскорее накройте малыша одеяльцем, чтобы сохранить тепло.

Как правильно держать новорожденного? ↑

Пока малыш новорожденный (кстати, период новорожденности длится 1 месяц) необходимо держать его особенно бережно и аккуратно. От того как вы носите своего ребенка зависит правильное формирование изгиба позвоночника и состояние тазобедренного сустава.

Чтобы научиться правильно держать новорожденного, необходимо запомнить следующие правила:

  • нужно обязательно придерживать шею малышу, потому что мышцы шеи пока еще очень слабые, и он не может самостоятельно держать головку;
  • держать ребенка нужно так, чтобы его ножки и ручки не свисали;
  • в вертикальном положении нужно поддерживать новорожденного под спинку;
  • новорожденного нельзя поднимать за кисти, так как суставчики еще очень слабые. Это ближе к 3 месяцам можно крутить и вертеть малыша как акробата. Профессиональные массажисты даже скручивают деток в кольцо (вот насколько они у нас гибкие);
  • обязательное правило: носить ребенка нужно на разных сторонах (менять левую и правую);
  • когда берете малыша и держите его на руках, улыбайтесь и разговаривайте с ним

Рассмотрим некоторые способы ношения ребенка

Классический способ или колыбелька. Положите малыша на свою руку так, чтобы голова была на локтевом сгибе и этой же рукой прижимайте малыша к своей груди, а второй ладонью поддерживайте попку и спинку ребенка. Новорожденный должен быть лицом к вашей груди. В такой позе очень удобно кормить ребенка.

«Столбиком». Это основная поза, в которой придется носить ребенка после каждого кормления, чтобы малыш срыгнул воздух, который попал с молочком. Возьмите своего ребенка вертикально и прижмите лицом к себе так, чтобы его подбородок был у вас на плече.

Одной рукой поддерживайте малышу шею и голову, а второй ладонью прижимайте ножки и попу малыша к себе. Еще эта поза помогает при кишечных коликах у новорожденных, когда вы держите ребенка животиком к животику, он чувствует тепло от мамы и боль уменьшается.

Лицом вниз. Разверните малыша лицом вниз и положите себе на руку таким образом, чтобы шея располагалась на локтевом сгибе, эту же руку проведите под ручкой ребенка и прижимайте к себе, второй рукой проведите между ножек по направлению к груди (ладонью держите животик и грудь ребенка).

Перед грудью. Возьмите ребенка в вертикальном положении и прижмите к себе, но в отличие от «столбика» лицом от себя. Далее одной рукой проведите по груди ребенка так, чтобы ладонь располагалась подмышкой ребенка, а большой палец у него на плече, а второй рукой прижимайте ножки к своему животу.

«Поза Будды». Положение как в предыдущем способе, только второй рукой возьмите обе стопы ребенка и приведите их к животику малыша. Эта поза очень полезна для снятия напряжения в ножках и развития тазобедренного сустава.

Пока малыш новорожденный лучше обойтись этими положениями. Носите свое сокровище на руках и не бойтесь избаловать его своей любовью. Берите его уверенно, но ласково, потому что малыши всё чувствуют через прикосновения своих родителей.

Основные потребности вашего малыша

На первых месяцах жизни основными потребностями малыша будут кормление, сон и покой. Он уже знает, что мир готов удовлетворить его желания, нужно лишь достаточно громко о них сообщить. Разные дети — разные темпераменты. Кто-то предпочитает регулярный режим еды и сна, а кто-то ест и спит, когда захочется. Постарайтесь адаптироваться к расписанию малыша, ведь в любом случае для нормального развития ему необходимо хорошо кушать и много спать. В первые месяцы жизни ребенка родители очень устают и редко находят время на себя. Не беспокойтесь, оно появится, но сейчас постарайтесь уделять как можно больше внимания развитию новорожденного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector