Кризис 3 лет у ребёнка: как вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»

Развитие отношений в семье после

Будущее пары после кризиса может пойти по двум сценариям:

  1. Первый подразумевает сохранение отношений. Супруги, осознавшие, что их проблемы связаны исключительно с кризисом семейной жизни, без труда решат их. Они найдут компромиссы, научатся говорить о своих чувствах, общаться спокойно, а не криком. Можно сказать, что они перейдут на следующий уровень.
  2. Второй сценарий — развод. Чаще всего его главной причиной является неправильный мотив для вступления в брак. Так бывает, если кто-то из партнеров создавал семью под давлением родителей или для того, чтобы отомстить бывшим.

Существует еще и третий сценарий, но он обычно все равно приводит ко второму. Речь идет о попытке скрыть трудности и жить дальше, делая вид, что ничего не произошло. В этом случае кризис станет хроническим и рано или поздно все равно вынудит расстаться.

Как прекратить истерику

Чтобы предотвратить истерики, родителям необходимо выполнить лишь четыре пункта:

  1. Установить в семье четкие правила
  2. Сообщить о них ребенку
  3. Выработать при необходимости систему учета сроков
  4. Строго следовать правилам

Например, если вы установили, что мультфильмы можно смотреть не более часа в день, не стоит делать исключения в будущем. То же самое касается отхода ко сну и других спорных моментов. Можно объяснить ребенку, как работает таймер, или часы, и использовать их. Так он лучше будет понимать, что время, отведенное для развлечений или бодрствования, заканчивается.

Если ребенок все равно «требует своего» криком и плачем, можно воспользоваться тремя нехитрыми приемами:

  1. Уведите ребенка в безлюдное место в том случае, если он раскричался у всех на глазах. Здесь работает правило – чем больше посторонних, тем ярче может быть «театральное представление».
  2. Чтобы прекратить истерику, сделайте что-то необычное: например, начните говорить шепотом или рассмейтесь. От неожиданности малыш на время успокоится, и вы сможете спокойно донести ему свою мысль.
  3. Обозначьте эмоции малыша словами: «Сейчас ты злишься», «Ты плачешь, потому, что тебе обидно». Сочувствуйте ребенку по поводу всего, что он испытывает: «Я знаю, как можно расстроиться из-за того, что нужно идти в детский сад/ рано вставать/ рано ложиться спать».

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

КАПРИЗЫ

Это желание любой ценой настоять на своем и получить желаемое

Здесь очень важно отличать капризы от нормального желания ребенка. Если вы на все просьбы ребенка говорите «нет», то бунты и плохое поведение обеспечены

Но если вы точно решили, что то, о чем просит ребенок в данный момент невозможно – приведите аргументированные доводы и твердо стойте на своем. Иначе – ребенок очень быстро поймет, как нужно вести себя, чтобы родители сделали то, что хочет он.

И процесс прохождения кризиса трех лет  с капризами и истериками затянется на долгое время.

Кстати в этот период как раз наступает опасность осознания ребенком возможности манипулировать родителями, которой боятся, начиная с рождения. И даже некоторые специалисты советуют с рождения игнорировать детский плач для избежания этих самых манипуляций. Об этом я написала отдельную статью и советую  Вам ее  почитать.

Плач как просьба о помощи новорожденного весьма отличается от каприза малыша 3-х лет. И я это чувствую на том самом интуитивном уровне, который применяю с рождения ребенка. Это два совершенно разных понятия! И не надо их путать!

Если правильно его пройти, то на выходе вы получите уверенного в себе, повзрослевшего, самостоятельного малыша, который ощущает себя полноценной личностью, которого уважают и к мнению которого прислушиваются.

Если же стараться заглушить все проявления возрастного кризиса 3 лет, применить позицию силы, наказывать и ругать ребенка за «вдруг» плохое поведение – вы выиграете сражение, но проиграете войну, если можно привести эту аналогию к процессу воспитания.

Авторская трактовка проявления кризиса трех лет

Л. Петрановская считает, что психология детей в возрасте 3 лет – один из важнейших вопросов науки. Особенность этого возрастного этапа состоит в том, что тот ребёнок, к которому привыкли все домочадцы, вдруг кардинально меняется, начинает реагировать на всё иначе.

Важно понимать, что развитие малыша не может проходить планомерно и спокойно. Периоды «накопления» рано или поздно сменяются кризисами, которые, в свою очередь, способствуют переходу малыша на принципиально новую ступень развития.. Изменения могут и должны наблюдаться как на психологическом, так и физиологическом уровнях:

Изменения могут и должны наблюдаться как на психологическом, так и физиологическом уровнях:

В 3 года ребёнок перестаёт быть «круглым и милым», у него закономерно меняются пропорции тела. К этому возрасту он становится достаточно самостоятельным, чтобы ухаживать за собой без помощи взрослых.
Трёхлетний ребёнок по внутреннему состоянию идентифицирует себя со взрослыми, предполагая, что может самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, делать всё, что заблагорассудится. Малыш не понимает, почему ему запрещают делать то, что делают взрослые. Если желание строго контролируется родителями, ребёнок обязательно его реализует, когда надзор ослабится.
Упрямство малыша обусловлено его внутренним стремлением к способам отстаивания собственной позиции

Во время кризиса дети учатся уступать, соглашаться, находить компромисс, который устроил бы обе стороны конфликта, настаивать на наиболее важном, принципиальном до конца, а по итогу – сравнивать позитивные и негативные последствия выбранной тактики поведения.

Психологи проводили интересный эксперимент: спрашивали детей разного возраста, большие они или маленькие. Все трехлетки говорили, что они большие, а вот пятилетки заявляли, что они еще маленькие.

Все потому, что ребенок в три года искренне верит, что если он берёт в руки ёмкость и возит там палкой, то он точно так же варит суп, как и мама. А в пять лет дети уже могут сравнивать принцип, результаты работы.

Людмила Петрановская о кризисе трех лет у ребенка — в видео:

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя развитию у ребёнка элементарных навыков.

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

Когда карапуз не уверен в себе.

Существует много схем построения взаимоотношений с детьми в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания или гиперопека – не самые лучшие из них. Ограничивая ребёнка в самовыражении и контролируя каждый его шаг, вы рискуете сформировать у малыша чувство неуверенности в себе и привить ему комплекс неполноценности. Слыша постоянную критику в свой адрес, малыш вынужден будет либо как-то отвечать на неё, либо замкнуться в себе и переживать всё в гордом одиночестве.

Но даже если вы стараетесь избегать погрешностей в воспитании своего любимого чада, вы ни в коей мере не застрахованы от проявлений возрастных кризисов у него. Быть может, они окажутся не такими ярко выраженными, но они неизбежны.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Как реагировать родителям: советы психолога

Что же значит — «понять»? И что значит — «принять»? Как реагировать на открытое неповиновение, упрямство и агрессию совсем недавно послушного, адекватного и вполне довольного жизнью ребёнка?

Психологи советуют родителям при обнаружении первых признаков трёхлетнего кризиса у малыша, прежде всего, запастись терпением. Не обижаться на кроху, не злиться на него и ни в коем случае не проявлять ответную агрессию.

Такой переходный период может длиться от одного до нескольких месяцев. У каждого карапуза — по-своему. Не пытайтесь любой ценой сломить упрямство маленького бунтаря и подчинить его своей воле.

Не бойтесь давать ребёнку поручения

Для него очень важно чувствовать себя нужным, быть частью повседневной жизни семьи

НАШ ОПЫТ

Наша «сложная» жизнь началась, когда Денису исполнилось примерно 2 года и 2 месяца. В его речи появилось выражение «Я сам».

И с тех пор любая попытка сделать за него то, что он хочет сделать сам, вызывает бурю возмущения и негативных эмоций.

Причем за последний месяц все еще больше усложнилось.

Я узнала, что такое часовая истерика с валянием по полу, визгами и невозможностью этот процесс остановить.

Причем начало такой истерики может оказаться полнейшим сюрпризом. Те способы, которые использовали мы с мужем, чтобы успокоить расстроенного малыша до этого периода, перестали работать.

Переключение внимания, фантазийные эксперименты, разумные доводы, ласковые уговоры или, наоборот, строгость  и твердая позиция, типа «нет – это значит «нет» не работают.

Любое внимание, проявляемое в момент истерики, усиливает эту истерику еще больше. Какие существуют признаки наступления кризиса трех лет согласно теории психологии?

Какие существуют признаки наступления кризиса трех лет согласно теории психологии?

Психологи выделяют 4 группы нарушений поведения у детей, вошедших в возрастной кризис 3 лет:

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Ошибки в поведении родителей в этот период

Конечно, ребенка можно очень сильно запугать, и его будет бросать в дрожь от одной мысли попробовать выразить протест. Таким поведением к окончанию кризиса 3 лет можно «сломать» ребенка и его свободную волю.

Дети – это не наша собственность. Мы – только проводники для Души ребенка на начальном этапе путешествия в Мир. Быть таким проводником – огромная радость и ответственность. Не нужно «забивать» ребенка, нужно помогать ему на всех периодах жизни быть самим собой.

Также проблемы могут начаться, если мама демонстрирует ребенку, что когда он сердится и скандалит, она себя  плохо чувствует и страдает. Так можно довести ребенка до невроза, и он будет панически бояться конфликтных ситуаций.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Советы для родителей

Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать

Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет

Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка

Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка. И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут. Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи

Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев

Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи. Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.

Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности. Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?

Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:

  • Кризис 3-х лет — это не результат плохой генетической предрасположенности или неправильного воспитания. Взрослым не стоит, особенно в присутствии непоседы, выяснять — кто виноват, что кроха вырос непослушным ребенком.
  • Не стоит ограничивать любое проявление активности, а также позволять непоседе делать все, что он захочет. В первом случае вырастет закомплексованный безынициативный человек, во втором — избалованный домашний тиран. И в том, и в другом случае ребенку будет непросто адаптироваться во взрослой жизни.
  • Предоставьте малышу больше самостоятельности. Поговорите с крохой, скажите, что вы надеетесь на его помощь, ведь он уже такой большой и взрослый. Определите круг обязанностей непоседы. Пусть маленький человечек помогает мыть посуду, накрывать на стол — отнесет, допустим, тарелку с сыром или хлебом. Не отказывайте своему чаду, когда кроха хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите малыша за все хорошие поступки
  • Уважительно относитесь к советам, мнению чада. Пусть кроха сам выберет, в каком платье или свитере пойдет на прогулку. Спрашивайте у него советы, если хотите немного переставить мебель в квартире или решаете — что приготовить на обед. В магазине пусть малыш сам выберет фрукты или десерт на ужин.
  • С упрямством боритесь с помощью хитрости. Если кроха отказывается купаться, попросите помочь научить плавать куклу. Или сообщите, что машинка хочет проверить новый двигатель на улице и ждет малыша на прогулку.
  • Не устраивайте трагедию из-за мелочей. Ребенок может съесть сначала десерт или второе, а потом поесть суп или борщ. Если у него осталась еда на тарелке, вполне возможно, что вы предлагаете крохе слишком большие порции. Не стоит насильно заставлять все доедать.
  • Поменьше приказывайте чаду. Пытайтесь договариваться, идти на уступки. Обязательно выполняйте свои обещания. Маленький человечек все запоминает, может сильно обидеться. Тут будет действовать принцип — раз взрослые обманывают, значит, и я не буду их слушаться.

Как себя правильно вести, чтобы упростить взаимодействие и воспитание?

Маме, папе, старшим родственникам придется применить максимум такта, внимания, при этом излишне не баловать малыша, но и чрезмерно не ограничивать его действия.

Что делать при проявлениях негативизма?


Негативизм – это стремление сделать наоборот

В первую очередь, взрослым предстоит научиться сохранять спокойствие. Игра, мягкое общение сгладят вспышки гнева.

Ребенок не хочет есть – можно посадить рядом куклу и «кормить» вместе с ним. Плюс негативизма в том, что у ребенка появляется свое мнение. Наказывать в данном случае нельзя, лучше предоставить право выбора.

Как пережить строптивость?

Строптивость направлена против норм воспитания, сложившегося образа жизни. Если появился такой симптом, это повод задуматься об изменении социальной ситуации вокруг ребенка.

Взрослым надо перестать делать за ребенком то, что он способен выполнить сам. Самое время научиться застегивать одежду, раздеваться, выполнять простые действия по дому.

Как справиться с упрямством?

Ребенок настаивает на чем-то, потому что он принял собственное решение. Если выполнить его желание по каким-то причинам нельзя, то надо спокойно объяснить, почему.

Например, ребенок в магазине просит машинку. Надо рассказать ему, что сейчас у мамы нет денег, чтобы приобрести такую дорогую вещь. Объяснять надо спокойно, доступным для малыша языком.

Преодоление своеволия

Положительная сторона – формируется самостоятельность. Постоянные запреты либо вызовут бурную реакцию, либо сформируют отсутствие желания что-то делать самому. Поэтому родителям надо поощрять естественное стремление к самостоятельности.

Протесты и бунт

Бунт и протест – состояние, направленное против окружающего мира. Имеет высокий уровень энергии, дает возможность ребенку завершить, то, что не сделано. Учит самостоятельности, достижению цели. Надо поддерживать у ребенка желание сделать то, что не получается, мягко направляя и помогая, но не выполняя полностью действия за него.

Что делать при обесценивании


Ребенок начинает ругаться на родителей, дразнить их

Это не значит, что взрослые должны это приветствовать. Надо показывать, что необходимо проявлять уважение к старшим, формировать силу воли.

Большое значение имеет социализация – общение с другими детьми, взрослыми.

Деспотизм

Сложное поведение, когда ребенок пытается заставить окружающих делать то, что ему надо, подчинить себе все. Подобное поведение надо пресекать, иначе ребенок может стать совершенно неуправляемым. Деспотизм может проявляться и в отношении конкретных членов семьи, если понимает, что ими легко манипулировать.

Положительная сторона – формирование силы воли. Ребенок учится стоять на своем, подчинять себе окружающий мир.

Есть опасность проявления симптома в отношении младших брата, сестры. В этом случае надо объяснять ребенку, что все дети равны, у них одинаковые требования к поведению и условия. Нельзя слишком баловать ребенка, потакать всем его желаниям, нужны и некоторые ограничения, чтобы малыш понимал, что не все ему дозволено.

Примеры совместных игр

Для ребенка можно придумать разнообразные действия и игры, направленные на развитие:

«Готовка еды». Для этого понадобятся куклы, мягкие игрушки, набор посуды. Таким образом ребенок учится действовать, как взрослый, проявлять самостоятельность. Не стоит прерывать игру советами, пусть малыш сам решает, что ему делать.
Поделки. Творчество развивает усидчивость, креативное мышление. В процессе надо хвалить малыша, ненавязчиво учить его владеть инструментами.
Игра в магазин. Трехлетке отводится роль продавца. Вместо денег можно использовать нарезанные кусочки бумаги с цифрами или приобрести специальную игру

Также в качестве действующих лиц могут выступать куклы, которые ходят в магазин и решают различные вопросы покупки и продажи товаров.
Наблюдение за природой
На улице обращать внимание малыша на деревья, животных, объяснять различные явления, рассказывать про погоду.
Дать «важное задание»: покормить кукол, построить для них домик, насыпать еду домашнему питомцу, полить цветы, создать рисунок. Пусть малыш проявит самостоятельность.
Сочинять сказки вместе с ребенком
Игра формирует творческое мышление, воображение, память, дает возможность малышу проявить фантазию.
Сделать на новый год или другой праздник украшения, подарки собственными руками.

НАШ РЕЦЕПТ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

  1. Следить за утомляемостью малыша и стараться уложить его до того, как случилось переутомление.
  2. Всячески поощрять проявления самостоятельности, даже если это трудно, неудобно или мы опасаемся этого.
  3. Расширять зону ответственности и показывать значимость тех дел, которые делает Денис, помогая нам.
  4. Быть более внимательными к просьбам ребенка, но твердыми если решили, что то, о чем просит ребенок невозможно реализовать.
  5. Сократить количество слов «нет» в своем лексиконе. Для малыша в возрасте 2-3 лет, переживающего возрастной кризис 3 лет, слово «нет» является катализатором, спусковым крючком, запускающим бурю протеста. Лучше использовать выражение «Да, но…» Например, пора кушать, а Денис всячески сопротивляется. И хочет играть. Вместо того, чтобы сказать «нет», я предпочитаю сказать «да, но сначала нам нужно покушать, смотри какие рыбки плавают в тарелке — давай их поймаем?» Или же надо идти гулять с собакой. Об отношениях нашего сыночка и нашей собаки написана отдельная статья, почитайте, тогда поймете насколько важна для Дениски такая прогулка. Он хочет пойти гулять, но на мое предложение категорически говорит «нет», включая негативизм. Я говорю — «хорошо, тогда мы идем без тебя». Тут же бежит со своей одеждой — «мама, одень меня».
  6. Если уж, истерика началась – запастись терпением и ждать, пока ребенок успокоится сам.
  7. После окончания истерики обнять, приласкать и напомнить о том, что мы очень любим нашего малыша и понимаем, что ему сейчас трудно.

И самый главный момент – понимать, что никакое плохое поведение не делает ребенка плохим!

Он хороший и любимый, даже если какие-то моменты в его поведении нас не устраивают!

Не знаю, насколько наш рецепт может быть универсальным и сможет помочь кому-то из Вас, дорогие читатели, мы с мужем после некоторой растерянности и напряжения нашли свою манеру поведения, и обстановка в семье снова вошла в русло любви и более-менее спокойствия.

Нам будет очень интересно!

Я же со своей стороны обещаю поделиться нашим опытом и результатами прохождения этого важнейшего в жизни ребенка и становлении ЧЕЛОВЕКА этапа.

Разумеется, после того, как он пройдет!

Поделюсь своими мыслями и планами на ближайшее время. Очень хочется раскрыть и привлечь Вас к обсуждению следующих тем:

  • Шаги в самостоятельность. Эта тема стоит того, чтобы написать о ней отдельно. Как можно научить человека плавать. Как минимум 2 варианта. 1. Бросить в воду — выплывет, значит, научился, утонет – не судьба. 2. Держать на руках на мелководье, потом отпустить и быть рядом, а потом отойти в сторону и пусть плавает сам. Так и с детской самостоятельностью. Например, отправили в садик – пусть учиться общаться сам или находитесь рядом, объясняете, показываете, потом отходите в сторонку, наблюдаете и иногда корректируете, а потом спокойно отходите совсем и просто интересуетесь делами. На самом деле в психологии был открыт закон, который объясняет, почему одни дети становятся самостоятельными безболезненно и с удовольствием, а другие нет. И что нужно делать родителям, чтобы мягко и эффективно помочь ребенку стать самостоятельной личностью.
  • Как вести себя в песочнице? Очень часто родители остаются в стороне или не знают, что делать в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми на детской площадке. Стоит ли делиться игрушками, нужно ли вмешиваться в спор между детьми, как вести себя, если Ваш ребенок неправ или, наоборот, его обидели? Я долго думала, присматривалась к поведению детей и, в частности, нашего сыночка и сформировала для себя некий универсальный алгоритм, который и применяю на детской площадке. Поговорим о социализации ребенка и как ему помочь.
  • Ярлыки и прочие «недобрые» слова в адрес ребенка при желании воспитать и сделать его «хорошим» человеком. Опять же исходя из наблюдений на детских площадках, в поликлинике, магазинах и других местах встреч с родителями других детей и наблюдением за их общением с детьми, напишу свое видение таких привычных слов, бросаемых детям как «жадина», «горе ты мое луковое», «ты как всегда копаешься» и т.д. Честно, очень хочется иногда вмешаться, но я этого не делаю. А на блоге имею полное право высказаться и возможно кто-то, прочитав, переосмыслит свою манеру и изменит ее. А кто-то, возможно, поделится своим опытом или, наоборот, разнесет в пух и прах мои доводы.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector