Когда ребёнок начинает держать голову? 5 упражнений для укрепления мышц шеи у новорожденных

Содержание:

Что делать, если ребенок не держит голову

Первое, что нужно сделать, если ребенок не удерживает голову – записаться к врачу. Возможно, необходимо сделать УЗИ, МРТ или рентген. Это поможет обнаружить патологии.

Дома малыша нужно чаще переворачивать со спины, укладывать спать по очереди на правый, левый бок. Поможет плавание в ванне со специальным ортопедическим приспособлением – кругом.

Если новорожденный не держит головку из-за недоразвитости мышц шеи, рекомендованы занятия на гимнастическом мяче и массаж. Недоношенным детям полезен сон на ортопедической подушке.

Упражнения для укрепления мышц шеи

Малышам до полугода подойдут такие упражнения:

  • Из положения лежа медленно поднимают ребенка за руки и опускают обратно.
  • Ребенок лежит на животе. Положите руку под подбородок малыша, а другую к стопам. Новорожденный должен отталкиваться ногами от руки и продвигаться вперед.
  • Возьмите ребенка на руки под живот, параллельно полу. Он должен приподнимать головку.

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат  вопросы: «Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?» «Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?» «Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?» «Как помочь ребенку перевернуться?» «Как учить ребенка, как заставить?»

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)

Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?

У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.

К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.

В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.

В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.

В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.

В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.

В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.

В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.

В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.

В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.

В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.

В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.

В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.

В 14 месяцев самостоятельно стоит.

В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.

Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

Устраиваем правильное место для сна

Основной показатель здоровья младенца – хороший сон. Новорожденные спят до 19 часов в сутки суммарно, прерываясь только на утоление голода. Если это не так, т.е. сытый младенец не спит, скорее всего, у вас появились проблемы. И эти проблемы могут быть связаны как со здоровьем малыша, так и с тем местом, в котором он спит.

У здоровых от рождения детей плохое самочувствие – состояние достаточно редкое, а вот неумение родителей обустроить новорожденному место для сна – ситуация довольно распространенная. На практике же это не так трудно, как кажется. Здесь не важны размеры комнаты или цвет стен. Главные компоненты крепкого детского сна – чистый прохладный воздух, а также удобная и безопасная постель.

В комнате, где спит младенец, всегда должно быть чисто и проветрено. Оптимальная температура для сна в помещении находится в пределах 16 – 20оС, влажность воздуха (относительная) от 50 до 70%. Все это легко осуществимо, если вовремя приобрести термометр, гигрометр и увлажнитель воздуха. А ежедневная влажная уборка и проветривание помещения вообще не потребуют затрат .

С постелью для малыша тоже все несложно. В люльке, колыбели или кроватке нужно использовать ровный и жесткий матрас. Такой, чтобы вес спящего ребенка не заставлял его прогибаться. Подушки до двух лет категорически не нужны. Постельное белье – исключительно из хлопчатобумажной ткани, выстиранное в специальном детском порошке с тщательным неоднократным полосканием.

Правда, стоит упомянуть, что все вышеперечисленное, хоть и главное, но не единственное условие правильного сна новорожденного. Поза ребенка во сне играет ничуть не меньшую роль.

Симптомы: как понять, что у ребенка кривошея?

При двусторонней патологии головка малыша может быть прижата к груди или запрокинута, при этом движения шейного отдела ограничены.

Если у ребенка остеогенная форма, зрительно заметен изгиб в одну сторону, укорочение. Голова низко посажена, ее движения ограничены.

В случае нейрогенной патологии скелетные мышцы имеют повышенный тонус с одной стороны, а с другой – пониженный. На стороне, где дефект, нога согнута, рука сжата, при этом голова свободно двигается.

Развитие по времени

При ранней форме проблемы заметны в первые дни, при поздней – на второй неделе от рождения. Ребенок держит голову набок, на ощупь чувствуется уплотнение. Спустя 2-3 месяца дефект проявляется в неправильном положении головы, гипертонусе шейных мышц и спины. На ногах асимметричные складки.

Уже к 4-5 месяцам, при наличии кривошеи, у ребенка медленнее растут зубы, он хуже реагирует на звуки. К 7 месяцам становится заметно косоглазие, гипертонус проявляется и в нижней части тела.

К 12 месяцам диагностируется искривление позвоночника, малыш отстает в развитии, снижается зрение и слух. Черты лица изменяются – глаз и ухо на наклоненной стороне располагаются ниже. Малыши плохо держат равновесие, позже начитают сидеть и ходить, асимметрично ползают.

К 5-6 годам асимметрия лица ярко выражена. На стороне дефекта щека более плоская, заметны нарушения в развитии челюстей. При врожденном заболевании выявляют сопутствующую дисплазию тазобедренных суставов, заячью губу, неправильный прикус, короткую уздечку. Проблемы с шеей провоцируют нарушения слуха и зрения с одной стороны, косоглазие, головные боли.

Укрепляем мышцы: первые тренировки


Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время

Как научить ребенка держать голову? Ложитесь на животик в периоды до и через несколько часов после кормления, а также во время смены белья.

Упражнения для укрепления мышц проводите на твердой ровной поверхности. В первые дни достаточно 1-2 минут, затем постепенно увеличивайте время, соизмеряя его с возможностями ребенка.

Если ребенок не проявляет энтузиазма и не хочет лежать на животе, сократите время упражнения, но полностью отказываться от него нельзя.

Чтобы подзадорить малютку, приласкайте его легким поглаживанием по спинке, отвлеките звуком собственного голоса или яркой игрушкой. Не оставляйте ребенка без присмотра в таком положении, ведь он еще не может переворачиваться и вертеть головкой.

Если малыш держит головку не совсем ровно, обратитесь к неврологу, который укажет вам, каким образом подкладывать под голову ребенку специальную подушку.

В первые месяцы жизни подстраховывайте малютку таким образом, чтобы головка не запрокидывалась назад, при этом не забывайте и о некоторой степени свободы для плавного развития навыка.

Укрепляющая гимнастика

Тяжело порекомендовать что-то определенное, не видя ребенка. Если возникают недоразумения, лучше сразу же обратиться к неврологу, не откладывая и не усугубляя ситуацию.

Из общих рекомендаций: займитесь с ребенком гимнастикой на гимнастическом мяче. Для этого упражнения нужны двое взрослых. Младенца укладывают животиком на мяч, один человек удерживает его за ручки, второй за бедра. В таком положении его покачивают взад-вперед.

Также можно выполнять такое упражнение:

  • Возьмите младенца рукой под грудь, вторую руку положите под бедра, головка ребенка должна смотреть вниз. Попеременно приподнимайте на небольшую высоту то одну, то другую руку.
  • Возьмите ребенка так же, как и в первом упражнении, поднимайте руки с ребенком «выше-ниже».
  • Держите ребенка у себя на плече в положении «столбик». Он будет пытаться поднять головку и удержит ее столько, сколько позволят силы, в любой момент он сможет опустить головку к вам на плечо. Это упражнение самое безопасное и естественное.

Первый навык освоится быстрее, если его развивать в ванной или бассейне. Кроме того, вода отвлечет и успокоит малыша. При какой температуре купать малыша, как не навредить крохе? Об этом мы говорили здесь.

Обретение нового навыка

Новорожденный малыш не умеет контролировать шейные мышцы. Все движения носят рефлекторный характер. Когда родители берут кроху на руки, его голова запрокидывается назад. Постепенно он учится управлять собственным телом. Первые достижения можно наблюдать уже на второй-третьей недели жизни. Лежа на животе, малыш начинает предпринимать попытки приподнять голову. Это своеобразный природный инстинкт защиты, чтобы не задохнуться.

Дальнейшее развитие шейных мышц проходит по следующей схеме:

  • В 5-6 недель ребенок старается удерживать голову под острым углом. В таком положении он может оставаться около 30 секунд или целую минуту.
  • В 8 недель новорожденный изо всех сил пытается удержать голову в горизонтальном положении. Если его слегка потянуть за ручки, он уже не будет запрокидывать ее назад.
  • В 2,5-3 месяца навык окончательно закрепляется. Сидя на руках у родителей, кроха может удерживать голову достаточно долго. В положении на животе старается поднимать плечи, облокачиваться.

Естественно, все временные параметры являются условными. Когда в 3 месяца ребенок плохо держит голову, волноваться не стоит. Однако консультация у детского невролога не помешает.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.

Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.

В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

  • Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату – ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено – промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
  • Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
  • Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
  • Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
  • Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
  • Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение.
  • Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и пр.), упал с велосипеда и т.п. Бывает, что внешне никак не проявляется, а повреждены внутренние органы.
  • Если ребенок беспокоится, ведет себя необычно.

Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам

Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!

Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.

Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так

В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так. В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни. С их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни, с их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Выберите возраст:

  • 0-6 МЕСЯЦЕВ
  • 6-18 МЕСЯЦЕВ

1 месяц

  • SVG

    Немного поднимает голову, лежа на животике

  • SVG

    Может дотрагиваться ручками до своего лица и рта

  • SVG

    Рефлекс Моро (испуга): если ребенок напуган, например, громким звуком, он раскидывает руки, разогнув пальцы

2 месяца

  • SVG

    В положении лежа на животе ребенок может поднять голову и повернуть ее из стороны в сторону; он также может использовать ручки, чтобы оттолкнуться от опоры

  • SVG

    В положении лежа на спине ребенок может шевелить руками и ногами, сгибать их. По мере развития эти движения становятся более плавными

  • SVG

    Может уверенно держать игрушку, которую дали ему в руки

3 месяца

  • Лежа на животе, ребенок может приподнять голову и грудной отдел

  • SVG

    Лежа на спине, ребенок может размахивать руками и пинаться ножками

  • SVG

    Начинает тянуться к игрушкам, осознанно хватает и держит предметы

4 месяца

  • SVG

    Лежа на животике, может держать голову прямо и оглядываться по сторонам

  • SVG

    Лежа на спине, может переворачиваться с боку на бок

  • SVG

    Приподнимается на локтях, лежа на животе

  • SVG

    Хватает игрушки и трясет их

6 месяцев

  • SVG

    Начинает садиться без посторонней помощи

  • SVG

    Переворачивается с боку на бок, а также со спины на живот

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать на руках и коленях

6 месяцев

  • SVG

    Ребенок начинает самостоятельно сидеть

  • SVG

    Переворачивается с одного бока на другой, а также с живота на спину

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять
 с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать, опираясь на руки и колени

9 месяцев

  • SVG

    Ползает, опираясь на руки и колени

  • SVG

    Может подтянуться, чтобы встать, держась за что-нибудь

  • SVG

    Может стоять, опираясь на что-либо

  • SVG

    Начинает делать первые шаги, держась за мебель и опираясь на неё для поддержки

12 месяцев

  • SVG

    Может самостоятельно стоять

  • SVG

    Начинает делать первые шаги без поддержки

  • SVG

    Может самостоятельно садиться и оставаться в таком положении надолго

18 месяцев

  • SVG

    Может уверенно ходить без поддержки

  • SVG

    Начинает подниматься по лестницам и бегать

  • SVG

    Начинает самостоятельно есть с ложки и пить из кружки

Советы врачей по профилактике

Чтобы малыш правильно развивался, нужно с рождения им заниматься. Для своевременного обретения навыка удержания головы необходимо придерживаться простых правил:

Периодически укладывать новорожденного на живот.
Ежедневно заниматься гимнастикой с использованием специального мяча

Разминка мышц способствует их укреплению.
Во время купания отвлекать внимание крохи яркими предметами и игрушками, чтобы малыш активно крутил головой.. Если ребенок в положенные сроки начинает самостоятельно удерживать головку, значит, он развивается правильно

Не об этом ли мечтают все родители? Если вы видите какие-либо нарушения, или в 3 месяца ребенок плохо держит голову, нужно сразу обратиться к педиатру. Доктор всегда успокоит, если родители зря переживают. Также он сможет подобрать правильное лечение, когда оно действительно необходимо

Если ребенок в положенные сроки начинает самостоятельно удерживать головку, значит, он развивается правильно. Не об этом ли мечтают все родители? Если вы видите какие-либо нарушения, или в 3 месяца ребенок плохо держит голову, нужно сразу обратиться к педиатру. Доктор всегда успокоит, если родители зря переживают. Также он сможет подобрать правильное лечение, когда оно действительно необходимо.

Как носить ребёнка, чтобы он мог сидеть

Когда ваш ребёнок достигает возраста, в котором он сможет и захочет сидеть, для его переноса будет требоваться всё меньше и меньше поддержки. Например, можно носить малыша так, чтобы он симметрично располагался на ваших предплечьях:

Фото 212.10

В основном стоит поддерживать его снизу, но, возможно, вам придётся придерживать и его спину, чтобы ребёнок не провисал, а позвоночник оставался ровным.

Это знакомая и приятная для вас обоих поза: вы свободно можете обниматься, отдыхать или, глядя друг другу в глаза, рассказывать истории.

Перед тем, как ребёнок научится ходить, у него начинается последняя фаза ползания. На этом этапе ваш ребёнок достаточно стабилен и умеет держать равновесие, чтобы сидеть прямо и надёжно на гребне подвздошной кости:

Фото 212.11

В этой позе у него будет достаточно возможностей и пространства для поворотов, и вы сможете выводить обе его ручки вперёд, чтобы играть и возиться с ними. Задняя рука малыша, находящаяся ближе к вашему телу, не должна быть зажата, иначе ребёнок потеряет равновесие, застрянет и не будет чувствовать себя свободно

Поменяйте руку, которой вы держите ребёнка, и обратите внимание на свою осанку. Старайтесь не выдвигать свой таз далеко в сторону

В этом возрасте малыш уже способен сидеть на ваших руках, потому что он немного умеет удерживать себя в пространстве:

Фото 212.12

В таком положении он может наблюдать и воспринимать всё, что происходит вокруг него.

Слинг

Мнения о ношении в слинге сильно различаются: есть аргументы и в пользу слинга, и аргументы, критикующие его. В данном случае родители должны самостоятельно решить, имеет ли смысл носить ребёнка таким образом.

Детские слинги не всегда предлагают подходящий вариант ношения. Поскольку, когда мы ходим и стоим, наше тело находится в вертикальном положении, может произойти такая ситуация, когда маленький ребёнок сместится в слинге. Его позвоночник при этом сожмётся или искривится, а поза станет асимметричной. В слинге ребёнок прижимается головой и всем телом к телу матери или отца и не имеет возможности двигаться самостоятельно или освободиться. От этого кровообращение в ногах нарушается, и они могут затекать и становиться холодными. То же самое можно сказать и о ношении ребёнка в сумке перед телом.

Однако, дети разные, и что неудобно одним, может быть приятно другим. Некоторым детям нравится находиться в туго натянутом слинге, и это помогает им успокоиться, и если при этом их спина дополнительно поддерживается вашей рукой, то ничего плохого в этом нет, если носить не слишком долго.

Другие дети, наоборот, сопротивляются и категорически требуют свободы движений. Существует также — в зависимости от возраста и предпочтений ребёнка — множество различных вариантов ношения ребёнка в слинге: в положении лёжа или спиной к животу родителей в вертикальном положении; сидя прямо на бедре или перед животом родителей; лицом к ним или спиной и т.д. Новорождённых и недоношенных детей можно полностью пеленать. Если вы решили носить ребёнка в слинге, то помните, что придётся снова и снова приспосабливаться к изменяющимся пропорциям вашего малыша и пробовать разные способы ношения

Важно следить за тем, как долго ваш ребёнок может комфортно чувствовать себя в слинге!

Если вы, как родитель, используете ткань слинга правильно и в соответствии с возрастом вашего ребёнка, то такое ношение предлагает малышу широкий спектр стимуляций: постоянные движения родителей влияют на баланс, осознание тела и глубину чувствительности. Ребёнок ощущает себя лучше: сердцебиение и тепло тела родителей ему знакомы и успокаивают. В положении лёжа ребёнок ощущает давление, как в утробе матери, и одновременно абстрагируется от окружающего мира, концентрируясь на себе. Ребёнок постарше, находясь в слинге, уже сам может участвовать в действиях родителей и, таким образом, получать непосредственное представление о повседневных делах.

Как научить грудничка делать это самостоятельно

  • Для нормального физического развития крохи с ним непременно нужно заниматься. Массаж и легкая гимнастика должны стать ежедневным ритуалом. В таком юном возрасте сложно найти время для занятий – малыш либо кушает, либо спит, и на манипуляции с собой обычно реагирует не слишком радостно.
  • Родителям в этом случае необходимо проявить терпение. Как можно чаще носите карапуза в вертикальном положении, выкладывайте на животик несколько раз в день, делайте легкий массаж, приподнимайте за ручки, когда он лежит на спинке – и день за днем у малыша все лучше и лучше будет получаться поднимать голову.
  • Иногда бывает, что ребёнок начинает держать голову не ровно, а с отклонением в сторону.
    Чтобы избежать этого или устранить проблему, невропатолог обычно рекомендует использовать специальную подушечку, на которую нужно будет укладывать ребенка на бок и спинку несколько раз в день.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Как брать малыша на руки и как правильно его держать?

Делать это нужно плавно и нежно, без резких движений. Одну руку нужно положить под головку младенца, другой приподнять его попу.

Важный момент: не берите малыша под шею! Косточки у него еще очень хрупкие, поэтому шейка может не выдержать тяжести головы.

Существует несколько поз, в которых ребенок может находиться у вас на руках:

  • горизонтальная (классическая);
  • «столбиком» лицом к себе;
  • «столбиком» вперед лицом;
  • под мышкой;
  • лицом вниз;
  • «Будда» и т. д.

Рассмотрим лишь самые удобные и популярные из них.

Горизонтальный (классический) способ

Эта поза хорошая для кормления ребенка, так как в ней он находится прямо напротив материнской груди.

Головку малыша положите на локтевой сгиб одной руки, а второй рукой аккуратно поддерживайте спинку ребенка. Таким образом у вас должно получиться, что кроха лежит на ладони одной руки всем телом, а головой на локтевом сгибе другой руки.

«Столбиком»

В этой позе держат малыша после кормления. Особенно это относится к детям, находящимся на искусственном вскармливании, так как с молочком из бутылочки они заглатывают и воздух. Поэтому после (и во время) каждой трапезы ребеночку нужно срыгнуть.

Рекомендуется переворачивать младенца «столбиком» через каждые 30 мл съеденной смеси и держать вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Также положение «столбик» полезно малышу, так как именно оно способствует правильному формированию позвоночника и заметно успокаивает кроху, когда тот раскапризничался.

Как правильно держать новорожденного столбиком? На самом деле в этом нет ничего сложного. Разверните чадо вертикально лицом к себе и как бы «повесьте» его на свое плечо: подбородок малыша должен лечь на ваше плечо, одна ваша рука прижимает попу и ножки младенца, а другая — придерживает его головку. В таком положении ребенок должен оставаться несколько минут, пока он не срыгнет или не успокоится.

Вперед лицом

Эта поза особенно понравится крохе, ведь, находясь в ней, можно оглядывать мир вокруг, а он так интересен маленькому человечку!

Переверните ребенка вертикально, лицом от себя. Одной рукой придерживайте его грудь, другой — обнимите за бедра. Но помните, что до определенного возраста нельзя сажать ребенка на руку. Он должен «висеть» в естественной позе.

Держим под мышкой

Многим (особенно молодым и неопытным) мамам этот способ ношения и держания младенца может показаться слишком опасным. На самом деле опытные мамы, занимаясь делами по дому, носят своих малышей именно так. Такая поза удобна, так как оставляет одну руку свободной. Получается, что и дела делаются, и кроха под присмотром.

Придерживая чадо под грудку, «посадите» его себе на бок. При этом сидеть в привычном понимании этого слова младенец не должен, его вес должен поддерживаться только вашей рукой. Ножки ребенка при этом расслаблены, а животик «висит», что, кстати, способствует устранению болезненных коликов, если таковые мучают малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector